Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новокузнецкий филиал
«Кемеровский областной медицинский колледж»
Методическая разработка бинарного практического занятия
учебной дисциплины Математика и Физика
Для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Раздел 1. Геометрия и Раздел 1. Механика
Занятие № 11
Тема 1.3 Координаты и векторы
Занятие № 10
Тема 1. 3 Законы сохранения в механике
Составлена преподавателями
Шилепиной Н. И.,
Гранкиной Н. А.
2019
Обучающая цель:
обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сила», «Векторы»;
усовершенствовать математическую культуру;
формировать умение решать поставленные задачи;
показать взаимосвязь физики и математики.
Развивающая цель:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Воспитательная цель:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид занятия: бинарный урок.
Междисциплинарные связи «Инностранный язык», «Русский язык».
Оснащение занятия:
технические средства: ноутбук, проектор, мобильные телефоны
наглядные средства: плакаты по теме
раздаточный материал: макет кроссворда, карточки с задачами, оценочный лист
Литература:
Основные источники:
Мордкович, А.Г. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. 11 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. организаций (базовый уровень) / А.Г. Мордкович, И.М. Смирновой. – М. : Мнемозина, 2014. – 429 с.
Фирсов, А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей [Текст] : учебник для студентов сред. проф. образования / А.В. Фирсов ; под ред. Т.И. Трофимовой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. -352 с.
Структура занятия
Организационный момент
Постановка целей и задач занятия
Мотивация
Актуализация базовых знаний
Обобщение и закрепление полученных знаний
Подведение итогов занятия, выставление отметок
Домашнее задание
Ход занятия
№ п/п | Элементы занятия, учебные вопросы | (мин) | Методы и приемы обучения |
| Организационный момент Преподаватель физики: (проверка отсутствующих). Сегодня тема урока: «Сила - векторная величина. Сложение векторов» | 2 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, вступительное слово |
| Постановка целей и задач занятия Преподаватель математики: цели нашего сегодняшнего урока следующие: обобщить и систематизировать знания по темам: «Сила», «Векторы»; усовершенствовать математическую культуру; формировать умение решать поставленные задачи; показать межпредметную связь точных наук с гуманитарными; показать взаимосвязь физики и математики. Преподаватель физики: Сегодня наш урок пройдет в виде соревнования двух команд: «Ньютонов» и «Эйнштейнов». Преподаватель математики: Вам необходимо будет выполнить по три задания, та команда которая выполняет задание первой получает максимально 5 баллов, по итогу вы набираете 15 баллов. У каждого из вас, есть таблица оценивания, которая состоит из 3 колонок. В первой колонке вы сами себе ставите отметку вначале занятия, во второй ставите предварительную отметку за работу на занятии, в третьей ставите отметку за выполнения итогового теста, эта отметка и будет оценивать ваши знания по теме урока. | 2 | методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, вступительное слово |
| Мотивация (ключевое предложение) Преподаватель физики: Но, прежде чем приступить к работе, определите для себя, какую оценку лично вы хотели бы получить сегодня на уроке и запишите ее в первый столбец в таблицы оценивания (Приложение №1). Преподаватель математики: На предыдущих уроках математики и физики вы изучили две темы, которые не могут существовать друг без друга: «Силы. Виды сил» и «Векторы. Сложение векторов». Преподаватель физики: Давайте подумаем: «Что произойдет в окружающем мире, если перестанут действовать силы или они поменяют свое направление, то есть вектор?» | 2 | |
| Актуализация базовых знаний (Приложение № 2 ) Преподаватель физики: Мы вспомнили, о чем шла речь на прошлых уроках. Теперь проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Каждая команда подготовила доклад – презентацию по изученному материалу. Вам нужно во время докладов заполнить таблицы в мини - конспектах (приложение №2). Преподаватель математики: Первыми выступает команда «Эйнштейнов» с докладом по теме: «Силы. Виды сил». (Выступают учащиеся со своим докладом) Преподаватель математики: Проверяем заполнение таблицы (слайд-презентация) Преподаватель физики: Теперь выступает команда «Ньютонов» со своим докладом. (Выступают учащиеся со своим доклад) Преподаватель физики: Проверим, правильно ли вы заполнили свои мини – конспекты. (Слайд-презентация) | 15 | Устный индивидуальный опрос |
| Обобщение и закрепление материала Преподаватель физики: Вот мы и вспомнили материал предыдущих уроков. Переходим к соревновательной части нашего урока. Итак, первый конкурс. Мы каждой команде зачитаем по 10 вопросов. Участники команды по очереди дают ответы на поставленные вопросы. Бонус в виде 5 баллов получит та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов. Начинает команда «Эйнштейнов». Продолжите фразу: « Действие одного тела на другое, в результате которого возникает ускорение тела, называется …» (Силой) Перечислите три характеристики силы. (Направление, точка приложения, модуль). Как называется вектор, у которого начало вектора совпадает с его концом?.. (нулевым вектором) Какое правило используется для сложения векторов, если вектора имеют общее начало? (правило параллелограмма) Если при откладывании векторов, из одной и той же точки они будут лежать в одной плоскости, то такие векторы называются… (компланарными) Направленный отрезок прямой, характеризующийся численным значением и направлением, называется…(вектором) Векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых, называются…(коллинеарными). Отгадайте загадки: С утра сегодня тарарам, Пляшут вещи тут и там, А мы кричим от радости: “Исчезла сила … (тяжести)” Вызвали меня к доске, Я стою в большой тоске. Мел держать не в силах я, Где ж ты сила… (трения)?! Вот дощечка через речку. По ней как речку перейти? Шагом, иль бегом без трудности? Поможет мне сила… (упругости)! Преподаватель математики: Команда «Эйнштейнов» ответила правильно на _____ вопросов. А теперь пришла очередь команды «Ньютонов». Команда готова? Два вектора в пространстве можно сложить по правилу… (параллелепипеда). Какие виды трения вы знаете?...(покоя, качения, скольжения) Векторы, имеющие одинаковые направление и длину называются…(равными). Куда направлен вектор силы тяжести?... (к центру Земли). Два ненулевых вектора, одинаково направленные, называются… (соноправленными). Назовите недостающий вид деформации: сжатия (растяжения), сдвиг, изгиб,… (кручение). Чему равен модуль вектора? ( ). Векторы, у которых скалярное произведение равно нулю, называются…? (ортогональными). Отгадайте загадки: Силу надо мне измерить? Какой прибор беру я смело? Не амперметр, не вольтметр, А прибор …(динамометр). Измеряем массу в килограммах, Время точно уж в секундах, Ну, а силу, круто так, Измеряем в …(Ньютонах). Преподаватель физики: Команда «Ньютонов» ответила правильно на _____ вопросов. В этом конкурсе победила команда ______________. Преподаватель физики: Переходим ко второму конкурсу (приложение № 3) вам необходимо будет разгадать кроссворд. Победит та команда, которая справится с заданием быстрее. Преподаватель математики: (Максимальное время для разгадывания 2 минуты) Команды готовы? Время пошло. Преподаватель физики: Переходим к следующему конкурсу. Вам нужно быстро и правильно решить задачи по физике и математике. Та команда, которая выполнит задание быстро и правильно, получит «5 баллов» (Максимальное время 8 минут). Преподаватель математики: В этом конкурсе победила команда _______________. Преподаватель математики: Итоги соревнования мы подведем позже. А чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили эту тему, мы проведем тестирование, где каждый из вас получит индивидуальную оценку. Преподаватель физики: В таблице оценивания во втором столбце отметьте оценку, которая, по вашему мнению, отражает вашу работу на уроке. Преподаватель математики: а теперь взяли в руки мобильные телефоны и пожалуйста выполните задания по инструкции предложенной на слайде. (Приложение 5) | 20 | Тестовый контроль Решение проблемных задач |
| Подведение итогов занятия, выставление отметок (диагностика) | 2 | |
| Домашнее задание: | 2 | |
Приложение № 1
Таблица оценивания работы на уроке
Оценка вначале занятия | Оценка в процессе занятия | Итоговая оценка за урок (результат тестирования) |
| | |
Приложение № 2
Актуализация базовых знаний
Преподаватель физики: Мы вспомнили, о чем шла речь на прошлых уроках. Теперь проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Каждая команда подготовила доклад – презентацию по изученному материалу. Вам нужно во время докладов заполнить таблицы в мини - конспектах (приложение №2).
Преподаватель математики: Первыми выступает команда «Эйнштейнов» с докладом по теме: «Силы. Виды сил».
(Выступают учащиеся со своим докладом)
Преподаватель математики: Проверяем заполнение таблицы (на экране появляется заполненная таблица)
| Сила тяжести | Сила упругости | Сила трения |
Определение | Сила, с которой Земля притягивается к себе тела | Сила, возникающая при деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение | Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная противоположно движению тела. |
Обозначение, единица измерения | Fт | Fупр | Fтр |
Формула | Fт = mg | Fупр = -kx | Fтр = µmg |
Прибор для измерения | динамометр |
Единица измерения | Н |
Преподаватель физики: Теперь выступает команда «Ньютонов» со своим докладом.
(Выступают учащиеся со своим доклад)
Преподаватель физики: Проверим, правильно ли вы заполнили свои мини – конспекты.
| Определение | Рисунок |
Нулевой вектор | Любая точка плоскости | |
Коллинеарные векторы | если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых | |
Равные векторы | Если они соноправленны и их длины равны | |
Сонаправленные векторы | Имеют одинаковое напрвление | |
Противоположно направленные векторы | Имеют противоположное направление | |
Правила сложения векторов
| На плоскости | В пространстве |
Название | треугольника | параллелограмма | многоугольника | параллелепипеда |
изображение | | | | |
формула | | | |
Приложение 3
Актуализация базовых знаний
«Решение кроссвордов»:
По физике:
Одна из характеристик силы - …(направление)
В ИСО равнодействующая всех сил равна ….(ноль)
Как называется буква, которой обозначают коэффициент трения (µ- мю)
Сила, без действия которой, тела повисли бы в воздухе? (тяжести)
Сила, действующая на сжатую пружину? (упругости)
Прибор для измерения силы? (динамометр)
В результате по горизонтали получится слово «НЬЮТОН»
1 | Н | А | П | Р | А | В | Л | Е | Н | И | Е | | | | | |
| | | | | | | 2 | Н | О | Л | Ь | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 3 | М | Ю | | | | | | | |
| | | | 4 | Т | Я | Ж | Е | С | Т | И | | | | | | |
| | | | 5 | У | П | Р | У | Г | О | С | Т | И | | | | |
| | | | | | | | | 6 | Д | И | Н | А | М | О | М | Е | Т | Р |
Преподаватель физики: А что такое «Ньютон»?
По математике:
Какая из следующих величин не является векторной:
Скорость;
Время;
Сила. (Время)
Два ненулевых вектора, одинаково направленные называются…(соноправленные).
Для сложения векторов часто используют правило параллелограмма. Как называется еще одно правило сложения векторов? (треугольника).
Векторы, у которых скалярное произведение равно нулю, называются…? (ортогональные).
Нулевым вектором является…(точка).
Векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых, называются…(коллинеарные).
В результате по вертикали получится слово «ВЕКТОР».
| | | | | | | | | | 1 | В | Р | Е | М | Я | | | | | | |
| 2 | С | О | Н | О | П | Р | А | В | Л | Е | Н | Н | Ы | Е | | | | | | |
3 | Т | Р | Е | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | А | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 4 | О | Р | Т | О | Г | О | Н | А | Л | Ь | Н | Ы | Е |
| | | | | | | | | 5 | Т | О | Ч | К | А | | | | | | | |
6 | к | о | л | л | и | н | е | а | р | н | ы | е |
Преподаватель математики: А что такое «Вектор»? Какие виды векторов ,вы знаете? Теперь проверим, правильно ли вы заполнили кроссворды. Победила команда _______________, так как ответила правильно и быстро на все вопросы.
Приложение № 4
Решение задач
Задачи для команды «Ньютонов»
На рисунке показаны силы (в заданном масштабе), действующие на материальную точку. Найти модуль равнодействующей силы.
Дано: | Решение |
F1=4H | |
F2=3H | H |
F3=5H | Ответ F= H |
Найти: F | |
Дан параллелограмм
. Точка А (0;2;0), В (1;0;1), С (2;0;2), D(1;2;2).
Найдите:
,
,
(геометрически и алгебраически).
Решение:
Дано: АВСД – параллелограмм,
А(0;2;0),
В(1;0;1),
С(2;0;2),
D(1;2;2).
Найдите:
,
,
Решение:
Ответ:
Задачи для команды «Эйнштейнов»
На рисунке показаны силы (в заданном масштабе), действующие на материальную точку. Найти модуль равнодействующей силы.
Дано: | Решение |
F1=4H | |
F2=3H | H |
F3=5H | Ответ F= H |
Найти: F | |
Дан параллелограмм
. Точка А (0;2;0), В (1;0;1), С (2;0;2), D(1;2;2).
Найдите:
,
,
(геометрически и алгебраически).
Р
ешение:
Дано: АВСД – параллелограмм,
А(0;2;0),
В(1;0;1),
С(2;0;2),
D(1;2;2).
Найдите:
,
,
Решение:
Ответ:
Приложение № 5
Самостоятельная работа
№1. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой человек давит на землю?
А) 800 Н; | Б) 700 Н; | В) 900 Н. |
№ 2. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лёд…
А) уменьшается; | Б) увеличивается; | В) не изменяется. |
№ 3. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?
А) сила тяжести; | Б) сила трения; | В) сила упругости. |
№ 4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
А) не изменяется; | Б) увеличивается; | В) уменьшается. |
№ 5. К пружине подвесили груз массой 400 г. Какова величина силы упругости, возникшей в пружине?
А) 4 Н; | Б) 0,4 Н; | В) 0 Н. |
№ 6. Даны точки А (2; 3; 1), В (1; 0; 2). Найдите координаты вектора
.
А) (3; 3; 3); | Б) (1; 3; -1); | В) (-1; -3; 1); | Г) (-3; -3; -3). |
№ 7. Найдите длину вектора
, если А(-1; 1; -1), В(1; -1; -1).
№ 8. Найдите длину вектора
если
(1; 1; -1),
(2; 0; 0)
А)(3;1;-1) | Б) (8;2;-2) | В) (6;0;0) | Г) (2;2;-2) |
№ 9. Векторы, не лежащие на одной прямой и не лежащие на параллельных прямых,-….
А) не сонаправленные; | Б) коллинеарные; | В) не коллинеарные; | Г) равные. |
№ 10. Длина отрезка, изображающего вектор – это…
А) равные отрезки; | Б) разность векторов; | В) сумма векторов; | Г) модуль вектора. |
Правильные ответы:
№ вопроса | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 |
Вариант ответа | в | б | а | в | в | в | в | б | в | г |