СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок по математике и физике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок по математике и физике»

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новокузнецкий филиал

«Кемеровский областной медицинский колледж»











Методическая разработка бинарного практического занятия

учебной дисциплины Математика и Физика



Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Раздел 1. Геометрия и Раздел 1. Механика

Занятие № 11

Тема 1.3 Координаты и векторы

Занятие № 10

Тема 1. 3 Законы сохранения в механике






Составлена преподавателями

Шилепиной Н. И.,

Гранкиной Н. А.













2019

Обучающая цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сила», «Векторы»;

  • усовершенствовать математическую культуру;

  • формировать умение решать поставленные задачи;

  • показать взаимосвязь физики и математики.

Развивающая цель:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Воспитательная цель:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.


Вид занятия: бинарный урок.


Междисциплинарные связи «Инностранный язык», «Русский язык».


Оснащение занятия:

  • технические средства: ноутбук, проектор, мобильные телефоны

  • наглядные средства: плакаты по теме

  • раздаточный материал: макет кроссворда, карточки с задачами, оценочный лист

Литература:

Основные источники:

  1. Мордкович, А.Г. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. 11 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват. организаций (базовый уровень) / А.Г. Мордкович, И.М. Смирновой. – М. : Мнемозина, 2014. – 429 с.

  2. Фирсов, А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей [Текст] : учебник для студентов сред. проф. образования / А.В. Фирсов ; под ред. Т.И. Трофимовой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. -352 с.

Структура занятия


  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач занятия

  3. Мотивация

  4. Актуализация базовых знаний

  5. Обобщение и закрепление полученных знаний

  6. Подведение итогов занятия, выставление отметок

  7. Домашнее задание

Ход занятия


п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

(мин)

Методы и приемы обучения



Организационный момент

    1. Преподаватель физики: (проверка отсутствующих). Сегодня тема урока: «Сила - векторная величина. Сложение векторов»

2

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, вступительное слово

Постановка целей и задач занятия

Преподаватель математики: цели нашего сегодняшнего урока следующие:

  • обобщить и систематизировать знания по темам: «Сила», «Векторы»;

  • усовершенствовать математическую культуру;

  • формировать умение решать поставленные задачи;

  • показать межпредметную связь точных наук с гуманитарными;

  • показать взаимосвязь физики и математики.

Преподаватель физики: Сегодня наш урок пройдет в виде соревнования двух команд: «Ньютонов» и «Эйнштейнов».

Преподаватель математики: Вам необходимо будет выполнить по три задания, та команда которая выполняет задание первой получает максимально 5 баллов, по итогу вы набираете 15 баллов. У каждого из вас, есть таблица оценивания, которая состоит из 3 колонок. В первой колонке вы сами себе ставите отметку вначале занятия, во второй ставите предварительную отметку за работу на занятии, в третьей ставите отметку за выполнения итогового теста, эта отметка и будет оценивать ваши знания по теме урока.

2

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, вступительное слово

Мотивация (ключевое предложение)

Преподаватель физики: Но, прежде чем приступить к работе, определите для себя, какую оценку лично вы хотели бы получить сегодня на уроке и запишите ее в первый столбец в таблицы оценивания (Приложение №1).

Преподаватель математики: На предыдущих уроках математики и физики вы изучили две темы, которые не могут существовать друг без друга: «Силы. Виды сил» и «Векторы. Сложение векторов».

Преподаватель физики: Давайте подумаем: «Что произойдет в окружающем мире, если перестанут действовать силы или они поменяют свое направление, то есть вектор?»


2


Актуализация базовых знаний (Приложение № 2 )

Преподаватель физики: Мы вспомнили, о чем шла речь на прошлых уроках. Теперь проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Каждая команда подготовила доклад – презентацию по изученному материалу. Вам нужно во время докладов заполнить таблицы в мини - конспектах (приложение №2).

Преподаватель математики: Первыми выступает команда «Эйнштейнов» с докладом по теме: «Силы. Виды сил».

(Выступают учащиеся со своим докладом)

Преподаватель математики: Проверяем заполнение таблицы (слайд-презентация)

Преподаватель физики: Теперь выступает команда «Ньютонов» со своим докладом.

(Выступают учащиеся со своим доклад)

Преподаватель физики: Проверим, правильно ли вы заполнили свои мини – конспекты. (Слайд-презентация)


15

Устный индивидуальный опрос

Обобщение и закрепление материала

Преподаватель физики: Вот мы и вспомнили материал предыдущих уроков. Переходим к соревновательной части нашего урока. Итак, первый конкурс. Мы каждой команде зачитаем по 10 вопросов. Участники команды по очереди дают ответы на поставленные вопросы. Бонус в виде 5 баллов получит та команда, которая даст наибольшее количество правильных ответов. Начинает команда «Эйнштейнов».

  1. Продолжите фразу: « Действие одного тела на другое, в результате которого возникает ускорение тела, называется …» (Силой)

  2. Перечислите три характеристики силы. (Направление, точка приложения, модуль).

  3. Как называется вектор, у которого начало вектора совпадает с его концом?.. (нулевым вектором)

  4. Какое правило используется для сложения векторов, если вектора имеют общее начало? (правило параллелограмма)

  5. Если при откладывании векторов, из одной и той же точки они будут лежать в одной плоскости, то такие векторы называются… (компланарными)

  6. Направленный отрезок прямой, характеризующийся численным значением и направлением, называется…(вектором)

  7. Векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых, называются…(коллинеарными).

Отгадайте загадки:

  1. С утра сегодня тарарам,

Пляшут вещи тут и там,

А мы кричим от радости:

“Исчезла сила … (тяжести)”

  1. Вызвали меня к доске,

Я стою в большой тоске.

Мел держать не в силах я,

Где ж ты сила… (трения)?!

  1. Вот дощечка через речку.

По ней как речку перейти?

Шагом, иль бегом без трудности?

Поможет мне сила… (упругости)!

Преподаватель математики: Команда «Эйнштейнов» ответила правильно на _____ вопросов. А теперь пришла очередь команды «Ньютонов». Команда готова?

  1. Два вектора в пространстве можно сложить по правилу… (параллелепипеда).

  2. Какие виды трения вы знаете?...(покоя, качения, скольжения)

  3. Векторы, имеющие одинаковые направление и длину называются…(равными).

  4. Куда направлен вектор силы тяжести?... (к центру Земли).

  5. Два ненулевых вектора, одинаково направленные, называются…

(соноправленными).

  1. Назовите недостающий вид деформации: сжатия (растяжения), сдвиг, изгиб,… (кручение).

  2. Чему равен модуль вектора? ( ).

  3. Векторы, у которых скалярное произведение равно нулю, называются…? (ортогональными).

Отгадайте загадки:

  1. Силу надо мне измерить?

Какой прибор беру я смело?

Не амперметр, не вольтметр,

А прибор …(динамометр).

  1. Измеряем массу в килограммах,

Время точно уж в секундах,

Ну, а силу, круто так,

Измеряем в …(Ньютонах).

Преподаватель физики: Команда «Ньютонов» ответила правильно на _____ вопросов. В этом конкурсе победила команда ______________.

Преподаватель физики: Переходим ко второму конкурсу (приложение № 3) вам необходимо будет разгадать кроссворд. Победит та команда, которая справится с заданием быстрее. Преподаватель математики: (Максимальное время для разгадывания 2 минуты) Команды готовы? Время пошло.

Преподаватель физики: Переходим к следующему конкурсу. Вам нужно быстро и правильно решить задачи по физике и математике. Та команда, которая выполнит задание быстро и правильно, получит «5 баллов» (Максимальное время 8 минут). Преподаватель математики: В этом конкурсе победила команда _______________.

Преподаватель математики: Итоги соревнования мы подведем позже. А чтобы понять, насколько хорошо вы усвоили эту тему, мы проведем тестирование, где каждый из вас получит индивидуальную оценку.

Преподаватель физики: В таблице оценивания во втором столбце отметьте оценку, которая, по вашему мнению, отражает вашу работу на уроке.

Преподаватель математики: а теперь взяли в руки мобильные телефоны и пожалуйста выполните задания по инструкции предложенной на слайде. (Приложение 5)

20

  • Тестовый контроль

  • Решение проблемных задач

Подведение итогов занятия, выставление отметок (диагностика)

2


Домашнее задание:

2






Приложение № 1


Таблица оценивания работы на уроке


Оценка вначале занятия

Оценка в процессе занятия

Итоговая оценка за урок

(результат тестирования)





Приложение № 2


Актуализация базовых знаний


Преподаватель физики: Мы вспомнили, о чем шла речь на прошлых уроках. Теперь проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Каждая команда подготовила доклад – презентацию по изученному материалу. Вам нужно во время докладов заполнить таблицы в мини - конспектах (приложение №2).

Преподаватель математики: Первыми выступает команда «Эйнштейнов» с докладом по теме: «Силы. Виды сил».

(Выступают учащиеся со своим докладом)

Преподаватель математики: Проверяем заполнение таблицы (на экране появляется заполненная таблица)


Сила тяжести

Сила упругости

Сила трения

Определение

Сила, с которой Земля притягивается к себе тела

Сила, возникающая при деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная противоположно движению тела.

Обозначение, единица измерения

Fт

Fупр

Fтр

Формула

Fт = mg

Fупр = -kx

Fтр = µmg

Прибор для измерения

динамометр

Единица измерения

Н


Преподаватель физики: Теперь выступает команда «Ньютонов» со своим докладом.

(Выступают учащиеся со своим доклад)

Преподаватель физики: Проверим, правильно ли вы заполнили свои мини – конспекты.


Определение

Рисунок

Нулевой вектор

Любая точка плоскости

Коллинеарные векторы

если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых

Равные векторы

Если они соноправленны и их длины равны




Сонаправленные векторы

Имеют одинаковое напрвление



Противоположно направленные векторы

Имеют противоположное направление



Правила сложения векторов


На плоскости

В пространстве

Название

треугольника

параллелограмма

многоугольника

параллелепипеда

изображение

формула





Приложение 3


Актуализация базовых знаний


«Решение кроссвордов»:

По физике:

  1. Одна из характеристик силы - …(направление)

  2. В ИСО равнодействующая всех сил равна ….(ноль)

  3. Как называется буква, которой обозначают коэффициент трения (µ- мю)

  4. Сила, без действия которой, тела повисли бы в воздухе? (тяжести)

  5. Сила, действующая на сжатую пружину? (упругости)

  6. Прибор для измерения силы? (динамометр)

В результате по горизонтали получится слово «НЬЮТОН»

1

Н

А

П

Р

А

В

Л

Е

Н

И

Е













2

Н

О

Л

Ь



















3

М

Ю












4

Т

Я

Ж

Е

С

Т

И











5

У

П

Р

У

Г

О

С

Т

И














6

Д

И

Н

А

М

О

М

Е

Т

Р



Преподаватель физики: А что такое «Ньютон»?

По математике:

  1. Какая из следующих величин не является векторной:

  • Скорость;

  • Время;

  • Сила. (Время)

  1. Два ненулевых вектора, одинаково направленные называются…(соноправленные).

  2. Для сложения векторов часто используют правило параллелограмма. Как называется еще одно правило сложения векторов? (треугольника).

  3. Векторы, у которых скалярное произведение равно нулю, называются…? (ортогональные).

  4. Нулевым вектором является…(точка).

  5. Векторы, лежащие на одной прямой или на параллельных прямых, называются…(коллинеарные).

В результате по вертикали получится слово «ВЕКТОР».











1

В

Р

Е

М

Я








2

С

О

Н

О

П

Р

А

В

Л

Е

Н

Н

Ы

Е







3

Т

Р

Е

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

А


















4

О

Р

Т

О

Г

О

Н

А

Л

Ь

Н

Ы

Е










5

Т

О

Ч

К

А








6

к

о

л

л

и

н

е

а

р

н

ы

е





Преподаватель математики: А что такое «Вектор»? Какие виды векторов ,вы знаете? Теперь проверим, правильно ли вы заполнили кроссворды. Победила команда _______________, так как ответила правильно и быстро на все вопросы.






Приложение № 4

Решение задач


Задачи для команды «Ньютонов»

  1. На рисунке показаны силы (в заданном масштабе), действующие на материальную точку. Найти модуль равнодействующей силы.

Дано:

Решение


F1=4H

F2=3H

H

F3=5H

Ответ F= H

Найти: F


  1. Дан параллелограмм . Точка А (0;2;0), В (1;0;1), С (2;0;2), D(1;2;2).

Найдите:

  1. ,

  2. ,

  3. (геометрически и алгебраически).

Решение:

Дано: АВСД – параллелограмм,

А(0;2;0),

В(1;0;1),

С(2;0;2),

D(1;2;2).

Найдите:

  1. ,

  2. ,

Решение:

Ответ:


Задачи для команды «Эйнштейнов»


  1. На рисунке показаны силы (в заданном масштабе), действующие на материальную точку. Найти модуль равнодействующей силы.

Дано:

Решение


F1=4H

F2=3H

H

F3=5H

Ответ F= H

Найти: F




  1. Дан параллелограмм . Точка А (0;2;0), В (1;0;1), С (2;0;2), D(1;2;2).

Найдите:

  1. ,

  2. ,

  3. (геометрически и алгебраически).

Р ешение:

Дано: АВСД – параллелограмм,

А(0;2;0),

В(1;0;1),

С(2;0;2),

D(1;2;2).

Найдите:

  1. ,

  2. ,



Решение:

Ответ:



Приложение № 5

Самостоятельная работа


№1. Человек, масса которого 80 кг, держит на плечах мешок массой 10 кг. С какой силой человек давит на землю?

А) 800 Н;

Б) 700 Н;

В) 900 Н.


№ 2. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лёд…

А) уменьшается;

Б) увеличивается;

В) не изменяется.


№ 3. Какая сила вызывает образование камнепадов в горах?

А) сила тяжести;

Б) сила трения;

В) сила упругости.


№ 4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…

А) не изменяется;

Б) увеличивается;

В) уменьшается.


№ 5. К пружине подвесили груз массой 400 г. Какова величина силы упругости, возникшей в пружине?

А) 4 Н;

Б) 0,4 Н;

В) 0 Н.

№ 6. Даны точки А (2; 3; 1), В (1; 0; 2). Найдите координаты вектора .

А) (3; 3; 3);

Б) (1; 3; -1);

В) (-1; -3; 1);

Г) (-3; -3; -3).


№ 7. Найдите длину вектора , если А(-1; 1; -1), В(1; -1; -1).

А)

Б)

В) 2

Г) 8.


№ 8. Найдите длину вектора если (1; 1; -1), (2; 0; 0)

А)(3;1;-1)

Б) (8;2;-2)

В) (6;0;0)

Г) (2;2;-2)


№ 9. Векторы, не лежащие на одной прямой и не лежащие на параллельных прямых,-….

А) не сонаправленные;

Б) коллинеарные;

В) не коллинеарные;

Г) равные.


№ 10. Длина отрезка, изображающего вектор – это…

А) равные

отрезки;

Б) разность векторов;

В) сумма

векторов;

Г) модуль вектора.


Правильные ответы:

вопроса

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Вариант ответа

в

б

а

в

в

в

в

б

в

г