СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология фгос ктп 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

в помощь учителям биологии, работающим по фгос в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Биология фгос ктп 8 класс»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №3» х.Северин

___________А.А. Пономарева

«29» августа 2017 год


Краснодарский край

Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 3»


Календарно – тематическое планирование


По биологии

Класс 8


Учитель Иванова Елена Егоровна


Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа


Планирование составлено на основе рабочей программы «Биология. 5-9 класс» Ивановой Е.Е., учителя биологии МБОУ «СОШ № 3», утверждённой решением педсовета протокол № 1 от 29 августа 2017 года


Планирование составлено в соответствии с ФГОС основного общего образования


Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2017.



















Календарно – тематическое планирование «Биология. 8 класс».

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты

проведения

Материально – техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ- компетенции, межпредметные понятия

план

факт

Тема 1. Организм человека. Общий обзор. (6 ч)

1

Введение. Биосоциальная природа человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.


1



Портреты ученых

Раб тетрадь с. 4 № 1; № 2

№ 3 № 4

Узнает: методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Научится: Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

2

Наука об организме человека. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.



1



Медиапроектор, рисунки, фотографии.

Узнает: методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни; роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Научится: Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

3

Структура тела. Место человека в живой природе.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

1



Раб. тетрадь с. 4 № 5; с. 5

№ 6

Узнает: особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.

Научится: Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающие и отряда Приматы и делать вывод на основе сравнения.

4

Клетка: строение, химический состав, жизнедеятельность. Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки.


Л/р №1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»



1



Таблица "Клетка», посуда и реактивы для проведения лабораторной работы



Узнает:

- органоиды клетки

-процессы жизнедеятельности клетки

-роль ферментов в процессе обмена веществ;

-сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Научится: Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки; сравнивать клетки растений, животных и человека.

5

Ткани. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечнополосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.


Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом»



1



Планшеты, тетради для записей, альбомы, карандаши

Микроскопы, образцы микропрепаратов

Узнает: определение понятия ткань; основные группы тканей человека;

Научится: Изучать микроскопическое строение тканей; рассматривать готовые препараты и описывать ткани человека; сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями; использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

6

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга: чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гормональная регуляция. Органы и системы органов.


1



Таблица «Строение клетки», «Внутренние органы»

Презентация: «Жизненные процессы клетки, их значение», «Органоиды клетки»

Микроскоп, микропрепараты тканей

Узнает: понятия: ткань, орган, система органов, рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Научится: Называть органы и системы органов человека; распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Тема 2. Нервная система. (4 ч.)

7

Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.




1



Таблица

"Строение клетки, Таблица «ЦНС»


Узнает: понятие рефлекса, особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы, функции нервной системы

Научится: Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы; составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

8

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.

Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.







1



Строение животной клетки слайд презентации

Узнает: отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Научится: Различать функции соматической и вегетативной нервной системы; характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма, роль нервной системы и гормонов в организме.

9

Спинной мозг. Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.





1



Таблица «ЦНС», презентация «Спинной мозг», мультмедийный проектор

Узнает: особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга.

Научится: Распознавать и описывать на таблицах основные части спинного мозга; характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

10

Головной мозг: строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение


1



Таблица «ЦНС», презентация «Головной мозг», мультмедийный проектор

Узнает: особенности строения и отделы головного мозга, функции.

Научится: Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга; характеризовать роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

Тема 3. Эндокринная система. (3 ч.)

11

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни связанные с гипофункцией(карликовость)и гиперфункцией(гигантизм) гипофиза; гормоны щитовидной железы (болезни: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, сахарный диабет). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.



1



Табл. Железы внутренней, внешней и смешанной секреции

Раб. тетрадь с. 5 № 1 № 2

№ 3


Узнает: понятия железы внешней, внутренней секреции, гормоны; особенности строения и работы желез эндокринной системы; заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез; роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Научится: Различать железы внутренней и внешней секреции; распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

12

Нейрогормональная регуляция. Нейрогормональная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

1



Рис. Нейрогуморальная регуляция

Раб. тетр. с. 6 № 5; № 6;


Узнает: Гипоталамо-гипофизарную систему, нейрогормоны, нервную регуляцию, гуморальную регуляцию.

13

Урок- зачёт «Нервная система. Эндокринная система»


1



Медиапроектор, презентация: «Нервная система. Эндокринная система»,


Тема 4. Опорно-двигательная система. (10 ч)

14

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка. Суставная жидкость.


Л/р №3«Строение костной ткани»

Л/р №4«Состав костей»

1



Медиапроектор, презентация

Скелет человека, микроскоп, микропрепараты

Таблица «Строение костной ткани»

Презентация «Обзор скелета человеческого тела»

Демонстрационный материал по анатомии.

Рабочая тетр. с. 10 № 2; № 3; № 4;


Узнает:

-особенности строения скелета человека;

-функции ОДС

Научится: Распознавать на таблицах основные части скелета человека; устанавливать взаимосвязь:

-между строением и функциями костей

-между строением и функциями скелета.

15

Скелет головы и туловища. Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнее- и нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудина). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

1



Медиапроектор, Таблица «Строение костной ткани»

Презентация «Обзор скелета человеческого тела»


Рабочая тетр. с. 11 № 5 № 6;

с. 12 № 10; № 11; № 12;
№ 13


Узнает: особенности строения скелета головы и туловища человека.

Научится: Распознавать на таблицах основные части скелета головы и туловища человека; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

16

Скелет конечностей. Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхних конечностей(плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пясть, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление к прямохождению .




1



Медиапроектор, Таблица «Строение костной ткани»

Презентация «Обзор скелета человеческого тела»


Рабочая тетр. с. 11 № 5 № 6;

с. 12 № 10;

Узнает: особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Научится: Распознавать на таблицах основные части скелета поясов и свободных конечностей; характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями скелета.

17

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах ОДС.

Травмы: переломы, вывихи, растяжения связок.



1



Скелет человека, микроскоп, микропрепараты

«Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов»

Презентация «Обзор скелета человеческого тела»

Научится: Использовать приобретенные знания и умения для:

-соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки.

-оказания первой помощи при травмах.

18

Обобщение по теме: « Скелет.»

1





19

Мышцы. Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия.

1



Таблица «Строение мышечной ткани»

Презентация «Обзор мышц человеческого тела»

Узнает: тип мышц, их строение и значение.

Научится: Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

20

Работа мышц. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.



1



Таблица «Строение мышечной ткани»

Презентация «Обзор мышц человеческого тела»

Узнает: принцип работы мышц.

Научится: Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц.

21

Нарушение осанки и плоскостопие. Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.



1



Таблица «Строение мышечной ткани»

Презентация «Обзор мышц человеческого тела»

Узнает: признаки хорошей осанки. Последствия нарушения правильной осанки.

Научится: Использовать приобретенные знания для:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

-соблюдение мер профилактики нарушения осанки.

22

Развитие опорно-двигательной системы.

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил ЗОЖ. Развитие ОДС: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма.



1



Таблица «Строение мышечной ткани»

Презентация «Развитие мышц человеческого тела»

Узнает: основы здорового образа жизни.

Научится: Использовать приобретенные знания и умения для профилактики заболеваний ОДС; находить биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий.

23

Урок-зачет: «Опорно-двигательная система»

1



Карточки с заданиями


Тема 5. Кровь и кровообращение. (9 ч)

24

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Кровь и ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.


Л/р № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»


1



Рис. Кровь и ее состав.

Демонстрационный материал Внутренняя среда

Презентация «Возбудители и переносчики болезни»

Микроскоп, микропрепараты

Таблица «Группы крови»

Узнает: признаки биологических объектов:

-составляющие внутренней среды организма

-составляющие крови (форменные элементы)

-составляющие плазмы.

-сущность биологического процесса свертывания крови.

Научится: Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

25

Иммунитет.

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный).


1



Медиапроектор, презентация «Иммунитет».

Демонстрационный материал Вакцинация

Рабочая тетр.

для опроса по теме с. 14
№ 7, с. 15 № 8


Узнает: понятие иммунитета, виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Научится: Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.

26

Тканевая совместимость и переливание крови.

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.



1



Демонстрационная табл.

Группы крови

Рабочая тетр. с.15 № 3
с. 4 № 4

Узнает: особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; факторы риска для здоровья.

Научится: Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

27

Строение и работа сердца.

Круги кровообращения.

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности). Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры. Вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.




1



Карточки с заданиями,

Демонстр табл. Работа сердца

Рис. Кровеносная система

Рабочая тетр. с. 16 № 3;
с. 17 № 4; № 5; № 6.


Узнает: особенности строения органов кровообращения; сущность биологического процесса: работу сердца; взаимосвязь между строением и функциями сердца.

Научится: Распознавать и описывать на таблицах:

-систему органов кровообращения

-органы кровеносной системы

Характеризовать:

-сущность биологического процесса – транспорта веществ

-сущность кругов кровообращения

28

Движение лимфы.

Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.




1



Микроскопы, микропрепараты,

Для опроса с. 19 № 14 – изучение биологического объекта

с. 19 № 13; с. 21 № 22;
с. 20 № 17

Узнает: особенности строения органов лимфатической системы

-сущность биологического процесса; транспорта веществ.

- сущность биологического процесса лимфообращения.

Научится: Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системой.

29

Движение крови по сосудам.

Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение АД. АД : верхнее и нижнее. Пульс. ЧСС. Перераспределение крови в организме.


1



Карточки с заданиями,

Демонстр табл. Движение крови по сосудам

Рис. Кровеносная система

Рабочая тетр. с. 16 № 3;
с. 17 № 4; № 5; № 6.


Узнает: сущность биологических процессов:

-движение крови по сосудам

-регуляция жизнедеятельности организма

-автоматизма сердечной мышцы.

30

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.

1



Презентация «Гигиена сердечно-сосудистой системы»

Научится: Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

31

Предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при к СС заболевания, причины и предупреждения (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. ЧСС. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные привычки.

Виды кровотечений. Приемы оказания первой помощи. Жгут. Закрутка. Давящая повязка при кровотечениях.


1



Карточки с заданиями,

Презентация «Предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы»


Узнает: влияние факторов риска для здоровья.

Научится: Использовать приобретенные знания для:

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма

-профилактика вредных привычек

- для оказания первой помощи при травмах (повреждение сосудов)

32

Урок-зачет: «Кровь и кровообращение».


1



Карточки с заданиями Таблица «Кровеносная система», «Первая помощь при кровотечении», «Круги кровообращения», «Строение сердца»


Тема 6. Дыхательная система. (5 ч)

33

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ.

Легкие, плевра, плевральная полость. Связь с кровеносной системой.


Л/р №6.«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1



Медиапроектор, рисунки и фотографии.

Рис. Значение дыхания, презентация «Органы дыхания»

Научится: Называть особенности строения организма человека; органы дыхательной системы;

распознавать и описывать на таблицах органы дыхания;

характеризовать сущность биологического процесса дыхания

34

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения.


Л/р №7.«Дыхательные движения. Модель Дондерса».


1



Таблица «Строение дыхательной системы»

Приборы для проведения лабораторной работы

Научится: Характеризовать сущность биологического процесса дыхания и транспорт веществ; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

35

Регуляция дыхания.

Дыхательный центр продолговатого мозга. Высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга. Рефлекторная регуляция дыхания.

Гуморальная регуляция дыхания. Защитный рефлекс (чихание и кашель).



1



Презентация «Регуляция дыхания»


Научится: Характеризовать типы и сущность регуляции биологического процесса дыхания; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

36

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена органов дыхания.

Первая помощь при поражении органов дыхания.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровье. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

1



Таблица «Строение дыхательной системы»

Презентация

«Влияние наркотиков, курения и других вредных привычек на организм»

Научится: Называть заболевания органов дыхания; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении СО, спасении утопающего; объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

37

Урок-зачет по теме «Дыхательная система».




Карточки с заданиями


Тема 7. Пищеварительная система. (7 ч)

38

Значение и состав пищи.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.



1



Таблица «Строение пищеварительной системы»

Презентация «Заболевания органов пищеварения, их профилактика», «Доврачебная помощь при пищевых отравлениях»

Научится: Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся; объяснять роль питательных веществ в организме; характеризовать сущность процесса питания.

39

Органы пищеварения.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).


1



Медиапроектор, презентация: «Органы пищеварения», фотографии

Научится: Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы; распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы; характеризовать сущность биологического процесса пищеварения.

40

Зубы.

Зуб, его строение. Резцы. Клыки. Коренные зубы. Выпадающие (молочные) и постоянные зубы. Кариес.

1



Таблица «Зубы»


Презентация «Заболевания зубов, их профилактика

Научится: Распознавать и описывать формы и функции различных зубов; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

41

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтаза, крахмал,. Глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка: желудочный сок, пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.


Л/р №8.«Действие ферментов слюны на крахмал».

Л/р №9. «Действие ферментов желудочного сока на белки».

1



Таблица «Строение пищеварительной системы»


Презентация «Пищеварение в ротовой полости и в желудке» оборудование для лабораторной работы

Научится: Давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы; распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы; характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

42

Пищеварение в кишечнике.

Всасывание питательных веществ.

Строение и функции пищеварительной системы

Роль ферментов в пищеварении.

Переваривание пищи в 12-персной кишке. Ферменты поджелудочной железы, роль печени в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

1



медиапроектор, презентация: «Пищеварение в кишечнике»

Рис. Аппендикс

Демонстрац. табл. Многообразие ферментов

Раб. тетр. с. 43 № 1–4;

с. 44 № 5–6.

Научится: Давать определение понятиям: фермент; распознавать и описывать на таблицах органы пищеварительной системы; характеризовать сущность биологического процесса пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

43

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки.


1



Медиапроектор, презентация: «Гигиена питания», «Регуляция пищеварения», «Вредные и полезные привычки»

Раб. тетр. с. 37 № 1–10

Научится: Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья, для соблюдения мер профилактики заболеваний органов ЖКТ, для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

44

Заболевания органов пищеварения.

Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Симптомы аппендицита.

1



Карточки с заданиями, медиапроектор, презентация: «Заболевания органов пищеварения»


Узнает: о заболеваниях органов пищеварения.

Научится: Профилактике пищевых отравлений и кишечных инфекций

Тема 8. Обмен веществ и энергии. Витамины. (4 ч)

45

Обменные процессы в организме.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.


1



Таблица «Пищевые рационы»

Научится: Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен; характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

46

Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки





1



Рис. Нормы питания

Рис. Обмен жиров, белков и углеводов

Демонстрац. материал по анатомии

Демонстрац. табл. Нормы питания

Раб. тетр. с. 47 № 15

Научится: Давать определение понятиям: пластический и энергетический обмен; характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме, обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека, использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

47

Витамины.

Витамины, их роль в организме. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А,В1,С,Д. Проявление авитаминозов («куриная слепота», бери – бери, цинга, рахит) и их предупреждение.




1



Раб. тетр. с. 21 № 1–5

Карточки с заданиями, медиапроектор, презентация: «Витамины»


Научится: Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они находятся; характеризовать роль витаминов в организме; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов.

48

Урок-зачет: «Пищеварительная система», «Обмен веществ».

1



Карточки с заданиями, медиапроектор, презентация «Пищеварительная система»


Тема 9. Мочевыделительная система. (2 ч)

49

Строение и работа почек.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов выделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма.





1



Рис. Строение и работа почек, медиапроектор, презентация: «Строение и работа почек»


Научится: Называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы; распознавать и описывать на таблицах органы мочевыделительной системы; характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

50

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

1



Карточки с заданиями, медиапроектор, презентация «Питьевой режим»

Научится: Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек.

Тема 10. Кожа. (2 ч)

51

Кожа. Строение и значение кожи.

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

1



Рис. Кожа

Демонстрац. табл. Кожа

Раб тетр. с. 59 № 1; с. 60

№ 2–3

Научится: Называть особенности строения кожи человека, функции кожи; распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

52

Роль кожи в терморегуляции.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений. Нарушения кожных покровов и их причины.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.


1



Рис. Роль кожи в терморегуляции

Демонстрац. табл. Факторы риска

Раб тетр.

С. 63 № 6; № 1–3

Для опроса с. 64 № 11

Научится: Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях.

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы. (5 ч)

53

Значение органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки. Стекловидное тело. Зрительный нерв. И анализатор.



1



Рис. Органы чувств

Демонстр.табл. Орган зрения и зрительный анализатор

Раб тетр. с. 65 № 1–6;

с. 66 № 7–10

Узнает: понятия орган чувств, рецептор, анализатор.

Научится: Называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора; характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека; распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

54

Заболевания и повреждения глаз.

Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.




1



Раб тетр. С.66 №1-№3; С.67 №4-№6

Демонстр.табл. Болезни глаз

Узнает: заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Научится: Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье

Использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения; профилактика вредных привычек

55

Орган слуха и равновесия.

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего, внутреннего уха. Улитка. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат-орган равновесия.






1



Рис. Орган слуха и равновесия

Демонстрац. материал по анатомии

Раб. тетр.

с. 68 № 1–3; с. 69 № 4–8

Узнает: особенности строения органа слуха и слухового анализатора

Научится: Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье; использовать приобретенные знания дл: соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха

56

Органы осязания, обоняния, вкуса.

Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.





1



Рис. Органы обоняния, вкуса и осязаниия

Демонстрац. материал по анатомии

Раб. тетр. с. 70 № 1–2; 1–3

с. 72 № 5–6

Узнает: особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов.

Научится: Распознавать и описывать на таблицах основные части органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; характеризовать роль органов чувств и анализаторов.

57

Урок-зачёт: «Мочевыделительная система», «Кожа», «Органы чувств. Анализаторы».

1



Карточки с заданями


Тема 12. Поведение и психика. (5 ч)

58

Врожденные и приобретенные формы поведения.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение.




1



Рис. Рефлекс

Узнает: понятия безусловный и условный рефлексы

Научится: Называть принцип работы нервной системы; характеризовать

-особенности работы головного мозга.

-биологическое значение безусловный и условный рефлексы

-сущность регуляции жизнедеятельности организма.

59

Закономерности работы головного мозга.

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловный и условный рефлексы, их биологическое значение.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение.




1



Демонстрац. материал по анатомии

Карточки с заданиями, медиапроектор, презентация «Биологические ритмы»

Узнает: принцип работы нервной системы

Научится: Характеризовать

-особенности работы головного мозга

-биологическое значение безусловный и условный рефлексы

-сущность регуляции жизнедеятельности организма

-значение сна; использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

60

Особенности ВНД. Познавательные процессы.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности и появлений речи и осознанных действий. Особенности мышления, его развитие. Память, виды.





1



Медиапроектор, презентация: «Познавательные процессы»

Узнает: особенности ВНД

Научится: Характеризовать особенности ВНД и поведения человека (речь, память, мышление), их значение; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).

61

Воля и эмоции. Внимание.

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.




1



Карточки с заданиями, медиапроектор, презентация «Внимание»



Научится: Называть особенности ВНД; характеризовать особенности ВНД и поведения человека; использовать знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений, навыков).

62

Работоспособность. Режим дня.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление.




1



Карточки с заданиями, медиапроектор, презентация «Режим дня»

Узнает: понятие утомление.

Научится: Анализировать и оценивать влияние факторов риска для здоровья; использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Тема 13. Индивидуальное развитие человека. (4 ч)






Тема 13. Развитие животного мира на Земле (6 ч)

63

Половая система человека.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.




1



Карточки с заданиями, медиапроектор, презентация «Полова система»

Узнает: особенности строения половой системы.

Научится: Объяснять причины наследственности; использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

64

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем. (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

1



медиапроектор, презентация: «Наследственные, врожденные заболевания», «ЗППП»

Узнает: причины проявления наследственных заболеваний.

Научится: Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды на здоровье; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции.

65

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.





1



Рис. Развитие после рождения

Демонстрац. материал

Внутриутробное развитие

Узнает: понятие размножение, оплодотворение.

Научится: Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ- инфекции; профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

66

О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенность.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Вредные и полезные привычки. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, способности.

1



Медиапроектор, презентация: «Наркогенные вещества»

Узнает: психологические особенности личности

Научится: Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

67

Повторно – обобщающий урок: «Анатомия, физиология и гигиена человека».

1



Индивидуальные варианты карточек с тестовыми заданиями

Научится: Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым заданиям.

68

Урок-зачёт: «Анатомия, физиология и гигиена человека».

1



Индивидуальные карточки с заданиями, планшеты, карандаши, альбомы

Научится: Культуре отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ.


Итого: 68 часов; л. р. 9; к.р. 7








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!