Девиз: «Охранять природу – значит охранять Родину»
Правила игры
1. В игре принимают участие 2 команды обучающихся 2 и 3 курсов - по 5 человек в каждой.
2. У команды должны быть: название, девиз, эмблема, выполнить домашнее задание. В течение игры каждая команда находится за своим столом.
3. Игра состоит из 6 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии, биологии, математике, физике, литературе, музыке.
4. На обдумывание ответа предоставляется 1-4 минут.
5. На вопрос команды отвечают письменно на специальных карточках. Командой определяется один человек, который должен в указанное время записать ответ на карточке. Когда ответ записан полностью, капитан поднимает вверх руку и зачитывает ответ и передает карточку ведущему. Первой отвечает команда, которая раньше других подняла свою табличку, но ответы должны предоставить и зачитать обе команды.
6. Контроль за порядком проведения биологической игры, оценку правильности ответов и подсчет набранных командами баллов осуществляет жюри, в состав которой входят преподаватели колледжа; 2 студента (раздают жетончики и контролируют время).
7. За правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл, за неправильный ответ команда не получает баллов .
Первый конкурс «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД»
Задача 1. Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Почему?
Ответ 1. Звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды и звук хорошо передается по толще воды, и легко улавливается рыбами.
Задача 2. Кому легче и кому труднее передвигаться по заболочен-
ной почве— лошади или корове? Почему?
Ответ 2. У лошадей (непарнокопытных) при вытаскивании ног из вязкой почвы под копытами создается пониженное давление, и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног. У парнокопытных животных при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ног сближаются, и вокруг них свободно проходит воздух.
Задача 3. Почему крупные птицы во время дальних перелетов летят каким-либо строем (клином, косяком), а мелкие — неоформленной стаей?
Ответ 3. При взмахах крыльев крупных птиц возникают мощные воздушные потоки, которые могут мешать другим близко летящим птицам. Расположенные строем крупные птицы тратят меньше энергии при полете. Для мелких птиц этот фактор не имеет существенного значения.
Слово жюри Итоги первого раунда и конкурса «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД» .
Задача 1. Лесники иногда называют березу доброй няней ели. И для этого у них есть все основания. Подлесок из молодых елочек, вырастающих под кронами берез, как правило, выживает и достигает зрелого возраста, и тогда для березы наступают тяжелые времена:
Крошки-ели, как мимозы,
Выросли под березой.
А как выросли те крохи
Няньке стало очень плохо!
Почему? Какое явление в жизни леса связано с описанным примером?
Ответ к задаче 1. Это явление – экологическая сукцессия – смена березового леса еловым. Так как береза – светолюбивое растение, оно не может расти в тенистом еловом лесу и погибает. Постепенно березовый лес сменяется еловым. А молодые елочки тенелюбивы и прекрасно себя чувствуют в тени берез, быстро растут и обходят в росте свою добрую «няню».
Задача 2. «СОЛНЦЕ СВОИМ ЛУЧИСТЫМ СВЕТОМ ДАЕТ ЖИЗНЬ». Объясните, как вы понимаете зависимость жизни от солнечного света?
Ответ к задаче 2. Без солнечного света жизнь на Земле невозможна. Солнце дает нам свет и тепло, благодаря чему на планете растут растения. Только они из всех живых организмов способны из углекислого газа и воды на свету синтезировать органические вещества, накапливать их в своих органах и тканях. Этот процесс называется фотосинтезом, а его побочным продуктом является кислород, без которого не могут обходиться живые организмы. Растения стоят первым звеном во всех пищевых цепочках, все остальные организмы получают энергию солнца в виде органического вещества, накопленного растениями, поэтому все животные, люди и растения – дети Солнца.
Задача 3.
Почему поют птицы? Назовите правила поведения в природе.
Ответ 3. Своим пением птицы показывают всем обитателям, что этот участок занят, чтобы соперники не претендовали на него. Иногда поют для привлечения самки. Еще звуки у животных выражают сигнал тревоги, опасности, взаимоотношения с особями своего вида и других видов, с потомством и т. д. Поэтому в природе важно соблюдать тишину и не нарушать «музыку природы», не пугать обитателей, не вводить их в стрессовое состояние.
Задача 4. Стоит ли повсеместно уничтожать всех комаров?
Ответ к задаче 4. Как сказал Б. Заходер: «Все-все на свете нужны, и мошки не меньше, чем слоны». Комары занимают определенное место в экосистеме, в цепях питания, в трофических связях сообщества. Поэтому, уничтожив комаров, человек нарушит один из законов экологии: «Всё связано со всем». Произойдут необратимые изменения в экосистемах и в биосфере, и возможна экологическая катастрофа. Человек не должен необдуманно вмешиваться в природу и нарушать взаимосвязи между организмами.
Задача 1 для первой команды.
В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. За 1 год 1га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя фитонциды. За сутки 1 га леса даёт 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе. За сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа. Подсчитайте для леса площадью 10 га массу поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки. Какому числу людей хватит выделяемого этим лесом кислорода.
Задача 2 для второй команды:
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин. Правило экологической пирамиды - Закономерность, согласно которой количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу, в 10 раз меньшую.
Ответ 1. Решение:
• 240 * 10 = 2400 кг углекислого газа поглощают 10 га леса.
• 200 * 10 = 2000 кг кислорода выделяют.
• 3 * 10 = 30 кг фитонцидов выделяют.
• 50 * 10 = 500 кг пыли улавливают за год.
• 2000: 0,6 = 3333 человека.
Ответ: За сутки лес площадью 10 га: Поглотит углекислого газа – 2400 кг (2,4 т) Выделит кислорода – 2000 кг (2т) Выделит фитонцидов – 30 кг Число людей, которым хватит выделенного кислорода – 3333 человека.
Ответ 2:
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг необходимо 300 000кг планктона.
Слово жюри
Итоги 2 и 3 раундов.
Игра со зрителями
Условие: Нужно изменить одну букву в их названии или прибавить одну букву, чтобы получить название животного.
Например: кора – коза.
свечка –
осень –
корона –
палка –
капля –
дрова –
рука –
море –
лес –
коса –
чашка –
лист –
свечка – овечка осень – олень корона – ворона, корова палка – галка капля – цапля дрова – дрофа рука – щука море – морж лес – лев, лещ коса – коза чашка – чайка лист – аист
1.
«Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья».
(Старый конь борозды не испортит).
2. «На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава».
(Сердцу не прикажешь).
3. «Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива».
(Работа - не волк, в лес не убежит).
4. «Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество».
(Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.)
5. «Сбился с азимута среди трех голосеменных».
(Заблудился в трех соснах).
6. «При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси».
(Хочешь жить - умей вертеться).
Молодцы!!!!
Все конкурсы позади.
Стихотворение Евгения Александровича Евтушенко - «Убивай зверей внутри себя».
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
О чём говорит здесь поэт? Каких зверей он призывает убивать?
Напишите по одному слову.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир. Давайте жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!
Слово жюри. Подведение итогов игры.
- Благодарю вас за участие в игре и активную жизненную позицию.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко