Муниципальное автономное образовательное учреждение
« Орликская средняя общеобразовательная школа»
Биосинтез белка.
Синтез и-рнк.
Синтез полипептидной цепи на рибосомах
Разработка урока для 10 класса
Составитель Дырженова Е.З.,
учитель биологии,
учитель высшей категории.
Орлик 2020 год
Цель:
раскрыть сущность процесс биосинтеза белка в живой клетке;
развивать умение работать с генетической таблицей;
Воспитывать умение оформлять генетические задачи;
Задачи:
сформировать знания об основных процессах метаболизма- биосинтезе белка, как сложнейшем многоступенчатом процессе, в которой реализуются функции многих веществ и органоидов клетки: закрепить знания о генетическом коде, объяснить сущность матричных реакций: раскрыть биологическое значение биосинтеза белка
Оборудование урока: тексты задач
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Какие функции выполняют белки?
Как пополняются запасы белков в организме?
Где осуществляется процесс биосинтеза белка?
В какой период жизни клетки идет наиболее интенсивно биосинтез белка?
III. Изучение нового материала
Любая живая клетка способна синтезировать белки и наиболее интенсивно- в период роста и развития. Способность к синтезу белка передается по наследству от клетки к клетке и сохраняется в течении всей жизни. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков.
Одна молекула ДНК участвует в синтезе нескольких десятков белков.
Каждый участок ДНК, определяющий синтез молекулы белка называется геном.
- Где содержится молекула ДНК в клетках растений и животных?
- Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передается к месту синтеза белка?
Для того чтобы синтезировать белки с заданными свойствами, к месту их построения поступает информация о порядке включения аминокислот в пептидную цепь. Эта информация заключена в нуклеотидной последовательности и-РНК, синтезируемых на соответствующих участках ДНК.
Процесс списывания или синтез и-РНК, называется транскрипцией.
В процессе синтеза , по мере продвижения РНК-полимеразы вдоль молекулы ДНК, пройденные ею одноцепочные участки ДНК вновь объединяются в двойные спирали.
Образуемая в ходе транскрипции и-РНК содержит точную копию информации, записанной в соответствующем участке ДНК.
Тройки рядом стоящих нуклеотидов и-РНК,
Шифрующие определенные аминокислоты называют кодонами. Последовательность кодонов и-РНК шифрует последовательность аминокислот в пептидной цепи. Сочетание из 3-х нуклеотидов, кодирующие определенные аминокислоты называется кодом ДНК, или генетическим кодом.
Работа с учебниками
Каждой аминокислоте соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНк из 3-х рядом стоящих нуклеотидов.
Например: и-РНК ГЦЦ- аланин
ЦГУ- аргинин
ГУУ- валин
Важная роль в биосинтезе белка принадлежит т-РНК, которые доставляют аминокислоты к месту синтеза пептидных цепей.
Молекула т-РНК состоит из 75095 нуклеотидов и имеет вид клеверного листа в ней выделяют две важные части:
Акцепторный конец- к нему присоединяется транспортируемая аминокислота с помощью фермента кодолазы.
Три ветви, состоящие из комплементарно спаренных нуклеотидов. Средняя ветвь- антикодоновая, заканчивается петлей в центре которой расположен антикодон, состоящий их 3- нуклеотидов, которые комплементарны одному из кодонов и-РНК. Этот кодон шифрует именно ту аминокислоту, которую данная т-РНК транспортирует к рибосоме, где осуществляется сборка пептида
Синтез полипептидной цепи на матрице и-РНК носит название трансляция.
Во время трансляции происходит перевод информации из последовательности кодонов и-РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи. Когда т-РНК поступает на рибосому антикодон узнает свой кодон и-РНК, сначала т-РНК с аминокислотой присоединяется к своему кодону, затем аминокислота присоединяет к себе растущую цепь белка с образованием пептидной связи.
Рибосома с образованием белков сходит с и-РНК, далее рибосома нанизывается на любую другую и-РНК, а белковая молекула поступает в ЭПС, где приобретает свою окончательную структуру.
IV.Закрепление
Какова роль ферментов в биосинтезе белка
Задача. Участок молекулы ДНК кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: А-Ц-Ц-А-Т-А-Г-Т-Ц-Ц-А-А-Г-Г-А-
Определите последовательность аминокислот в полипептиде
3)Транскрипция-это:
а)удвоение ДНК;
б) синтез и-РНК на ДНК;
в) синтез полипептидной цепи на и-РНК;
г) синтез и-РНК, затем синтез на ней полипептидной цепочки;
V. Итог урока
Домашняя работа: § 10