СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биосинтез белка 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биосинтез белка 10 класс»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

« Орликская средняя общеобразовательная школа»













Биосинтез белка.

Синтез и-рнк.

Синтез полипептидной цепи на рибосомах




Разработка урока для 10 класса

Составитель Дырженова Е.З.,

учитель биологии,

учитель высшей категории.











Орлик 2020 год


Цель:

  • раскрыть сущность процесс биосинтеза белка в живой клетке;

  • развивать умение работать с генетической таблицей;

  • Воспитывать умение оформлять генетические задачи;


Задачи:

сформировать знания об основных процессах метаболизма- биосинтезе белка, как сложнейшем многоступенчатом процессе, в которой реализуются функции многих веществ и органоидов клетки: закрепить знания о генетическом коде, объяснить сущность матричных реакций: раскрыть биологическое значение биосинтеза белка

Оборудование урока: тексты задач

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  1. Какие функции выполняют белки?

  2. Как пополняются запасы белков в организме?

  3. Где осуществляется процесс биосинтеза белка?

  4. В какой период жизни клетки идет наиболее интенсивно биосинтез белка?

III. Изучение нового материала

Любая живая клетка способна синтезировать белки и наиболее интенсивно- в период роста и развития. Способность к синтезу белка передается по наследству от клетки к клетке и сохраняется в течении всей жизни. Основная роль в определении структуры белка принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков.

Одна молекула ДНК участвует в синтезе нескольких десятков белков.

Каждый участок ДНК, определяющий синтез молекулы белка называется геном.

- Где содержится молекула ДНК в клетках растений и животных?

- Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передается к месту синтеза белка?

Для того чтобы синтезировать белки с заданными свойствами, к месту их построения поступает информация о порядке включения аминокислот в пептидную цепь. Эта информация заключена в нуклеотидной последовательности и-РНК, синтезируемых на соответствующих участках ДНК.

Процесс списывания или синтез и-РНК, называется транскрипцией.

В процессе синтеза , по мере продвижения РНК-полимеразы вдоль молекулы ДНК, пройденные ею одноцепочные участки ДНК вновь объединяются в двойные спирали.

Образуемая в ходе транскрипции и-РНК содержит точную копию информации, записанной в соответствующем участке ДНК.

Тройки рядом стоящих нуклеотидов и-РНК,

Шифрующие определенные аминокислоты называют кодонами. Последовательность кодонов и-РНК шифрует последовательность аминокислот в пептидной цепи. Сочетание из 3-х нуклеотидов, кодирующие определенные аминокислоты называется кодом ДНК, или генетическим кодом.

Работа с учебниками

Каждой аминокислоте соответствует участок цепи ДНК, и соответственно, и-РНк из 3-х рядом стоящих нуклеотидов.

Например: и-РНК ГЦЦ- аланин

ЦГУ- аргинин

ГУУ- валин

Важная роль в биосинтезе белка принадлежит т-РНК, которые доставляют аминокислоты к месту синтеза пептидных цепей.

Молекула т-РНК состоит из 75095 нуклеотидов и имеет вид клеверного листа в ней выделяют две важные части:

  1. Акцепторный конец- к нему присоединяется транспортируемая аминокислота с помощью фермента кодолазы.

  2. Три ветви, состоящие из комплементарно спаренных нуклеотидов. Средняя ветвь- антикодоновая, заканчивается петлей в центре которой расположен антикодон, состоящий их 3- нуклеотидов, которые комплементарны одному из кодонов и-РНК. Этот кодон шифрует именно ту аминокислоту, которую данная т-РНК транспортирует к рибосоме, где осуществляется сборка пептида

Синтез полипептидной цепи на матрице и-РНК носит название трансляция.

Во время трансляции происходит перевод информации из последовательности кодонов и-РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи. Когда т-РНК поступает на рибосому антикодон узнает свой кодон и-РНК, сначала т-РНК с аминокислотой присоединяется к своему кодону, затем аминокислота присоединяет к себе растущую цепь белка с образованием пептидной связи.

Рибосома с образованием белков сходит с и-РНК, далее рибосома нанизывается на любую другую и-РНК, а белковая молекула поступает в ЭПС, где приобретает свою окончательную структуру.

IV.Закрепление

  1. Какова роль ферментов в биосинтезе белка

  2. Задача. Участок молекулы ДНК кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: А-Ц-Ц-А-Т-А-Г-Т-Ц-Ц-А-А-Г-Г-А-

Определите последовательность аминокислот в полипептиде

3)Транскрипция-это:

а)удвоение ДНК;

б) синтез и-РНК на ДНК;

в) синтез полипептидной цепи на и-РНК;

г) синтез и-РНК, затем синтез на ней полипептидной цепочки;

V. Итог урока

Домашняя работа: § 10





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!