5 класс. Урок № 89. Тема: «Доли. Понятие обыкновенной дроби» В течение месяца учащиеся 5 класса собирали материал о Новороссийске, и по данным собранного материала были составлены математические задачи, которые используются при работе на уроке. Урок проводится после проведения анализа над ошибками в контрольной работе. Домашнее задание было дано в тестовой форме (учебник «проверь себя». Стр167.)
Тип и особенности: урок изучения нового материала (комбинированный) с помощью исследовательской работы, наблюдения. Метод организации учебно-познавательной деятельности − учебный и трудовой практикум. Оборудование: компоненты УМК «Вентана-Граф. Математика 5‒6. А.Г Мерзляк, В.Б. Полоноский, М.С. Якир.», проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), на каждом столе учащихся учебник, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности, заготовленные таблицы мониторинга, карточки с изображением смайлика. На столе учителя лежат заготовленные материалы к уроку.
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Органи-зация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Определить цель занятия. | На доске записана дата и название темы: «Доли. понятие обыкновенной дроби». На столах учащихся открыт учебник (с. 170). | - Ребята, мы с вами живем в красивейшем городе России - Новороссийске. И готовясь, ко дню города мы провели большую исследовательскую работу, собрали интересный материал о людях, истории, географии, экологии. Собранный материал поможет нам сегодня на уроке. | - вспоминают некоторые моменты своей исследовательской подготовительной работы. | Целеполагание, предметная рефлексия (повторение ранее изученного материала). Регулятивные: готовность к восприятию материала. |
- в сиреневой рамочке на странице учебника 170 обозначена цель сегодняшнего занятия. Почитайте ее. Как вы считаете, понадобятся ли нам знания о дробях в реальной жизни? | Читают рубрику. Отвечают на поставленный вопрос. |
Проверка выполнения домашнего задания. | Установление правильности т осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | На столе каждого учащегося лежит распечатка мониторинга работы на уроке. | -какие задания из домашней работы вызвали затруднения, если вопросов нет или объяснены не понятые задания, перейти к взаимопроверке домашней работы. | -задают вопросы по выполнению домашнего задания, - те кто справился - отвечают на вопросы (поясняют), | Привитие навыков контроля, взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Работа в парах.(коммуникативные) |
На экране высвечиваются правильные ответы тестовой домашней работы. | - осуществляет контроль за работой учащихся, отвечает на индивидуальные вопросы учащихся. | - взаимопроверка домашней работы (учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг у друга). Выставляют оценку в распечатку мониторинга. |
Всесторонняя проверка знаний | Проверка вычислительных навыков с натуральными числами. | Задания для устного счета и ответы (за шторкой) выведены на экран интерактивной доски. | - осуществляет контроль за работой учащихся, отвечает на индивидуальные вопросы учащихся. | Выполняют работу по вариантам, в рабочую тетрадь записывают только ответы. | Привитие навыков самоконтроля, для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. Развитие вычислительных навыков с с применением свойств сложения. |
- проверка выполнения устной работы с помощью интерактивной доски. | - проверяют правильность своих ответов. |
-пояснение критерий оценивания работы: 5- все задания верны 4 – 3 задания верны 3 – 2 задания верны Остальные оценки не выставляются. | -выставляют оценки в таблицу мониторинга. |
Актуализация знаний и умений | Продемонстрировать необходимость знаний о долях и дробях. | - условие задачи на доске: наглядное представление данных | Ответьте на вопросы: в каком районе города проживает больше всего человек? В каком меньше? -Как вы сравнили эти данные? | -отвечают на вопросы: В центральном районе. В новороссийском районе. Сравнили числа написанные на диаграмме. | Использование опорных знаний и умений приобретенных в начальной школе. Пропедевтика ГИА. Формирование культуры математической речи (коммуникативные). |
-как выйти из ситуации, если бы числа не были не были указаны на рисунке? | - по размерам долей на рисунке. |
Задача по географии Новороссийска на интерактивной доске. | - Решим задачу, материал к этой задаче собрал Захар Д. | -По желанию один учащийся работает у доски. Решают задачу с помощью учителя. Делают записи в тетради. |
-Мы ее решили используя слово половина, которое означает часть целого предмета. Какие части вы еще знаете? | - учащиеся отвечают на поставленный вопрос. |
Целепо-лагание | Объяснение материала, работа с учебником по «добыванию» нужной информации. | Учебник, опорный конспект. | - Делить целое нам приходится часто. Приятно видеть, как вы делите шоколадку, мандарин, когда хотите угостить своих одноклассников. -В результате деления мы получаем новые числа о которых почитаем в учебнике на странице 170. | - читают параграф 25 учебника -рассмотрим пример. - делают вывод: Записи вида ⅓, ⅔, ⅛, ⅜, ⅝, ⅞ и т.п. называют обыкновенными дробями. | Развитие самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий (Познавательные) Обогащение речи новыми математическими терминами и утверждениями. |
- создание опорного конспекта по теме. | - записывают опорный конспект себе в тетрадь. |
физкультминутка | Здоровье сберегающий момент. | Слайд со стихотворением: Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота Ну-ка делайте со мною Упражнение такое: Раз – поднялись, потянулись, Два – нагнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка Головою три кивка. | -читает стихотворение Выполняет движения вместе с ребятами | - Выполняют зарядку. | |
Закрепление новых знаний. | Первичная проверка понимания, обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. | Упражнения в учебнике № 674, 675, 676. Задача повышенного уровня № 697. | - контроль за деятельностью учащихся, помощь учащимся в выполнении поставленных задач. | - желающие выполняют упражнения у доски с комментариями своих действий, применяя новые термины. Остальные учащиеся работают в своих тетрадях. | Формирование необходимости теоретического обоснования (объяснения) выполняемой практической работы. Развитие навыка сотрудничества. |
Контроль и самопроверка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Получение достоверной информации о достижении планируемых результатов обучения. | На интерактивной доске появляется слайд с самостоятельной работой «первичная проверка усвоения материала» | - контроль за самостоятельностью действий учащихся. | Все работают в тетрадях. | Развитие навыков самостоятельной работы, навыков самооценки учащегося. |
На интерактивной доске появляется слайд с ответами к самостоятельной работе. | - Корректирует неверные решения ответы. - поясняет критерий оценивания работы: 5- все задания верны 4 – 4 задания верны 3 – 3 задания верны Остальные оценки не выставляются. | -исправляют ошибки, допущенные в работе. -выставляют оценки в таблицу мониторинга |
Подведение итогов | Дать анализ и оценку достижения учащимися цели урока. | - На столе каждого учащегося лежит распечатка мониторинга работы на уроке с выставленными оценками за каждый этап работы. | - предлагает учащимся поставить себе оценку за урок в таблице мониторинга и передать эти таблицы учителю. -выставляются оценки в журнал, предупреждая, что учитель проверит самооценку ребят и на следующий урок прокомментирует оценки учащихся с учетом собственного мнения. | -выставляют себе итоговую оценку и передают таблицу учителю. | Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися реальной информации о реальных результатах учения. |
Инфор-мирова-ние о домаш-ней работе | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учебник «Математика 5 класс» | - Домашнее задание: прочитать стр.170-171 (пункт 25. До слов: «На рисунке 188…) учебника. Выучить новые понятия. № 677, 699 (пояснить). Подготовить мини сообщения: «Из истории дробей» (для желающих) | -Записывают задание | Самостоятельность в закреплении учебных навыков, полученных на уроке. Расширение кругозора по теме. |
Рефлек-сии | Инициировать предметную рефлексию | Учебник открыт на стр. 172, на экране рубрика «Вопросы и задания» | - На какой из вопросов раздела «Вы узнаете» получены ответы сегодня на уроке, и на какие вопросы раздела вы можете теперь ответить? - Задания на уроке были легкие или трудные. -как вы считаете, можем ли мы в повседневной жизни обойтись без обыкновенных дробей? -мне понравилось, как вы оценили свою работу на уроке. И я надеюсь на дальнейшее сотрудничество. -Благодарю за урок. Покажите, какой смайлик соответствует вашему настроению после нашего урока. | -Указывают, читают и отвечают на вопросы рубрики -понимают, что без дробей обойтись не возможно. - поднимают карточки со смайликом, сообщая свое настроение.(как вариант учащиеся заполняют «экран настроения, приклеивая смайлики на разлинованный лист в конце урока.) | Давать оценку проделанной работе, оценивать целесообразность, объяснять причины успехов и неудач. |
к уроку.