Работу выполнила учитель химии и биологии Поварова Светлана Николаевна
Филиал МБОУ « Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Новокленское
Блок заданий на развитие УУД
В основу ФГОС заложен системно –деятельностный поход , который предполагает признание существенной роли активной познавательной деятельности обучающихся выстраивающийся на основе УУД.В результате у обучающихся формируется способность применять полученные знания , умения и навыки для решения теоретических и практических задач. Формирование УУД в процессе обучения биологии , которые содействуют развитию познавательной самостоятельности школьников - достаточно новая проблема для методики обучения биологии. Вместе с тем , в школьной практике формированию УУД уделяется все больше внимания. Поэтому важным представляется исследование современного состояния проблемы формирования УУД в целях выяснения перспективы данного вопроса в педагогической науке и обоснование теоретических основ непрерывного образования в современном обществе. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно – следственных связей.
Рассмотрим на конкретных примерах как можно формировать и развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя различные приемы. Умение классифицировать – это умение распределять какие – либо объекты по классам. отделам в зависимости от общих признаков
Рассмотрим несколько примеров:
6 класс, задание №1. Из приведенных ниже признаков выбери те признаки, характерные для растений класса однодольных и двудольных.
5класс. Задание №2. Умение определять соответствие между живым организмом и средой обитания. Соотнесите название животного и среды обитания.
1. Сыч воробьиный А) Водная
2. Нерпа Б) Наземная
3. Бурундук В) Воздушная
4. Пеночка
5. Рыжая вечерница
6. Афалина
В своей работе хочу показать, как можно формировать познавательные универсальные учебные действия на разных этапах урока биологии в 5 классе.
По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
поставь вопросы к данному абзацу;
составь суждение по тексту параграфа...;
выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
расскажи по опорным словам (разверни информацию);
заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
создай таблицу (сверни информацию) по ...;
составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
составь набор понятий темы...;
составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;
составь разные предложения с одним и тем же понятием ....
Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:
Запишите тему, выделите ключевые слова.
Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
Приведите примеры.
Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для формирования и развития умения “свертывания” информацииможно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:
Запишите тему, выделите ключевые слова.
Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
Приведите примеры. УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.
4. Контролирующее задание.
Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.
Бактерии называют микроорганизмами, потому что...
Бактерии, имеющие округлую форму называются...
Клетки, в которых отсутствует ядро...
Бактерии размножаются путем...
Бациллами называют бактерии, у которых...
Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:
А) автотрофы
Б) гетеротрофы
В) сапротрофы
Г) паразиты
Д) цианобактерии
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.
На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).
Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер:
