СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Блок заданий на развитие УУД

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД в процессе изучения биологии содействуют развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников.В холе усвоения различного материала путем различных упражнений  идет развитие логических действий: анализ.синтез и другое.

Просмотр содержимого документа
«Блок заданий на развитие УУД»

Работу выполнила учитель химии и биологии Поварова Светлана Николаевна

Филиал МБОУ « Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе Новокленское

Блок заданий на развитие УУД

В основу ФГОС заложен системно –деятельностный поход , который предполагает признание существенной роли активной познавательной деятельности обучающихся выстраивающийся на основе УУД.В результате у обучающихся формируется способность применять полученные знания , умения и навыки для решения теоретических и практических задач. Формирование УУД в процессе обучения биологии , которые содействуют развитию познавательной самостоятельности школьников - достаточно новая проблема для методики обучения биологии. Вместе с тем , в школьной практике формированию УУД уделяется все больше внимания. Поэтому важным представляется исследование современного состояния проблемы формирования УУД в целях выяснения перспективы данного вопроса в педагогической науке и обоснование теоретических основ непрерывного образования в современном обществе. В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно – следственных связей.

Рассмотрим на конкретных примерах как можно формировать и развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя различные приемы. Умение классифицировать – это умение распределять какие – либо объекты по классам. отделам в зависимости от общих признаков

Рассмотрим несколько примеров:

6 класс, задание №1. Из приведенных ниже признаков выбери те признаки, характерные для растений класса однодольных и двудольных.

5класс. Задание №2. Умение определять соответствие между живым организмом и средой обитания. Соотнесите название животного и среды обитания.

1. Сыч воробьиный А) Водная

2. Нерпа Б) Наземная

3. Бурундук В) Воздушная

4. Пеночка

5. Рыжая вечерница

6. Афалина

1

2

3

4

5

6







В своей работе хочу показать, как можно формировать познавательные универсальные учебные действия на разных этапах урока биологии в 5 классе.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;

  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);

  • поставь вопросы к данному абзацу;

  • составь суждение по тексту параграфа...;

  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;

  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);

  • заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;

  • создай таблицу (сверни информацию) по ...;

  • составь план изучения темы ... (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);

  • составь набор понятий темы...;

  • составь предложения по теме ..., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;

  • зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;

  • составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.

  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).

  • Приведите примеры.

Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информацииможно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.

  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.

  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).

Приведите примеры. УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание.

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

  1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что...

  2. Бактерии, имеющие округлую форму называются...

  3. Клетки, в которых отсутствует ядро...

  4. Бактерии размножаются путем...

  5. Бациллами называют бактерии, у которых...

  6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических...

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) сапротрофы

Г) паразиты

Д) цианобактерии

УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников.

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер: