СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Большая буква в именах собственных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе посвящён проблеме гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Материал раскрывает вопросы формирования чувства любви к малой родине, чувства гордости за свою республику. Разработка урока может быть полезна учителям русского языка и литературы, классным руководителям.

Просмотр содержимого документа
«Большая буква в именах собственных»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Свердловская специализированная школа №6 имени Героев 203-й стрелковой

Запорожско -Хинганской Краснознаменной ордена Суворова дивизии»

(ГБОУ «Свердловская СШ №6»)







Урок русского языка в 5 классе

Большая буква в именах собственных







Бабкина Ольга Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы,

специалист высшей категории,

учитель-методист















Аннотация

Конспект урока русского языка в 5 классе посвящён проблеме гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Материал раскрывает вопросы формирования чувства любви к малой родине, чувства гордости за свою республику.

Разработка урока может быть полезна учителям русского языка и литературы, классным руководителям.


Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………………………..… 3

  2. Основная часть. Разработка урока русского языка в 5 классе «Большая буква в именах собственных» ………………………………………………………………………………4

  3. Список использованных источников……………………………………………………..10

  4. Приложения.…………………………………………………………………….................11






















Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».

Разработка урока русского языка в 5 классе «Большая буква в именах собственных» посвящена проблеме воспитания гражданских чувств, любви к малой родине, родному языку.

Урок научит ребят ценить историю своего города, дорожить его памятниками, гордиться подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава малой родины.



















Тема. Большая буква в именах собственных

Цели урока:

- углубить знания учащихся о собственных именах существительных, закрепить написание прописной буквы в именах собственных;

- формировать умение различать имена собственные и собственные наименования, умение правильно их писать; выражать отношение к высказываемому, развивать коммуникативные навыки, умение наблюдать, сопоставлять и делать выводы;

- воспитывать гражданские чувства, любовь к малой родине, родному языку; интерес к слову, знаниям, уважение к собеседнику.

Тип урока: урок обобщения и углубления знаний и умений.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация [2], тесты, тексты, мини-проекты

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

- Отправьте друг другу лучики счастья, собрав их нежно в ладошки, со словами: желаю добра, счастья, удачи, здоровья, понимания и т. д.

- Готовы?!

- Произнесите свое желание и киньте его вверх. Начнем!

- Спасибо. Значит, сегодня и наш урок, и ваше настроение, и весь день будут наполнены добром.

II. Актуализация опорных знаний

Слайд 2

Учитель:

- Послушайте стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова…»

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз -

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

- Ребята, какую часть речи мы изучаем?

- Что такое существительное?

- В окружающем нас мире много предметов, каждый из которых имеет своё название.

- На прошлом уроке мы познакомились с именами существительными собственными и нарицательными.

Слайд 3

- Используя интерактивное упражнение «Идейная карусель»1 [1, с. 119], дайте ответ на следующие вопросы: «Какие имена существительные называются нарицательными и собственными? Что входит в имена собственные? С какой буквы пишутся имена собственные, когда заключаются в кавычки?»

(Учитывая возраст детей, заранее готовлю карточки с вопросами. Детям необходимо вставить правильные ответы в формулировку правил).

Карточка

Существительные нарицательные являются названиями ________________ предметов.

Например, ______________________________________________________________

Существительные собственные являются названиями _________________ предметов.

К существительным собственным принадлежат: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Имена собственные пишутся с _________________ буквы. В кавычки заключаются следующие имена собственные: __________________________________________________

________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.

III. Мотивация учебной деятельности

Слайд 4

- Послушайте и внимательно посмотрите на экран.

(… ). Зеленая п…лоска леса у г…ризонта, Королевские скалы, степи, п…ля, терриконы… Этот шахтёрский край дорог сер…цу каждого, кто живет и трудится здесь. Сколько великих и малых дел свершилось! Это моя малая родина – частичка Луганской Народной Республики.

- О каком городе идет речь в тексте?

 - Как вы это определили? Какие слова в тексте помогли вам понять, что речь идет о родном городе Свердловске?

- Какой частью речи являются названные вами слова?

- Найдите существительные в тексте.

- В тексте нам встретилось слово Луганская Народная Республика. Обратите внимание, как оно пишется. Объясните почему?

- Вы гордитесь тем, что живете в ЛНР?

- Назовите свой любимый город.

- А вы знаете свой город?

IV. Определение темы урока. Целеполагание.

Слайд 5

– Послушайте отрывок из стихотворения Е. Измайловой и догадайтесь, о какой орфограмме пойдёт речь сегодня на уроке.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Слайд 6

- О каких существительных мы сегодня будем говорить?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Сформулируйте цель урока.

- Откройте тетради, запишите:

Число

Классная работа

Большая буква в именах собственных

V. Обобщение и углубление знаний и умений

  1. Работа с текстом

Свердловск… Зеленая п…лоска леса у г…ризонта, Королевские скалы, степи, п…ля, терриконы… Этот шахтёрский край дорог сер…цу каждого, кто живет и трудится здесь. Сколько великих и малых дел свершилось! Это моя малая родина – частичка Луганской Народной Республики.

- Выпишите существительные с пропущенными буквами, назовите орфограммы. Обратите внимание на правописание слова террикон.

олоска, у горизонта, поля, сердцу, терриконы).

Слайд 7

Словарная работа

Террикон – отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлечённых при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых.

Синтаксический разбор предложения

Террикон – символ Донбасса.

Слайды 8 - 19

  1. Викторина «Мой город»

Викторина сопровождается показом презентации. В ходе викторины учащиеся записывают ответы в тетрадь в именительном падеже.

- По мнению историков, в 1185 году войско какого князя вошло в наш край? (князя Игоря).

- В честь кого назван наш город? (Якова Михайловича Свердлова).

- На какой улице находится памятник Я. Свердлову? (улица Энгельса).

- Назовите другие улицы нашего города.

- А вам известны улицы имени Молокова, Пирогова, Сергея Тюленина?

- В честь кого они названы? (лётчика Молокова, хирурга Пирогова, молодогвардейца Сергея Тюленина).

- Назовите уникальный уголок природы нашего региона. (заповедник «Провальская степь»).

- В заповеднике находится геологический памятник. Как он называется? (Королевские скалы).

- Какие реки протекают в Провальской степи? (река Калиновая, река Провалье).

- Посмотрите на фото и назовите основные достопримечательности города.

(сквер «Парк времени», Шахтёрский сквер, кинотеатр «Победа»).

- Обратите внимание на фото. Назовите выдающихся людей нашего города.

(художница Екатерина Литовченко, герой ЛНР Станислав Синельник).

Ответы учащиеся записывают в тетрадях, по цепочке - на доске (с комментированием).

Записи в тетради: князь Игорь, Яков Михайлович Свердлов, улица Энгельса, площадь Мира, лётчик Молоков, хирург Пирогов, молодогвардеец Сергей Тюленин, заповедник «Провальская степь», Королевские скалы, река Калиновая, река Провалье, сквер «Парк времени», Шахтёрский сквер, кинотеатр «Победа», художница Екатерина Литовченко, герой ЛНР Станислав Синельник.

- Ребята, у вас возникли трудности при написании ответов на вопросы викторины? Что вызвало трудность?

Слайд 20. Физкультминутка

(под песню «Мой родной, любимый город»)

Слайд 21

3. Составьте предложения, чтобы существительные выступали именами собственными и нарицательными.

Победа, орёл, труд.

В кинотеатре «Победа» состоялась премьера фильма. – На луганскую землю пришла долгожданная победа!

Над Провальской степью летел орёл. - Во время экскурсии мы посетили город Орел.

В газете «Труд» была интересная статья. - Терпенье и труд все перетрут.

- Сделайте вывод: как различать имена нарицательные и собственные.

Слайд 22

4. Творческая работа

Опережающее задание: создать мини-проекты с использованием собственных имён существительных: «Достопримечательности родного города», «Талантливые люди земли свердловской», «Красивые, живописные места г. Свердловска», «Защитники ЛНР». (Приложение 1).

Защита мини-проектов (до 1 минуты)

VI. Итог урока

Слайд 23

Тестирование

Тест

1. Имена существительные собственные называют:

а. однородные предметы;

б. единичные предметы.

2. Имена собственные пишутся:

а.  с маленькой буквы;

б.  с большой буквы.

3. Заглавия книг, журналов, газет, картин, кинофильмов заключаются:

а.  в скобки;

б.  в кавычки.

4. Укажите собственное наименование:

а.  река;

б.  север;

в.  Северский Донец.

5. Укажите собственное существительное, которое заключается в кавычки:

а.  Донбасс;

б.  универмаг Донбасс;

в.  Дон.

6. Найдите «третье лишнее»:

а.  ИВАН

б.  ИВАНОВО

в. ИВАН-ЧАЙ

Слайд 24

- Что для вас означает выражение «малая родина»?

- Вы любите свой город?

- Гордитесь тем, что живёте в ЛНР? Почему?

VII. Рефлексия

Слайд 25. Продолжите фразу:

- Мне было интересно…

- Мы сегодня разобрались…

- Я сегодня понял, что…

- Мне было трудно…

- На следующем уроке я хочу…

VIII. Домашнее задание ( дифференцированное по уровню знаний)

Слайд 26

1. Вообразите, что вы являетесь представителем экскурсионного агентства. Подготовьте материал для экскурсии, используйте в нем собственные и нарицательные имена существительные. Обратитесь к гостям и предложите им совершить экскурсию по нашему городу. Расскажите о культурной жизни нашего города.

2. Распределительное списывание. (Приложение 2).

Список использованных источников

  1. Пометун Е. И. Энциклопедия интерактивного обучения. – К., 2007. – с 119.

  2. https://cloud.mail.ru/public/CdPf/cUnnZmVB4

  3. https://lugansk.wiki/sverdlovsk/places/park-vremeni

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. http://sverdlovsk.net.ua/materialy/sverdlovsk/zapovednik-provalskaja-step.html

  6. https://polk.mir-lug.info/bessmertnyj-polk-vojny-v-donbasse/sinelnik-stanislav-nikolaevich/





























Приложение 1

Возможные варианты проектов. Мини-проекты

Достопримечательности родного города

Сквер «Парк времени»

«Парк времени» - интереснейшая достопримечательность Свердловска. Он вызывает большой интерес, так как является единственным в своем роде. «Парк времени» - это название сквера, разбитого возле городской налоговой инспекции. На его территории размещаются уменьшенные копии легендарных символов человечества. Здесь можно увидеть миниатюрную Эйфелеву башню, египетские пирамиды, исторический памятник «Золотые ворота». Это излюбленное место для прогулок [3].

Талантливые люди земли свердловской

Екатерина Литовченко

Екатерина Литовченко родилась в городе Свердловске Луганской области в 1948 году. С 12 лет начала заниматься в цирке, отдавала предпочтение воздушной гимнастике.

Екатерина упорно тренировалась в цирковом коллективе ДК им. Я. М. Свердлова. Постоянные ежедневные занятия делали своё дело, и группа стала выступать сначала в области, а потом — по всему СССР. 1 июня 1968 года произошел несчастный случай: во время отработки прыжков на батуте, упала с высоты, получив перелом шейного позвонка. C этого времени была прикована к постели.

В обществе инвалидов «Мужество» познакомилась с его председателем (Зайцевым Николаем Прокофьевичем), который вдохновил её к дальнейшим подвигам.

С 1993 года начала рисовать фломастером, карандашом зажатым в зубах. За все время было создано более 300 работ, которые выставлялись на выставках в США, Голландии, Бельгии и многих других странах Мира.

Умерла Екатерина Литовченко 16 июля 2012 года. 44 года она была прикована к постели. Это удивительный человек, сильная духом личность [4].

Красивые, живописные места г. Свердловска

Заповедник «Провальская степь»

Заповедник «Провальская степь» был создан в 1975 г.

В Провальской степи находятся два памятника природы: геологический - Королёвские скалы (протяженность 15 км по левому берегу р. Провалье) и ботанический - Провальский дуб (возраст около 300 лет, высота до 20 м). Ландшафт степи разнообразный через гривистый характер рельефа и имеет красочный растительный покров. Постоянные водостоки – через р. Провалье и ее приток р. Калиновая.

Провальская степь отличается наибольшим флористическим богатством. 25 видов растений занесены в Красную книгу [5].

Защитники ЛНР

Станислав Синельник

Станислав Синельник родился в г.Свердловске Луганской области. Учился в средней школе №1, после школы пошел работать на Свердловский машиностроительный завод, с которого он был призван в армию. Служил в ракетных войсках в Ивановской области, затем-сверхсрочно в десантных войсках. После демобилизации вернулся на завод.

В ряды ополчения Станислав ушел одним из первых-в мае 2014 года. 22 мая свердловские ополченцы приняли первый бой под Лисичанском. Семнадцать человек, вооруженных стрелковым оружием, против четырех сотен солдат ВСУ и десяти единиц бронетехники. В бою получил смертельное ранение, умер на поле боя.

Награжден медалью «80 лет воздушно-десантным войскам», посмертно казачьим знаком «Герой Донского казачества», дважды — орденом РКРП «Красного Знамени», медалью РКРП «За оборону Луганска» [6].

Приложение 2

Прочитайте текст, распределите имена собственные по группам. Дополните каждую группу 2-3 именами собственными.

Географические названия

Названия рек

Имена и фамилии

Парки, скверы

Памятники

культуры

Город Свердловск назван в честь Я. М. Свердлова, советского политического и государственного деятеля, революционера.

Историки считают, что в 1185 году берегами Северского Донца прошло войско князя Игоря. В 1721 году по приказу Петра I в эти земли была направлена экспедиция для исследования недр и поиска «горючего» камня.

В 1938 году с разделением Донецкой области образовалась Ворошиловградская область, в которую входил Свердловский район, получивший название от поселка им. Свердлова. Сам город был образован путём объединения нескольких населённых пунктов.

В мае 2014 года Свердловск вошёл в состав Луганской Народной Республики.

Основные достопримечательности города - это многочисленные церкви и храмы, краеведческий музей, парк культуры и отдыха имени Героев Сталинградской битвы, сквер «Парк времени», в котором размещены уменьшенные копии культурных символов человечества – Египетские пирамиды, Эйфелева башня, исторический памятник «Золотые ворота».

1 Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются.

3. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!