Школа-источник стресса, что абсолютно ни для кого не секрет. Перегруженность от учебной программы, успех ученика, который зависит от исполнения своих ролей учителями и родителями, но всегда ли это возможно на все сто процентов? Думаю, что часто учитель может не соответствовать идеалу, как и родители, они могут быть излишне дотошны в своих стремлениях или наоборот, слишком либеральны. Возможно, постоянное оценивание или нападки одноклассников вызывают у ребёнка всё больший и больший стресс.
Чем это опасно, известно каждому, кто помнит хотя бы самую малость из школьной программы по биологии. Из-за механизмов, которые помогали выжить первобытному человеку, который находился в совершенно не похожих на нынешние условиях жизни, первобытная реакция "бей-беги", которая спасала при нападении хищников, теперь стала нашим убийцей. Гормоны, не растворяясь в крови, создают массу проблем для всего организма, большая часть наиболее частых заболеваний нередко становится последствием стресса, так как реагировать на стресс атакой или побегом сейчас во многих случаях невозможно. Вряд ли вы били экзаменаторов или коллегу, который создавал стрессовую ситуацию, абсолютно так же и ученик школы не может пнуть обидчика, учителя или родителя и тоже не может убежать. Что же делать со стрессом?
Попробую дать ответ на этот вопрос. Естественно, это должна быть работа родителей. Работа, требующая множества усилий и знаний, чтобы справиться с таким противником, как стресс. Но родители всегда могут посвящать время и силы своему ребёнку, а если детей несколько, а если тяжёлый труд для финансового благополучия или неспособность к воспитанию детей? Также, огромная работа на плечах классного руководителя и школьного психолога, которые, исправно исполняя свои обязанности, могут положительно повлиять на атмосферу внутри коллектива, на способность ученика самостоятельно справиться со своим стрессом. Но всегда ли все части этого механизма работают идеально? Конечно же нет, часто та или иная часть системы не функционирует на должном уровне или не функционирует вовсе. В таком случае часть работы может упасть на плечи учителя-предметника и часто он может сделать жизнь ученика гораздо приятнее, помогая справиться со стрессом. Для этого есть множество инноваций и методических разработок.
На один приём хотел бы обратить особое внимание. Он подходит для уроков географии, истории и других предметов школьной программы. Этот приём-погружение, т.е. урок, который может проходить в разнообразных формах от ролевой игры до использования VR технологий. Своеобразная релаксация, когда ученик погружается в совершенно другую роль, место и время.
Такие уроки требуют от учителя чуть большей подготовки чем обычные уроки, а так же позволяют применить его творческий потенциал и артистизм. Естественно, что и провести урок-релаксацию просто не с каждой темой, и больший выбор интересных тем тут у учителей истории и литературы, но география по интересности и широте, выбора тем отстаёт совсем немного.
Возьмём как пример тему занятия «Как люди заселяли Землю» из учебника «География 5-6 классы» за авторством Алексеева А.И., Липкинной Е.К. и попробуем превратить эту приятную тему в урок, который позволит ученикам не только получить новые знания, но и отдохнуть.
Занятие может проходить в следующей форме: используя проектор и подготовленные материалы, педагог погружает ученика в жизнь первобытного человека, и во время занятия наш ученик может побывать в шкуре первобытного рыболова, египетского земледельца или кочевника в степях северного Китая. Заранее подготовленный текст, который учитель артистично читает ученикам, перемежаясь с визуальным материалом (визуализация нужна для учеников которые обладают слабо развитой фантазией или не хорошо улавливают информацию на слух) который при определённых усилиях можно подобрать в интернете и затемненный кабинет сделают своё дело для погружения в роли, которые предложит ученику педагог.
Благодаря пересечению с историей, ученики придут на урок уже имея представления о появлении и расселении человека по Земле. С другими же темами подготовить учеников заранее можно при помощи домашнего задания (например, заранее ознакомиться с параграфом учебника) или выбирать темы, которые пересекаются с другими предметами, чтобы ученику на уроке было легче освоить информацию.
Взглянув на параграф мы видим, что тема охватывает огромный промежуток истории человечества и огромные территории. Текст из учебника может быть прекрасным скелетом для занятия, но для погружения нам потребуется сделать текст более художественным и придумать небольшие фрагменты, описывающие жизнь первобытных и древних людей, чтобы рассказать более живо и сложить образ в умах слушающих, в котором стоит дать имена персонажам, глазами которых мы постараемся взглянуть на те или иные события, составить описание природы вокруг. Пусть это будет египтянин Хопеш который строит канал для орошения полей или мальчишка-кочевник. При определенном творческом усилии со стороны педагога ребёнок спокойно примерит эту роль на себя, что буквально позволит сбросить напряжение с плеч ребёнка.
Визуальная часть на таком занятии - это показ видеофрагментов (при использовании проектора), которые будут соответствовать тематике и настроению всего занятия. Занятия с погружением проходят достаточно успешно, позволяя выполнить поставленную задачу по борьбе со стрессом среди учеников.
Успешность такого опыта подтверждает моя деятельность как педагога организатора при проведении мероприятий муниципального уровня. В этом учебном году планируется проведение таких занятий педагогами дополнительного образования Дома детского творчества Мелекесского района, которые работают по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Краевед-исследователь» и «Знатоки истории» туристско-краеведческой направленности. Выбор тем для педагогов, работающих по этим программам достаточно широк. При использовании метода погружения от достопримечательностей Ульяновской области до тематики Гражданской и Отечественной Войны. Что полезно для учеников, которые могут прямо на уроках частично избавиться от стресса, а также даёт большие возможности для реализации творческого потенциала педагогов дополнительного образования в Мелекесском районе. Надеюсь, это также пригодится вам в вашей деятельности.