Рабочая программа по курсу « Брянский край «С азбукой по родному краю» для 1 класса разработана на основе нормативной базы:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями и дополнениями.
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России
3.Авторской программы курса «Брянский край», авторы Н.Е.Пряникова, Н.В.Шик. Брянск: Курсив, 2012.
4. Рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
Современное начальное образование – обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.
Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.
Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «С азбукой по родному краю».
В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования в рамках национально-регионального компонента. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка.
Цель: расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.
Основные задачи:
-создание целостного образа своего края, отражение его своеобразия и неповторимости;
- формирование знаний об особенностях природы Брянской области:
-развитие патриотических качеств на основе знаний о родном крае:
-воспитывать у учащихся осознанно- бережное отношение к природе родного края, страны:
- учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас:
- развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, явлении в справочной и научной литературе.
В учебном плане школы на изучение курса «С азбукой по родному краю » отводится 1 ч в неделю (33 занятия).
Занятия проводятся: 1 занятие в неделю по 35 минут.
Программа рассчитана на обучающихся 1 класса, первый год обучения.
Для реализации данной программы используется :
Авторская программа «Брянский край»;
Учебное пособие для учащихся 1 классов общеобразовательных школ. Авторы-составители: Н.Е.Пряникова, Н.В.Шик (серия «Родной край»)-Брянск.Курсив, 2012г.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю».
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие интереса;
- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.
Метапредметные результаты:
- введение правил;
- разный вид деятельности;
- разучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о современных профессиях;
- формирование знаний об истории города, поселка.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
К концу обучения в 1 классе обучающиеся научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
. – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
получат возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
II. Содержание курса внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» 1 класс ( 33 часа )
Темы курса изучаются а алфавитном порядке. На каждую букву (тему) – 1 час.
Азбука – к мудрости ступенька - 6 ч. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Правила техники безопасности на занятиях. |
Учимся разгадывать ребусы и загадки -2 ч. Сказки Брянского леса. – 2 ч. Животный мир Брянской области.- 2 ч. Сезоны года. Виртуальное путешествие в животный мир своего края. Природа родного края.- 2 ч. Сезоны года. Виртуальное путешествие в растительный животный мир своего края. Первоцветы Брянского края. Красная книга Брянской области. Народный календарь. Экскурсия в лес. Правила поведения в природе. Урок-викторина по природе края. «Брянские леса» по К. Паустовскому. | |
Поэтическая Брянщина.-2 ч. На родине Ф.И. Тютчева, в Овстуге. Парк культуры и отдыха А.К. Толстого в Красном Роге. Писатели и поэты Брянской земли. Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.- 3 ч. Название своего поселка, сколько лет родному поселку. Некоторые достопримечательности своего поселка (обелиск). Гордость нашего поселка. Что дает поселок нашей стране. Будущее моего поселка. Экскурсия в краеведческий школьный музей. Составление рассказа. Викторины. Аппликация достопримечательностей своего поселка. Из истории Брянского края-6 ч. Брянский драматический театр. Театр юного зрителя. Брянский краеведческий музей. Знаменитые парки и музеи Брянщины. Парк «Соловьи». Музей дятьковского хрусталя. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина |
Легенды Брянского края.- 2 ч. Сказки и легенды брянского леса. В. Соколова «Лесная сказка». Герб Брянской области. Карта Брянской области. Памятники природы.- 2 ч. Знаменитые парки Брянщины. Парк «Соловьи». К истокам слова.- 1 ч. Что такое азбука родного края? Составление азбуки Брянского края. Урок-игра «Что мы узнали о своем крае». Учимся работать с картой Брянской области.-1 ч. Карта Брянской области Конкурс грамотеев.- 1 ч. |
Формы организации и виды деятельности:
Занятия проводятся:
1 занятие в неделю по 35 минут.
Основными формами внеурочной деятельности являются:
практико-ориентированные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини- группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Организация работы по программе в основном коллективная.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят
вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание,
взаимовыручка, коллективизм, дружба. Используются теоретические и
практические занятия.
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся:
- заочные путешествия и экскурсии;
- экскурсии
-знакомство с научно-популярной литературой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы;
- практические работы.
Методы организации внеурочной деятельности
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Азбука родного края» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (пришкольный участок, улица, дом и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№П\П | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Азбука – к мудрости ступенька | 6 |
2. | Учимся разгадывать ребусы и загадки | 2 |
3. | Сказки Брянского леса. | 2 |
4. | Животный мир Брянской области. | 2 |
5. | Природа родного края. | 2 |
6. | Поэтическая Брянщина. | 2 |
7. | Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области. | 3 |
8. | Из истории Брянского края. | 6 |
9. | Легенды Брянского края. | 2 |
10. | Памятники природы. | 2 |
11. | К истокам слова.- 1ч. | 1 |
12. | Учимся работать с картой Брянской области. | 2 |
13. | Конкурс грамотеев. | 1 |
| ИТОГО: | 33 |
III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю» 1 класс
Темы курса изучаются а алфавитном порядке. На каждую букву (тему) – 1 час.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час | Форма организации и виды деятельности | Основные виды внеурочной деятельности | Дата проведения план факт |
1 | 3емля Пересвета. | 1 | фронтальная беседа | Знакомятся с происхождением названия области, города, истории нашего города. Смотрят презентацию о Пересвете. Рисуют самые красивые места Брянска. | | |
2 | Аист - символ счастья и удачи. | | устная дискуссия | Отгадывают загадки, решают ребусы. Выполняют из бумаги оригами Аиста. | | |
3 | Родной наш Брянск | 1 | беседа | Смотрят видеофильм «Наш любимый город». Рассказывают стихи о городе. Проводят конкурс рисунков. | | |
4 | «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка». | 1 | занятие-сказка | Слушают в исполнении учителя отрывок из произведения В.Соколова «Лесная сказка». Творческий конкурс «Сказки из природного материала». | | |
5 | Герб Брянской области. | 1 | занятие-игра | Знакомятся с гербом Брянской области. Слушают и исполняют гимн Брянского края. Раскрашивают герб и флаг Брянской области | | |
6 | Река Десна. | 1 | презентация | Знакомятся с реками Брянщины. Смотрят фильм о реке Десне. | | |
7 | Реки Брянской области. | 1 | презентация | Знакомятся с реками Брянщины. Участвуют в викторине «Наша Брянщина». | | |
8 | Памятники природы. | 1 | прогулка | Составляют рассказ о памятниках природы | | |
9 | Жуковский район. Село Вщиж. | 1 | заочное путешествие | Совершают заочное путешествие в Жуковский район | | |
10 | Город Злынка. | 1 | презентация | Смотрят презентацию о городе Злынка, обсуждают увиденное. | | |
11 | Ипуть-река. | 1 | викторина | Участвуют в викторине. Рисуют Красавицу-Ипуть. | | |
12 | И. Швец «Наша Брянская область». | 1 | занятие-путешествие | Проводят конкурс чтецов стихов о Брянщине. Совершают путешествие по карте и памятным местам Брянщины | | |
13 | Клинцы,, Красный Рог, Карачев. | 1 | занятие-путешествие | Совершают путешествие по карте | | |
14 | Легенды брянского леса. | 1 | занятие-сказка | Знакомятся с легендами Брянского края. Проводят конкурс чтецов стихов о Брянщине. Совершают путешествие по карте и памятным местам Брянщины. | | |
15 | Путешествие по населённым пунктам. Мглин | 1 | путешествие по карте | Совершают путешествие по карте и памятным местам Брянщины Знакомятся с историей названий населенных пунктов Брянской области. | | |
16 | Новозыбков, Навля. | 1 | путешествие по карте | Совершают путешествие по карте и памятным местам Брянщины Знакомятся с историей названий населенных пунктов Брянской области. | | |
17 | На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. | 1 | устный журнал | Участвуют в конкурсе «Лучший экскурсовод». Читают и слушают стихи Ф.И.Тютчева. | | |
18 | Брянский боярин, герой Куликовской битвы-Александр Пересвет. | 1 | презентация | Слушают рассказ-презентацию учителя о герое Куликовской битве Александре Пересвете. Практическая работа с пластилином «Александр Пересвет на коне». | | |
19 | Ревна. Рогнедино. | 1 | путешествие по карте | Совершают путешествие по карте и памятным местам Брянщины Знакомятся с историей названий населенных пунктов и рек Брянской области. | | |
20 | Брянский Сусанин. | 1 | беседа | Слушают рассказ учителя | | |
21 | Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1 | заочная экскурсия | Совершают заочную экскурсию в парк культуры и отдыха имени А.К.Толстого. | | |
22 | Путешествие по населённым пунктам. Унеча. | | заочное путешествие | Просматривают фильм «Наша Унеча», обсуждают увиденное, делятся впечатлениями | | |
23 | Город революционера И. И. Фокина. | | беседа | Знакомятся с жизнью Ивана Фокина. | | |
24 | Слово о Дятьковском хрустале. | | презентация | Смотрят фильм «Дятьковское чудо», рассматривают посуду из хрусталя. Выполняют рисунки и поделки из пластилина «Хрустальное чудо». | | |
25 | Птицы Брянского края | | презентация | Экскурсия в брянский лес. Конкурс «Лучший знаток природы». Знакомятся с птицами Брянской области | | |
26 | Грибы Брянского края | | презентация | Экскурсия в брянский лес. Конкурс «Лучший знаток природы». Знакомятся со съедобными и несъедобными Брянской области | | |
27 | Село 16в. Шеломы | | беседа | Совершают заочную экскурсию в село Шеломы, знакомятся с историей названия села, его традициями и обычаями | | |
28 | Сещенское подполье. | | презентация-рассказ | Читают рассказ о Сещенском подполье, знакомятся с его героями. Смотрят презентацию об Анне Морозовой. | | |
29 | «Брянские леса» по К. Паустовскому. | | | Знакомятся с произведениями К.Г.Паустовского, обсуждают их, делятся впечатлениями Отгадывают загадки, читают произведения, работают с иллюстрациями учебника. | | |
30 | Реки и поселения Брянского края. | | беседа | Практическая работа с картой области. | | |
31 | На стоянку первобытного человека в Юдиново. | | заочное путешествие | Совершают заочную экскурсию в село Юдиново, знакомятся с историей названия села, его традициями и обычаями | | |
32 | И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | | занятие-концерт | Собирают материал для презентации, конкурс стихов и песен о Брянске, выпускают стенгазету. | | |
33 | Брянск - наш край родной. | | презентация, конкурс | Проводят конкурс чтецов стихов о Брянщине, смотрят презентацию о Брянске, совершают путешествие по карте и памятным местам Брянщины. | | |