Приложение №4
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом от 3.09.2015 г № 100
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного занятия
«Брянский край»
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного занятия «Брянский край» для начального общего образования разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009г. с изменениями и дополнениями.
- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ-СОШ д. Новые Ивайтёнки;
- Примерной программы внеурочной деятельности; начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского; М.: Просвещение, 2010г.
- На основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 11.05.2012 г. № 2552-04-О по преподаванию регионального компонента «Брянский край». 1 класс – «Азбука родного края», 2 класс-«Природа родного края» 3 класс – «История родного края», 4 класс- «Культура родного края»
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- Учебного плана МОУ-СОШ д. Новые Ивайтёнки;
- Положения о рабочей программе МОУ-СОШ д. Новые Ивайтёнки;
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта по предмету:
Н. Е. Пряникова, Н. В. Шик. С азбукой по родному краю. 1 класс Брянск, «Курсив», 2013год
Планируемые результаты освоения курса факультативного занятия
«Брянский край»
1 класс
Личностные:
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, учению;
- положительная мотивация к учебной деятельности;
- понимание причины успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, регион, город; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей;
- эстетические чувства на основе знакомства с культурой родного края.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;
- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить познавательную задачу;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению по-знавательной задачи;
- вносить необходимые коррективы, как в ходе, так и после выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием детской справочной и энциклопедической литературы;
- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;
- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и свя-зях.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от ус-ловий;
- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;
- строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не-совпадающих с его собственными и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологические высказывания;
-владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Выпускник научится:
- различать символику Брянской области;
- описывать достопримечательности родного края;
- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- соотносить изученные исторические события с датами;
- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к об-разу жизни, обычаям и верованиям предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений в различных социальных группах (семья, общество сверстников, коллеги и т.п.);
- использовать различные источники информации для письма и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний;
- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- соблюдать правила оповещения и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать причастность себя и своей семьи к родному городу, региону, стране;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами людей;
- ориентироваться в важнейших для города, региона, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
- оценивать возможность своего участия в жизни города, региона, страны;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидатель-ной деятельности на благо семьи, в интересах школы, города и региона;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.
Содержание курса факультативного занятия «Брянский край»
Темы курса «Азбука родного края» изучаются а алфавитном порядке.
Азбука – к мудрости ступенька – 4 ч. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Правила техники безопасности на занятиях. |
Учимся разгадывать ребусы и загадки -1 ч. Сказки Брянского леса. – 1 ч. Животный мир Брянской области.- 2 ч. Сезоны года. Виртуальное путешествие в животный мир своего края. Природа родного края.- 2 ч. Сезоны года. Виртуальное путешествие в растительный животный мир своего края. Первоцветы Брянского края. Красная книга Брянской области. Народный календарь. Экскурсия в лес. Правила поведения в природе. Урок-викторина по природе края. «Брянские леса» по К. Паустовскому. | |
Поэтическая Брянщина.-1 ч. На родине Ф.И. Тютчева, в Овстуге. Парк культуры и отдыха А.К. Толстого в Красном Роге. Писатели и поэты Брянской земли. Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области.- 1 ч. Название своего поселка, сколько лет родному поселку. Некоторые достопримечательности своего поселка (обелиск). Гордость нашего поселка. Что дает поселок нашей стране. Будущее моего поселка. Экскурсия в краеведческий школьный музей. Составление рассказа. Викторины. Аппликация достопримечательностей своего поселка. Из истории Брянского края-1 ч. Брянский драматический театр. Театр юного зрителя. Брянский краеведческий музей. Знаменитые парки и музеи Брянщины. Парк «Соловьи». Музей дятьковского хрусталя. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина |
Легенды Брянского края.- 1 ч. Сказки и легенды брянского леса. В. Соколова «Лесная сказка». Герб Брянской области. Карта Брянской области. Памятники природы.- 1 ч. Знаменитые парки Брянщины. Парк «Соловьи». К истокам слова.- 1 ч. Что такое азбука родного края? Составление азбуки Брянского края. Урок-игра «Что мы узнали о своем крае». Учимся работать с картой Брянской области.-1 ч. Карта Брянской области |
Тематическое планирование курса факультативного занятия
«Брянский край»
«Азбука родного края», 1 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Азбука – к мудрости ступенька | 4ч |
2. | Учимся разгадывать ребусы и загадки | 1ч |
3. | Сказки Брянского леса. | 1ч |
4. | Животный мир Брянской области. | 2ч |
5. | Природа родного края. | 2ч |
6. | Поэтическая Брянщина. | 1ч |
7. | Происхождение названий городов, сел и рек Брянской области. | 1ч |
8. | Из истории Брянского края. | 1ч |
9. | Легенды Брянского края. | 1ч |
10. | Памятники природы. | 1ч |
11. | К истокам слова.- | 1ч |
12. | Учимся работать с картой Брянской области. | 1ч |
| ИТОГО: | 17ч |
Приложение
к рабочей программе факультативного занятия
Брянский край «Азбука родного края»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа деревни Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР: Тищенко С.В. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ от_______№____________
Календарно-тематическое планирование
факультативного занятия
Брянский край
Азбука родного края
1класс
Учитель: Малышева Л. А.
Первая квалификационная категория
2019 – 2020 учебный год
Календарно – тематическое планирование
«Азбука родного края» 1 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Введение. 3емля Пересвета. Аист - символ счастья и удачи. | 1ч | | |
2 | Родной наш Брянск. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» | 1ч | | |
3 | Герб Брянской области. | 1ч | | |
4 | Река Десна. Реки Брянской области. Памятники природы. | 1ч | | |
5 | Село Вщиж. Город Злынка. Ипуть-река. | 1ч | | |
6 | И. Швец «Наша Брянская область». Клинцы, Красный Рог, Карачев. | 1ч | | |
7 | Легенды Брянского леса. | 1ч | | |
8 | Путешествие по населённому пункту. Мглин. Новозыбков, Навля. | 1ч | | |
9 | На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет. | 1ч | | |
10 | Река Ревна. Путешествие по населённому пункту. Рогнедино. | 1ч | | |
11 | Брянский Сусанин. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1ч | | |
12 | Путешествие по населённым пунктам. Унеча. Город революционера Игната Ивановича Фокина. | 1ч | | |
13 | Птицы Брянского края. | 1ч | | |
14 | Грибы Брянского края. | 1ч | | |
15 | Село 16века - Шеломы. Сещенское подполье. «Брянские леса» по К. Паустовскому. Реки и поселения Брянского края. | 1ч | | |
16 | Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | 1ч | | |
17 | На стоянку первобытного человека в Юдиново. Яловка. Брянск - наш край родной. | 1ч | | |