ГАПОУ ЧАО «ЧМК» | УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ | СТО СМК 4.2.01 - 2019 |
Лист 2/14 |
рабочая программа учебной дисциплины
ОП.05.04. Организация бухгалтерского учета в банках
Анадырь 2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»).
Разработчик:
Ильина Ю.В., преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии
филологических и социально-экономических дисциплин:
Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.
Председатель ________/Зырянкина О. Н./
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | страница |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05.03. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки направления подготовки Образование и педагогические науки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по должностям служащих: 20002 Агент банка, 23548 Контролер (Сберегательного банка), 26596 Специалист Сбербанка.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель:
научить правильно отражать на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции;
научить заполнять первичные документы;
научить применять нормативное регулирование учета.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в плане счетов, группировать счета баланса по активу и пассиву;
присваивать номера лицевым счетам;
составлять документы аналитического учета и анализировать содержание документов синтетического учета;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
задачи и требования к ведению бухгалтерского учета в кредитных организациях;
методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;
принципы построения, структуру и содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, порядок нумерации лицевых счетов;
основные принципы организации документооборота, виды банковских документов и требования к их оформлению, порядок их хранения;
характеристику документов синтетического и аналитического учета;
краткую характеристику основных элементов учетной политики кредитной организации;
функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 48 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 96 |
в том числе: |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 54 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 48 |
в том числе: |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) решение задач изучение материалов лекции изучение литературы | 0 12 20 26 |
Итоговая аттестация в форме дифференциальный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05.04 организация бухгалтерског учета в банках Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Ведение бухгалтерского учета в кредитной организации | | | |
Тема 1.1. Ведение бухгалтерского учета в кредитной организации | Содержание учебного материала | 6 |
1. | Законодательная основа бухгалтерского учета в банках. Методологические основы организации ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Задачи и объекты бухгалтерского учета в кредитной организации. Принципы бухгалтерского учета в кредитных организациях | 1 |
2. | План счетов кредитной организации. Принципы построения, структура, о содержание разделов плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях. Группировка счетов баланса по активу и пассиву. Порядок нумерации лицевых счетов. Аналитический и синтетический учет. Составление документов аналитического учета. Анализ содержания документов синтетического учета. Документация и документооборот по операциям в кредитной организации. Основные принципы организации документооборота. Виды банковских документов, требования к их оформлению, порядок их хранения. | | |
3. | Учетная политика банка. Характеристика основных элементов учетной политики банка. Внутрибанковский контроль. Функции подразделений бухгалтерской службы в кредитных организациях. | | |
Практические занятия | 6 | |
1. | Подготовка сообщений на темы: «История бухгалтерского учета в банках», «Крупнейшие банки в России». | |
2. | Решение задач на составление лицевых счетов | |
3. | Определение остатков по счетам | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1. | Изучить законодательную основу бухгалтерского учета в банках |
2. | Составление кроссворда по теме «Введение в бухгалтерский учет в кредитной организации» |
Раздел 2. Бухгалтерский учет отдельных банковских операций | |
Тема 2.1. Учет уставного капитала и фондов банка | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Формирование уставного капитала. Учет средств добавочного и капитала. Учет резервного фонда. Бухгалтерские записи по учету уставного капитала. | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Отражение учета формирования увеличения (уменьшения) уставного капитала кредитной организации |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1. | Подготовить доклад на тему «Топ 10 банков по размеру собственного капитала». |
Тема 2.2. Основные операции банка. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Учет и оформление кассовых операций банка. Учет и оформление расчетных операций банка. Учет и оформление операций с банковскими картами. Бухгалтерские записи по учету по основным операциям банка. | 1 |
Практические занятия | 4 | |
1. | Отражение кассовых операций банка. |
2. | Отражение расчетных операций банка. |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
1. | Заполнить бланк платежного требования. |
2. | Заполнить бланк платежного поручения, чека. |
3. | Изображение схем расчетов платежными требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками, инкассовыми поручениями. |
Тема 2.3. Учет межбанковских расчетов. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Организация межбанковских расчетов. Формирование и учет операций кредитных организаций по корреспондентскому счету в РКЦ. Организация расчетов по прямым корреспондентским счетам. | 2 |
2. | Учет средств небанковских кредитных организаций. Учет межбанковских расчетов с использованием филиальной сети коммерческих банков и по счетам межфилиальных расчетов. Бухгалтерские записи по учету операций по межбанковским расчетам | | |
Практические занятия | 8 | |
1. | Учет межбанковских расчетов, определение остатка средств по корреспондентскому счету. |
2. | Решение задач на оформление бухгалтерских записей по учету межбанковских расчетов. | |
3. | Решение задач на определение остатка средств по корреспондентскому счету. | |
4. | Тест по теме: « Учет межбанковских расчетов». | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
1. | Изучить корреспондентские счета. |
2. | Изучить Положение Банка России от 19 июня 2012 г. №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств" |
3. | Изображение схем межбанковских расчетов | |
Тема 2.4. Учет депозитов физических и юридических лиц. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Оформление депозитных операций в банках. Учет депозитарных операций юридических и физических лиц. | 2 |
2. | Резервируемые обязательства банка. Бухгалтерские записи по учету депозитных операций. | | |
Практические занятия | 8 | |
1. | Отражение учета депозитов, начисления процентов и их выплаты. |
2. | Определение размера отчислений в фонд обязательного резервирования. |
3. | Решение задач на оформление бухгалтерских записей по учету депозитов. | |
4. | Решение задач на оформление бухгалтерских записей по начислению процентов и их выплате. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1. | Провести анализ процентных ставок по вкладам и депозитам. |
2. | Решение задач. |
Тема 2.5. Учет предоставленных кредитов. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Бухгалтерский учет кредитных операций. | 2 |
2. | Учет резервов на возможные потери по ссудам. Учет межбанковских кредитов. Бухгалтерские записи по учету предоставленных кредитов. | | |
Практические занятия | 4 | |
1. | Решение задач на оформление бухгалтерскими записями кредитной сделки. |
2. | Решение задач на оформление погашения кредита и процентов, на определение величины резерва на возможные потери по ссудам. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 |
1. | Провести анализ процентных ставок по кредитам. |
2. | Решение задач на оформление бухгалтерскими записями кредитной сделки. |
3. | Составление индивидуального словаря бухгалтерских терминов. |
Тема 2.6. Учет лизинговых операций и вложений в приобретенные права требования банка. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Учет лизинговых операций. Законодательные основы ведения бухгалтерского уступки права требования. Особенности учета вложений в приобретенные права требования банка. Бухгалтерские записи по учету лизинга, вложений в приобретенные права требования. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Решение задач на составление бухгалтерских записей по учету лизинга. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1. | Изучить законодательные основы ведения бухгалтерского уступки права требования. |
2. | Подготовка докладов по темам «Лизинг», «Факторинг в России». |
Тема 2.7. Учет операций с ценными бумагами. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Основы учета вложений в ценные бумаги. Порядок ведения бухгалтерского учета операций с учтенными векселями. | 2 |
2. | Бухгалтерский учет операций банка с долговыми обязательствами, удерживаемыми до погашения. Бухгалтерские записи по учету операций с ценными бумагами. | | |
Практические занятия | 4 | |
1. | Решение задач на вычисление процентных платежей по облигации и векселям. |
2. | Тест по теме: «Учет операций с ценными бумагами». | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1. | Подготовка к тесту. |
2. | Составление кроссворда по теме «Учет операций с ценными бумагами». |
Тема 2.8. Учет операций в иностранной валюте. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Общий порядок учета операций в иностранной валюте. Основные бухгалтерские записи по учету расчетов с клиентами. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками. | 2 |
2. | Бухгалтерский учет неторговых валютных операций. Бухгалтерские записи по учету операций в иностранной валюте. | | |
Практические занятия | 4 | |
1. | Определение курса рубля, кросс-курса, курса покупки и продажи валюты |
2. | Отражение операций по приобретению инвалюты, продаже, доходу. |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1. | Изучить «Общий порядок учета операций в иностранной валюте». |
2. | Изучение Федерального закона от 10 декабря 2003 г № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». |
Тема 2.9. Учет операций доверительного управления и депозитарных операций. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Бухгалтерский учет операций доверительного управления. Общие принципы организации учета депозитарных операций. Аналитический и синтетический учет депозитарных операций. | 2 |
2. | Бухгалтерские записи по операциям депозитария. | | |
Практические занятия | 2 | |
1. | Оформление бухгалтерских записей по учету операций доверительного управления и депозитарных операций |
Самостоятельная работа обучающихся | 0 |
Тема 2.10. Учет доходов, расходов и имущества банка. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Учет имущества и внутрибанковских операций. Учет процентных доходов и расходов банка. Бухгалтерские записи по учету доходов, расходов и имущества банка. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Определение и учет финансового результата деятельности кредитной организации. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
1. | Изучить статьи отчета о прибылях и убытках. |
2. | Провести анализ отчета о прибылях и убытках (на примере одного банка). |
Тема 2.11. Порядок отражения в бухгалтерском учете начисления и уплаты налогов. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Законодательные основы ведения бухгалтерского учета налогов. Бухгалтерские записи по учету доходов, расходов и имущества банка. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Решение задач по начислению и уплате налогов. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1. | Решение задач. |
Раздел 3. Банковская отчетность | |
Тема 3.1. Банковская отчетность. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Классификация банковской отчетности. Баланс банка. Отчет о прибылях и убытках банка. | 2 |
Практические занятия | 6 | |
1. | Расчет относительных и абсолютных показателей по балансу банка | |
2. | Составление баланса банка | |
3. | Составления отчета о прибылях и убытках. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1. | Составить тест по теме «Банковская отчетность». |
ВСЕГО: | 144 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета отраслевых общепрофессиональных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
меловая трехчастная доска;
автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
комплект учебно-наглядных пособий;
принтер.
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор;
экран.
калькулятор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Гомола, А. И. Бухгалтерский учет: учебник для студентов СПО/ А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, С. В. Кириллов. - 11-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2014. - 480 с.
Дополнительные источники:
Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет 9-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 955 с.
Бдайциева Л.Ж. Бухгалтерский учет. Учебник для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 735 с.
Анциферова И. В. Бухгалтерский финансовый учет. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2010 г. 556 с.
Бархатов А.П. Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие, 7-е изд., испр. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г.
Богаченко В. М. Бухгалтерский учет : учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Богаченко, Н. А. Кириллова. - 14-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 461с.
Бухгалтерский учет в коммерческих банках : учеб. пособие для магистров / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. – М. : Юрайт, 2013. – 479 с.
Бухгалтерский учет. — М.: ИНФРА-М, 2009 г. — 240 с.
Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник, 8-е изд. — М. : Издательство «Омега-Л», 2010 г. — 570 с.
Гуляева A.Ф. Введение в специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»: учеб.-справоч. пособие. — М. : Флинта : НОУ ВПО «МПСИ», 2010 г. — 104 с.
Дмитриева, И. М. Бухгалтерский учет и аудит : учеб. пособие для бакалавров / И. М. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – 287 с.
Жуклинец И.И., Попова М.И. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Учебно-практическое пособие. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 594 с.
Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: Учебник, 3-е изд., изм. и доп. — М.: ИТК «Дашков и К°», 2011 г. — 776 с.
Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет : учебник / Н. П. Кондраков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 656 с. - (Высшее образование).
Кондраков, Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет : учебник / Н. П. Кондраков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2013. –502с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
| |
| |
| |
| |
Знания: |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
предмет, метод и принципы бухгалтерского учета; | |
| |
Разработчик:
ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Ю.В. Ильина и
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ __________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ __________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(инициалы, фамилия)