Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в познании окружающего мира, ищет ответы на свои вопросы, пытается получить как можно больше информации о том, что его интересует. Новые знания запоминаются и сохраняются, а когда возникает необходимость, воспроизводятся.
Выделяют следующие виды памяти:
зрительная (запоминание увиденных образов и явлений);
слуховая (запоминание услышанной информации);
обонятельная (память на запахи);
осязательная (отражение в памяти тактильных ощущений);
вкусовая (запоминание вкусовых ощущений).
Если брать во внимание характер психической активности ребенка, связанной с процессом запоминания, то память может быть:
Двигательная — направлена на запоминание движений, их последовательностей. Играет важную роль в формировании навыков ходьбы, бега, письма, трудовых и других двигательных навыков.
Образная — представляет собой отражение в памяти предметов и явлений, которые воспринимались при помощи органов чувств (зрительные, слуховые образы). Именно образная память является преобладающей у дошкольников.
Эмоциональная — отвечает за запоминание переживаний. Благодаря этому, припомнив какие-то жизненные события, человек может вновь ощутить связанные с ним эмоции (радость, стыд, страх). Этот вид памяти служит опорой для нравственного воспитания дошкольников.
Словесно-логическая — в этом случае объектом запоминания являются мысли и понятия. Информация при этом может воспроизводиться как дословно, так и в словесной форме, более доступной человеку для понимания.
Некоторые особенности памяти у детей дошкольного возраста:
У младших дошкольников (3–4 года) преобладает непроизвольная память. Ребёнок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить и не применяет для этого специальные приёмы, он просто запоминает то, что ему интересно.
В средних дошкольниках (4–5 лет) начинает формироваться произвольная память. Для того чтобы ребёнок запомнил что-то специально, прилагая усилия воли, нужно создавать игровые ситуации.
У старших дошкольников (5–7 лет) память постепенно превращается в особую деятельность, цель которой — запомнить конкретный материал. С помощью взрослых ребёнок активно начинает использовать простейшие приёмы запоминания.
Для развития непроизвольной памяти
у дошкольников важны регулярные наблюдения, например, за живой природой.
Произвольная память
быстрее формируется, если часто побуждать ребёнка воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.
Также развитию памяти способствуют чтение книг, пересказ сказок, заучивание стихотворений.
МАДОУ детский сад № 19 «Теремок» КМО
п. Нейво -Рудянка
Полезные советы
любящим родителям
Составила: педагог -психолог Смирнова А.В
Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. в дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:
Для детей 3-4 лет
Игра «Снежки »
Мысленно поиграем в снежки.
Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.
Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.
Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
Игра «Запомни картинки»
Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок.
На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими
Упражнение на развитие двигательной памяти
Вспомни как прыгает щенок за косточкой? Покажи.
Как ходит корова? Покажи.
Как бодается бык? Покажи.
Как кошка лежит на солнышке?
Как бегает по рельсам трамвай?
Как ты поднимаешься по лестнице?
Как тормозит машина, что на у светофора?
Как милиционер своей палочкой останавливает машину?
Как бабушка поправляет очки?
Игра «Какой игрушки не хватает? »
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Помнишь ли ты?».
Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит у бабушки в гостиной. Или вспомнить, что находится во дворе детского сада. Для описания можно использовать любые объекты или действия, например: «Помнишь ли ты, что делал клоун в цирке и т. п
Для детей 4-5 лет
Упражнение "Запоминаем слова"
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Упражнение "10 цифр"
Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.
Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5
Игра «Экран».
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
Игра «Опиши предмет»
Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
Игра «Магазин»
Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др
Игра «Пары картинок».
Для этой игры можно использовать любую дидактическую игру с парными картинками «Мемо» или «Меморина». Игроки поочереди открывают картинки и ищут пару. Выигрывает тот, кто запомнит и перевернет больше картинок.
Игра «Слушай и исполняй»
Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
«Игра в стихи».
Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
(на самом деле автором является С. Маршак).
«Определи на ощупь».
Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».
«Опиши картинку».
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.
«Я положил в мешок»
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).
«Запомни движения».
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
«Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».
Ведущий кидает игроку мяч со словом, например: «Сокол». Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица» (т.е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т.д.
«Повтори за мной».
Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.