Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50»
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Подготовила: Пиянзина Ульяна Сергеевна, учитель-логопед
+7(908)-067-39-24
Златоуст – 2022
Сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков:
1-2 года: А, О, Э, П, Б, М
2-3 года: И, Ы, У, Ф, В, Д, Т, Н, Г, К, Х, Й.
3-5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.
4-5 лет: Р, Л.
К 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если речь его неправильна и косноязычна, надо помочь ему говорить правильно!!!
YouTube канал Артикуляционная гимнастика для детей
1. Откройте устройство чтения QR-кода или камеру на своем телефоне.
2. Держите устройство над QR-кодом так, чтобы он был хорошо виден на экране вашего смартфона.
Артикуляционная гимнастика
1. «Лягушка»
Улыбнуться без напряжения, так чтобы был видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10
3. «Хоботок»
Вытянуть губы вперед, как хоботок (удерживать до 10).
4. «Лягушка-хоботок»
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок»
5. «Лопатка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы
6. «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна
7.«Трубочка»
Открыть рот. Свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку
5. «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно помочь рукой)
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД И ДОМОЙ
Что из чего состоит? Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
Кто кем был раньше? Курочка была раньше цыпленком, а еще раньше яйцом. Рыба была раньше мальком, а еще раньше икринкой. Яблоко было раньше цветочком.
Что общего? Что общего может быть у яблока и кубика? Они оба могут быть красными. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья.
Что произойдет, если… Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.
Один – много. Стул – стулья, врач – врачи, человек – люди.
Назови ласково. Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.
Я знаю пять имен. Ребенок хлопает в ладоши – Таня, София, Богдан, Даня, Тима. Называть можно не только имена – названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т.д.
Обобщаем. Вы называете: береза, дуб, клен. Ребенок должен обобщить – это деревья. Чашка, ложка, вилка – это посуда. Самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт (уточняем: воздушный).
Антонимы. Высокий – низкий, тяжелый – легкий, вверх – вниз.
Аналогии. Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка.
Консервируем. Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву М, например: мишка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое.
Что лишнее? Мама говорит: «В саду растут: яблоко, персик, бегемот, малина». Ребенок называет лишнее или хлопает в ладоши, когда услышит лишнее слово.
Я вижу что-то… Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами все красные предметы и называем их. Можно соревноваться – кто увидит больше красных (зеленых, круглых) предметов.
Загадываем слово. Малыш загадывает любое слово. Мама с помощью наводящих вопросов пытается узнать – что это. Например: оно съедобное? У него есть крылья? Его любит кушать зайчик? Потом меняемся местами.