Развитие мелкой моторики и сенсорики
Матрешки (пробуем складывать).
Пирамидки — надеваем колечки, пробуем одеть по порядку, ищем самое большое, потом снова самое большое и т.д.
Шнуровки (продолжаем снимать, пытаемся надеть с маминой помощью). Очень интересные шнуровки-сказки. Вы можете даже сделать шнуровку самостоятельно, просто распечатать любой вариант фигурок и сделать отверстия дыроколом, тем более так можно собрать много категорий и сортировать их по темам или создавать свою сказку-шнуровку (такие сказки-шнуровки бывают в деревянном варианте).
Сортеры (вынимаем и ставим обратно с маминой помощью). Мозайка крупная.
Кубики — стучим кубиками, ставим их друг на друга. Вкладыши — ищем домики для вкладышей (фигурок или животных, для начала можно использовать вкладыши с рисунком внутри). Игры с прищепками.
Игры с тактильным мешочком и его составляющими (изучаем разные по тактильным ощущениям предметы, прячем в мешочек и пытаемся найти по ощущениям).
Забрасываем разные мелкие предметы в баночки с отверстиями.
Вкладываем эти же мелкие предметы по домикам (домиками могут быть или ячейки в коробке из-под яиц, формочки для кексов, формы для льда).
Перекладываем или пересыпаем с помощью рук, ложек предметы или сыпучие материалы (крупы, макароны, каштаны, орехи).
Открываем-закрываем молнии, липучки, защелки — очень хорошо для этого сделать своими руками развивающий коврик или доску-бизиборд. Развязываем шнурки.
Рвём бумагу, бумажные полотенца, салфетки.
Сжимаем фольгу и делаем из нее мячики, шарики, колобки.
Пальчиковые игры, учим показывать пальчиком.
Кормим голубей — отщипываем крошки от большого кусочка хлеба, насыпаем семечки.
Развертываем «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
Учимся собирать губкой воду со стола и выжимать губку. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение и разъединение деталей).
Переливаем воду (стаканчиками, из детского чайника в чашку). Вылавливаем шарики в воде маленьким ситечком. Учимся открывать и закрывать коробочки, баночки с крышечками, мешочки.
Развитие крупной моторики и координации
Массаж. Динамическая гимнастика
Игры с мячом. Игры со спортивными дорожками и спортивным инвентарем.
Игры-упражнения на фитболе.
Ходьба с каталками, детскими тележками, колясками. Ходьба с препятствиями.
Прятки. Догонялки.
Игры на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
Развитие речи и артикуляции
Чтение книг. Игры с частями тела со стихами (пальчиковые игры, пестушки).
Игры с куклами-перчатками. Первые артикуляционные упражнения (улыбка-дудочка, учимся дуть на одуванчики, мыльные пузыри, свечки и слизывать язычком варенье, йогурт с тарелки).
Продолжаем учиться звукоподражанию, учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме – продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили – тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) – навык индивидуальный – у многих он развивается уже после двух лет.
«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай надевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок).
Побуждаем ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!»; скажи, что это; скажи, как мяукает кошечка, и т.п.).
Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (давай покачаем куклу, спой ей «а-а-а», побибикай машинкой – «би-би», попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).
Музыкальное развитие (слух, чувство ритма)
Слушаем классику, слушаем и поем детские песни. Играем на инструментах (погремушки, маракасы, барабаны и т.д.).
Музыкальные игры, танцы. Логоритмика - танцы под музыку (например, Е. Железновой).
Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
Творчество
Рисуем пальчиковыми красками (пальчиками, руками, ногами, телом), мелками, карандашами, ручками, фломастерами.
Лепим из теста, пластилина, глины.
Рисуем на песке, манке.
Отщипываем кусочки от теста, пластилина.
Делаем аппликации.
Развитие внимания
Игра «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате медвежонок, машинка и т.п.).
«Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
Социальные навыки
Здороваемся и прощаемся (ручкой или голосом).
Жалеем (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по-настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
Делимся и меняемся (не настаивать и не заставлять, просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
Помогаем маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
Показываем ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.
Ролевые игры
Положи куклу, мишку спать (качаем, поём а-а).
Покорми, умой куклу.
Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
Играем в кухню (ближе к двум годам – игра с детской посудой, небьющимися кухонными предметами).
Стираем и развешиваем белье.
Изображаем животных (ходим как мишка, прыгаем как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения в быту
Учимся есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
Пьем из трубочки, из чашки.
Учимся соблюдать чистоту во время еды (учиться и самим концентрироваться на процессе, а не на результате; показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собирать, что лучше не проливать на одежду и т.п.; не надо ругать за неопрятность, но учить опрятности и аккуратности.); учимся вытирать и убирать со стола.
Учимся собирать губкой воду и отжимать губку. Переносим легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
Поливаем цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
Помогаем маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
Помогаем маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
Снимаем шапку, варежки и т.д.
Помогаем маме разбирать сумки после магазина.
Помните о безопасности: если в игрушке присутствуют мелкие детали, играть с ними можно и нужно, но только под присмотром взрослых.
Полезные, увлекательные игры для деток от годика до двух не только помогут всестороннему развитию, но и подарят малышу радость общения с родителями и окружающим миром.
МАДОУ «Ромашка»
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ
После года малыш активно впитывает информацию, познаёт окружающий мир. Важно поддержать стремления ребёнка, направить его энергию в нужное русло, наполнить жизнь маленького человечка яркими эмоциями и помочь малышу перейти на новую ступень развития. Развивающие игры для детей – доступный способ обогатить внутренний мир, расширить кругозор, улучшить речевое и физическое развитие.
С уважение педагог-психолог
Ольга Ивановна Дубяга