Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
1.Мотивация. | Словесный: беседа. | - Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Дмитриевна. Сегодня я у вас проведу урок Азбуки. А начнём мы со стихотворения: Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки. - Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны быть учебник, тетрадь и пенал. | Приветствуют учителя. Слушают стихотворение. Проверяют готовность к уроку. | Ф | | Контроль: наблюдение. |
2.Беседа по сюжетной картинке. | Словесный: беседа. Наглядный: иллюстрация (учебник). | - Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков. Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и занимательная страна – страна Букв. Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках. - Какой бывает речь? (устной и письменной) - Что мы произносим, когда говорим? (звуки) - Как мы звуки обозначаем на письме? (буквами) - А какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные) - Откроем учебник на странице 20. Прочитаем новую пословицу об учёбе: «Азбука к мудрости ступенька». - Почему же, на взгляд людей, именно азбука развивает ум человека? (не изучив грамоту, человек не сможет читать и писать) - Ребята, что нарисовано на этой картинке? (мы видим, как сова даёт урок другим животным) - Каких животных учит сова? (ёжа, белку, лису и зайца) - А что написано на доске? (две буквы: одна большая, а другая маленькая) - А что за схема изображена у нас под картинкой? Что она обозначает? (что это предложение, которое состоит из 3 слов и в конце стоит точка) - Давайте составим такое предложение. Например: Сова учит зверей. | Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Обсуждают картинку. Дают полные ответы. Составляют предложение. | Ф, И | Учебник. | Контроль: наблюдение. Самоконтроль. |
3.Звуковой анализ слова. | Словесный: беседа. Наглядный: иллюстрация (слайд презентации). | - Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник – «День первой буквы!». Скоро вы узнаете, с какой же буквой мы познакомимся. А сначала, вам нужно отгадать загадку: Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота, Он известен, знаменит Это доктор………….(Айболит) -У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? (доктор, который лечит больных зверей) -Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!») -Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А) - С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком [а]) -Что нам необходимо будет сделать на уроке? - познакомиться со звуком [a] и буквой А а. -Что надо говорить, когда доктор Айболит осматривает горло? (А-а-а!) Произносим хором а- а- а- а. – Какой он гласный или согласный? (гласный) Звук [а] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте. - Посмотрите в учебник, на стр. 21. Айболит принёс девочкам цветок астру, а мальчикам арбуз. Составьте схему этих слов на листочках, которые я вам сейчас раздам. - Какой цветок изображен на рисунке? - Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам. - Сколько в этом слове гласных звуков? - Каких именно? - Как на схеме отражены эти звуки? Гласный звук [а] находится под ударением он или безударный? - Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы? Гласный звук [а] он может стоять под ударение, а может, и нет. Физкультминутка. А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают слово и называют первый звук. Отвечают на вопросы учителя. Предполагают задачи урока. Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником. Составляют схему. Делают звуковой анализ слова. Делают вывод, понаблюдав за словами, в которых есть звук [а]. Выполняют движения, глядя на учителя. | Ф, И | Учебник, презентация. | Контроль: наблюдение. Самоконтроль. |
4.Упражнения в слышании. | Словесный: беседа. Наглядный: иллюстрация (слайд презентации). | - Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова. Игра «Кто больше?»: - Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (арбуз, акация, аист, август, абрикос) - Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (баран, заяц, вагон, мандарин) - Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (лиса, сова, белка) - Посмотрите на слайд презентации, есть тут слова, которые мы называли? | Называют слова. Проверяют по слайду. | Ф, И | Презентация. | Контроль: наблюдение. Самоконтроль. |
5.Знакомство с буквой. | Словесный: беседа. Наглядный: иллюстрация (учебник, слайд презентации). | - А как вы думаете, на что похожа буква А? (на 2 столба на аиста, на шалаш, на палатку, на крышу дома). Послушайте, что говорит детский писатель С. Я. Маршак: Вот два столба наискосок, А между ними – поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. - Ребята, рассмотрите печатную букву А а в Азбуке. Почему их две? (их две, потому что одна – большая, а другая малая). Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.- Посмотрите в учебник, на странице 21. У нас написано стихотворение. Я сейчас прочитаю это стихотворение, а вы внимательно следите по учебнику. Астра, азбука, айва Начинаются на А, И кончаются на А Астра, азбука, айва. - Назовите слова, в которых мы слышим звук [а]. - Ребята, а что такое айва? - Посмотрите на слайд презентации. Айва – это дерево, на котором растут похожие на груши или яблоки плоды. На вкус – это сильно вяжущий фрукт, который используют для приготовления джема и варенья. - Ребята, а растения это часть природы? Как мы должны относиться к природе? Почему мы должны беречь природу? - Природа – это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней. Так как природа дарит нам красоту и свежий воздух. | Отвечают на вопросы учителя. Смотрят слайд презентации, на что похожа буква А. Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником. Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы. Знакомятся с новым фруктом. Отвечают на вопросы учителя. | Ф | Учебник, презентация. | Контроль: наблюдение. |
6.Рефлексия учебной деятельности. | Словесный: беседа. | - Вот и подошёл к концу наш урок. - С каким звуком, и какой буквой, мы сегодня познакомились? - Ребята, на столах у вас лежит листок: Возьмите зелёный карандаш и напечатайте букву А, если вы довольны своей работой на уроке. Возьмите жёлтый карандаш и напечатайте букву А, если вы полностью удовлетворены своей работой на уроке. Возьмите красный карандаш и напечатайте букву А, если вы неудовлетворенны своей работой на уроке. (Образец печатной буквы А на доске показывает учитель). - Все молодцы! Урок окончен! | Делают выводы по работе на уроке. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке. | Ф | Листочки. | Контроль: наблюдение. |