СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Буква "А", звук [а]" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Буква "А", звук [а]" 1 класс»

Куприна Д.П

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №5 г.Тайшета



Технологическая карта урока по предмету «Русский язык»

на тему: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а»

Тема урока: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а».

Класс, УМК: 1 «В», Школа России».

Цель урока: создание условий для знакомства со звуком [а] и буквой А а.


Планируемые результаты урока:

Предметные: учащиеся познакомятся со звуком [a] и обозначением его на письме буквой А, с ролью буквы А в слогах типа согласный и гласный, со схемой характеристики гласных звуков, с «лентой букв», местом буквы А на «ленте букв», со звуком-предложением; научатся различать звуки и буквы, характеризовать звук [a] по схеме, находить звук [a] слого-звуковых схемах, словах, предложениях, соотносить слова со слого-звуковыми схемами, моделировать предложения по данным схемам; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, пересказов знакомых сказок.

Метапредметные УУД: Познавательные: объединять части объекта по определённому признаку, формулировать цель, формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения; Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, проявлять уважение к собеседнику, создавать устные тексты, принимать цель совместной деятельности, оценивать свой вклад в общий результат; Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Личностные УУД: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука» 1 часть, мультимедийная установка, презентация.





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.Мотивация.


Словесный: беседа.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Дмитриевна. Сегодня я у вас проведу урок Азбуки.

А начнём мы со стихотворения:


Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.


- Проверьте свою готовность к уроку. На столах у вас должны быть учебник, тетрадь и пенал.

Приветствуют учителя.





Слушают стихотворение.




Проверяют готовность к уроку.


Ф


Контроль: наблюдение.

2.Беседа по сюжетной картинке.






Словесный: беседа.

Наглядный: иллюстрация (учебник).

-  Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране  Звуков.
Но сегодня нас ждёт ещё одна очень важная, интересная и  занимательная страна – страна Букв. 
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

- Какой бывает речь? (устной и письменной)

- Что мы произносим, когда говорим? (звуки)

- Как мы звуки обозначаем на письме? (буквами)

- А какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)


- Откроем учебник на странице 20. Прочитаем новую пословицу об учёбе: «Азбука к мудрости ступенька».

- Почему же, на взгляд людей, именно азбука развивает ум человека? (не изучив грамоту, человек не сможет читать и писать)

- Ребята, что нарисовано на этой картинке? (мы видим, как сова даёт урок другим животным)

- Каких животных учит сова? (ёжа, белку, лису и зайца)

- А что написано на доске? (две буквы: одна большая, а другая маленькая)

- А что за схема изображена у нас под картинкой? Что она обозначает? (что это предложение, которое состоит из 3 слов и в конце стоит точка)

- Давайте составим такое предложение. Например: Сова учит зверей.

Внимательно слушают учителя.









Отвечают на вопросы.










Работают с учебником.







Обсуждают картинку.




Дают полные ответы.





Составляют предложение.



Ф, И

Учебник.

Контроль: наблюдение. Самоконтроль.

3.Звуковой анализ слова.

Словесный: беседа.

Наглядный: иллюстрация (слайд презентации).

- Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник – «День первой буквы!». Скоро вы узнаете, с какой же буквой мы познакомимся. А сначала, вам нужно отгадать загадку:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Это доктор………….(Айболит)

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? (доктор, который лечит больных зверей)

-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)

- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком [а])

-Что нам необходимо будет сделать на уроке?

- познакомиться со звуком [a] и буквой А а.

-Что надо говорить, когда доктор Айболит осматривает горло? (А-а-а!)

Произносим хором а- а- а- а.

– Какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [а] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте.

- Посмотрите в учебник, на стр. 21. Айболит принёс девочкам цветок астру, а мальчикам арбуз. Составьте схему этих слов на листочках, которые я вам сейчас раздам.

- Какой цветок изображен на рисунке?

- Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам.

- Сколько в этом слове гласных звуков?

- Каких именно?

- Как на схеме отражены эти звуки?

Гласный звук [а] находится под ударением он или безударный?

- Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы?

Гласный звук [а] он может стоять под ударение, а может, и нет.


Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.






Отгадывают загадку.





Отвечают на вопросы учителя.


Проговаривают слово и называют первый звук.


Отвечают на вопросы учителя.




Предполагают задачи урока.




Отвечают на вопросы учителя.









Работают с учебником.


Составляют схему.





Делают звуковой анализ слова.








Делают вывод, понаблюдав за словами, в которых есть звук [а].





Выполняют движения, глядя на учителя.


Ф, И

Учебник, презентация.

Контроль: наблюдение. Самоконтроль.



4.Упражнения в слышании.

Словесный: беседа.

Наглядный: иллюстрация (слайд презентации).

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Игра «Кто больше?»:

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (арбуз, акация, аист, август, абрикос)

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (баран, заяц, вагон, мандарин)

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (лиса, сова, белка)

- Посмотрите на слайд презентации, есть тут слова, которые мы называли?





Называют слова.








Проверяют по слайду.

Ф, И

Презентация.

Контроль: наблюдение. Самоконтроль.

5.Знакомство с буквой.

Словесный: беседа.

Наглядный: иллюстрация (учебник, слайд презентации).

- А как вы думаете, на что похожа буква А? (на 2 столба на аиста, на шалаш, на палатку, на крышу дома).

Послушайте, что говорит детский писатель С. Я. Маршак:

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.


- Ребята, рассмотрите печатную букву А а в Азбуке. Почему их две? (их две, потому что одна – большая, а другая малая).

Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.- Посмотрите в учебник, на странице 21. У нас написано стихотворение. Я сейчас прочитаю это стихотворение, а вы внимательно следите по учебнику.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.


- Назовите слова, в которых мы слышим звук [а].

- Ребята, а что такое айва?

- Посмотрите на слайд презентации. Айва – это дерево, на котором растут похожие на груши или яблоки плоды. На вкус – это сильно вяжущий фрукт, который используют для приготовления джема и варенья.

- Ребята, а растения это часть природы? Как мы должны относиться к природе? Почему мы должны беречь природу?

- Природа – это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо её любить и внимательно, бережно относиться к ней. Так как природа дарит нам красоту и свежий воздух.



Отвечают на вопросы учителя.



Смотрят слайд презентации, на что похожа буква А.





Отвечают на вопросы учителя.





Работают с учебником.





Слушают стихотворение.



Отвечают на вопросы.






Знакомятся с новым фруктом.





Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Учебник, презентация.

Контроль: наблюдение.

6.Рефлексия учебной деятельности.

Словесный: беседа.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- С каким звуком, и какой буквой, мы сегодня познакомились?

- Ребята, на столах у вас лежит листок: Возьмите зелёный карандаш и напечатайте букву А, если вы довольны своей работой на уроке. Возьмите жёлтый карандаш и напечатайте букву А, если вы полностью удовлетворены своей работой на уроке.

Возьмите красный карандаш и напечатайте букву А, если вы неудовлетворенны своей работой на уроке. (Образец печатной буквы А на доске показывает учитель).

- Все молодцы! Урок окончен!


Делают выводы по работе на уроке.


Отвечают на вопросы учителя.











Оценивают свою работу на уроке.

Ф

Листочки.

Контроль: наблюдение.




Скачать

© 2024 121 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!