СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 6 классе. Тема"Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик"

Просмотр содержимого документа
«"Буквы ч и щ в суффиксах -чик и -щик"»

Технологическая карта урока




Цель деятельности учителя

Развивающая:

- Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания

Воспитательная: привить любовь к родному языку.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик-щик, составлять схему, алгоритм по правилу

Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности

Метапредметные: уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Методы и формы обучения

Частично-поисковая, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная  презентация.

Технологии

Здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий






Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1. Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.


Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Добрый день.

Громко вновь звенит звонок

Нам пора начать урок

Все волнения отбросьте-

Не забыли о нас гости!

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

− Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

-Открывайте тетради, записывайте число, классная работа

Приветствие учащихся


фронтальная

Личностные:

- проявить интерес к изучению темы;

Познавательные:

формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничеств

Устные ответы


Проверка домашнего задания


– Сегодня мы продолжаем работу с частью речи нам уже знакомой: Догадайтесь, о какой части речи пойдет речь.

Я в языке одни предметы называю,
Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
Когда процесс и признак я обозначаю,
То их всегда представлю как предмет.

– Что это за часть речи?

-Что общего между фотографиями и этой часть речи? А вам знакомы эти предметы, где они находятся?

-Правильно, это предметы, которые находятся у нас в Клявлино.

-А вы любите Клявлино?



Отвечают устно, проверяют правильность по ключам на слайде


-изображение обозначает предмет.



Устные ответы

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации














Целеполагание, формулирование темы урока, введение в урок проблемного диалога, определения учащимися границ знания – незнания.













3. Постановка проблемы

4. Постановка темы, цели.


- Скажите, пожалуйста, вы любите свой поселок? А за что?

Да, у нас красивое Клявлино, много красивых домов, зданий. А вы хотели бы построить новое здание? А какое?

Я решила организовать строительство…(выбор детей) в нашем Клявлино. Поможете?

Что необходимо сделать, чтобы начать строительство? Как нам найти людей? (Напишем объявление) Люди каких профессий нам понадобятся?

 …Я уже начала писать объявление и не смогла, у меня возникло сомнение при написании некоторых слов, например груз..ик , кранов…ик. 

-Вы не подскажете? Какие есть идеи? 

В какой морфеме я сомневаюсь? Теперь вспомните, людей, каких специальностей мы ищем, нет ли среди названий тех, которые образованы при помощи наших суффиксов?

Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

- Можно определить по произношению, какую букву писать?

Какую орфографическую проблему мы обнаружили? Произношение не соответствует написанию. Какой будет тема урока?

-Какая цель урока?

Воспользуйтесь вспомогательными глаголами. –Познакомиться, выяснить... (Ответы детей)


-да.(ответы детей)

-да, высокое, красивое.



-поможем.


-нужно найти рабочих

-написать объявление


Высказывают свое мнение




-По произношению определить нельзя, можно запутаться.

-Произношение не соответствует написанию

-«Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»








- выявить условия написания ч и щ в суффиксах _-чик - щик).


фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: целеполагание, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.


3. Актуализация знаний









4. Изучение нового материала

Беседа. Подготовка мышления учащихся к осознанию ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.












-Над решением этой цели мы и будем сегодня работать.



Для достижения нашей цели у нас два варианта: посмотреть в учебник или провести исследование

-Что выбираете?

-Мы проведем исследование. Вы проводили когда-нибудь исследования? Что это значит?

Ученые-лингвисты сделали множество открытий, вы сегодня эти открытия можете совершить сами, побывать в роли исследователей и поделиться с одноклассниками тем, что узнали. А материал для исследования: (смотри приложение №1), попробуйте найти решение нашей проблемы (Работаем в паре).

Давайте понаблюдаем, выделите суффиксы в этих словах, подчеркните согласную букву перед суффиксами. Что заметили?

Заказчик

Подписчик

Укладчик

Паркетчик

Перебежчик

Каменщик

Компьютерщик
бетонщик

Крановщик


− Итак, ребята, вы можете ответить, от чего зависит написание согласных Ч и Щ в суффиксах –чик-щик? Сформулируйте, пожалуйста, правило.

Давайте составим алгоритм:

-Каким будет первый шаг нашего алгоритма?

учитель фиксирует на доске алгоритм

Можем мы теперь правильно написать суффиксы –чик, -щик? (Да). Можем обосновать выбор букв Ч и Щ? (Да).

-Посмотрите вот на эти слова. Что видим общего?

кровельщик; стекольщик; плательщик; прядильщик; пильщик; (показываю другие слова, видят, как пишется л с ь, а нщ без ь) крановщик, бетонщик, электросварщик



-провести исследование






Работают в паре.



-Согласная перед суффиксом, подчеркнуть в каждом слове

Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
Остальные – -щик

Формулируют правило

Алгоритм:

1.выделить суффикс.

2. обратить внимание на букву, которая стоит перед суффиксом.

3. Перед суффиксом нет букв д-т, з-с, ж, значит надо писать суффикс –щик.

-во всех словах после л пишется мягкий знак.

- Теперь надо потренироваться


Фронтальная, работа с таблицей.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают и задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы


4. Первичное усвоение новых знаний

Цель: формирование умения находить различные формы отрицатель

ных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

Групповая форма работы.

Развитие речи учащихся, познавательной активности, логического и образного мышления.







Физкультминутка



Развитие взаимовыручки, коммуникативности, коллективизма.


Теперь мы можем дать объявление о наборе рабочих для строительства…Я одна не справлюсь…

Ученики работают с карточками. Оформляем два стенда «Требуются рабочие».

-Почему две доски объявления? Грузчик и крановщик пишу, а теперь проработаем по такому же принципу и распределим эти профессии: Сварщик, водопроводчик, сборщик, бурильщик, компьютерщик, наладчик, смазчик, грузчик, каменщик, паркетчик,


Много профессий на свете у нас!   

О них поговорим сейчас:

Каменщик кладет кирпич,   (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь   (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец,   (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,   (Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь

(Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись!   
И, конечно, не ленись!  




Еще одно задание на внимание.

– Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффиксах -чик-щикопределите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?

1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.

– Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

Игра «Кто я такой?»

  1. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.

  2. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.

  3. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик.

  4. Рабочий, который замешивает бетон – бетонщик.

  5. Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик.

-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения

Ученики работают с карточками. Оформляем два стенда «Требуются рабочие».

- один с суффиксом –чик, другой с суффиксом –щик


Работают в паре, обсуждают, записывают.

Выходят к доске и распределяют



Выполняют упражнения








(Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы -чик и -щик: во втором ряду существительные имеют уменьшительно-ласкательный суффикс -ик, а в первой и третьей группах слов суффикс -чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу).

- (познакомились с профессиями, научились применять правило






(записывают слова, объясняя свой выбор)

письменная






Работа в паре



фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию.





Личностные: продолжают формирование культуры здоровья




Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы. Письменная работа.




















Выполняют упражнения


5. Первичная проверка понимания

Цель: выявить уровень усвоения знаний по теме урока




На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.

Рассказчик – ч

Каменщик – щ

Стекольщик – щ

Заказчик – ч

Приказчик – ч

Фонарщик – щ

Банщик – щ

- Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга? Какой вывод можно сделать (на слух определить нельзя) все эти слова произносятся с суффиксом -щик ,а пишутся по-разному.

-А вы знаете, ко мне в руки попали части заявлений некоторых неграмотных людей. Давайте исправим их ошибки. ПРИЛОЖЕНИЕ2.

  1. Работать грузщиком. (грузчик)

  2. Являться рассказщиком (рассказчик)

  3. Юный барабанщик (нет ошибки)

  4. Опытный резщик (резчик)

  5. Буду подписщиком (подписчик)

6. Строгий заказщик. (заказчик)




Выбирают нужную карточку





















Исправляют ошибки

Работа в паре, самостоятельная

Познавательные: сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

коммуникативные: рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество;

Регулятивные: оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Письменная работа, устный ответ


6. Обобщение, систематизация знаний.

Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике

Осуществление принципа «обратной связи», развитие познавательной активности учащихся в творческом поиске исследовательского типа.

Пробуждение у учащихся любознательности.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-А что нужно сделать, чтобы не допустить подобных ошибок?

-А давайте теперь посмотрим, как вы усвоили это правило.

− У вас на столе лежат карточки с заданием, которое предлагаю вам выполнить. Успехов вам, у вас все получится

Тест.

Вопрос № 1 
Укажи правильный ответ:

 а) В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч
 б)В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ
 в)В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж
 Вопрос № 2 
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?

 а)развед...ик
 б)перебеж...ик
 в)груз...ик
 г)фонар...ик

Вопрос № 3 
В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?

 а)груз...ик
 б)фасов...ик
в) часов....ик
 г)танцов...ик

Вопрос № 4 
В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?

 а)съём...ик
 б)прицеп...ик
 в)рматур...ик
 г)лёт...ик

Вопрос № 5 
Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:

а) камен...ик, уклад...ик
 б)сортиров...ик, пулемёт...ик
 в)барабан...ик, газет...ик
 г)перебеж...ик, уклад...ик

-Нужно знать правило




После выполнения работы учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания в соответствии с ключом







































самостоятельная работа

Личностные: положительное отноше­ние к учению, познавательной деятель­ности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа











Устный ответ

7. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

Цель: организовать оценку результатов работы и постановку собственной учебной задачи в процессе выполнения Д/З


Материал параграфа 44(выучить правило.)

А) составить связный рассказ

на тему «Рабочие на стройке», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

Б) придумать и записать   лингвистическую сказку о суффиксах  -чик-щик-.






8. Рефлексия

самонаблюдение, размышление

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

− Заканчивается урок.

− Какую цель мы ставили на уроке?

− Достигли её?

− Докажите

− В чем вы испытали затруднения?

− Что вам помогло их преодолеть

-Благодаря нашей работе, мы грамотно составили объявление, и теперь у нас будет строиться новое здание.

Критерии оценивания:

Поднимите кружочки красного цвета, кто

Уверен в своих знаниях.
Поднимите кружочки желтого цвета, кому

Нужно ещё повторить.

Поднимите кружочки синего цвета, кто

Нуждается в помощи.

Оценки за тест я поставлю в журнал.

А я прощаюсь с вами, до свидания, мне было очень приятно с вами работать.


Ответы детей



-подвести итог


- Мы поставили цель выявить условия написания ч и щ в суффиксах -чик - щик

- Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания ч и щ в суффиксах -чик - щик

Выбирают смайлик нужного цвета


Фронтальная

Коммуникативные: внутренняя оценка деятельности учащихся;

Личностные:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные:

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Устный ответ






Приложение №1

Заказчик

Подписчик

Укладчик

Паркетчик

Перебежчик

Каменщик

Компьютерщик
Бетонщик

Крановщик


Прил.2.

Сварщик, водопроводчик, сборщик, бурильщик, компьютерщик, наладчик, смазчик, грузчик, каменщик, паркетчик





Самоанализ урока


Тема урока: «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель:

Развивающая:

- Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания

Воспитательная: привить любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик-щик, составлять схему, алгоритм по правилу

Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности

Метапредметные: уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Дидактическая цель достижима, реалистична, диагностична. Соответствует отобранному содержанию и способствует достижению планируемых результатов.

Урок по русскому языку я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и

воспитывающий характер.

Мною выявлен следующий уровень знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися:

Знают, от каких условий зависит правильное написание суффиксов –чик- -щик-, цель их употребления в речи.

Умеют самостоятельно подбирать суффиксы –чик- - щик.

Умеют выделять орфограммы, объяснять правописание, применять правила на практике.

Владеют навыком выполнения разных видов грамматических разборов.

В соответствии с целями и задачами урока на занятии используется репродуктивный метод (оперирование уже имеющимися знаниями, воспроизведение, выполнение работы в соответствии с образцом, составление алгоритма действия) с элементами частично-поискового ( учащиеся приобретают новые знания, оперируя имеющимися).

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Применение технологий здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Проведение тематической физкультминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости.

Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения:

Индивидуальный опрос:

Устный ответ

  1. Монологический ответ по опорной схеме.

  2. Связный ответ на отдельные вопросы.

Письменный ответ

  1. Ответ с использованием карточек контроля знаний.

Коллективный опрос.

Устный

  1. Фронтальный опрос.

  2. Выборочный опрос.

  3. Работа в паре: рецензирование ответов друг друга; взаимопроверка и оценка знаний.

Итог самоанализа

При планировании урока я учитывала особенности личности учащихся и классного коллектива. Задачи урока планировались комплексно (образовательные, развития, воспитательные). Способы и пути реализации задач продуманы с помощью содержания, форм, методов, средств. При отборе содержания учитывались требования программы, материал учебника, методические рекомендации. Учтён дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Сочетание фронтальных, парных, и индивидуальных форм работы тщательно продуманы. Обеспечены оптимальные условия для проведения данного урока:

– учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения);

- школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, размещение учащихся в классе, профилактика утомляемости);

- морально-психологические (педагогический такт и оптимизм, отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе).

Тип и структура урока выбраны оптимально (последовательность избранных элементов урока, дозировка времени). Выбран оптимальный объём и оценена сложность домашнего задания. Моя работа по предупреждению неуспеваемости учащихся целенаправленна.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!