СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Буквы И, А, У после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Буквы И, А, У после шипящих"»

Тринадцатое сентября

Тринадцатое сентября

Распределительный диктант Конфликт, паруса, проблема, хризантема, привязал, президент, фантазия, легла, тревога, принесла, количество, волшебник, объяснить, натощак, дефицит, ветеран, багровый, попросил, коварство, криминал, горизонт, босой, толпа, портрет, спасла, хвала, варю, берлога, сигнал. Запишите в 2 столбика: проверяемая – непроверяемая гласная.

Распределительный диктант

Конфликт, паруса, проблема, хризантема, привязал, президент, фантазия, легла, тревога, принесла, количество, волшебник, объяснить, натощак, дефицит, ветеран, багровый, попросил, коварство, криминал, горизонт, босой, толпа, портрет, спасла, хвала, варю, берлога, сигнал.

Запишите в 2 столбика:

проверяемая – непроверяемая гласная.

Распределительный диктант. Непроверяемая в Проверяемая в К о нфли ́ кт, пр о бле ́ ма, хр и з а нте ́ ма, пр е з и де ́ нт, ф а нта ́ зия, тр е во ́ га, к о ли ́ чество, в о лше ́ бник, д е ф и ци ́ т, в е т е ра ́ н, б а гро ́ вый, к о ва ́ рство, кр и м и на ́ л, г о р и зо ́ нт, п о ртре ́ т, б е рло ́ га, с и гна ́ л. П а руса ́ , прив я за ́ л, л е гла ́ , прин е сла ́ , объ я сни ́ ть, нат о ща ́ к, попр о си ́ л, б о со ́ й, т о лпа ́ , сп а сла ́ , хв а ла ́ , в а рю ́ . ВЗАИМОПРОВЕРКА

Распределительный диктант.

Непроверяемая в

Проверяемая в

К о нфли ́ кт, пр о бле ́ ма, хр и з а нте ́ ма, пр е з и де ́ нт, ф а нта ́ зия, тр е во ́ га,

к о ли ́ чество, в о лше ́ бник, д е ф и ци ́ т, в е т е ра ́ н, б а гро ́ вый,

к о ва ́ рство, кр и м и на ́ л, г о р и зо ́ нт, п о ртре ́ т, б е рло ́ га, с и гна ́ л.

П а руса ́ , прив я за ́ л, л е гла ́ , прин е сла ́ , объ я сни ́ ть, нат о ща ́ к, попр о си ́ л, б о со ́ й, т о лпа ́ , сп а сла ́ , хв а ла ́ , в а рю ́ .

ВЗАИМОПРОВЕРКА

ЗАПОМНИ! После  шипящих  Ж Ш Ч Щ пишу  И У А   Не пишу Ы, Ю, Я  Исключения: ж ю ри, брош ю ра, параш ю т.   Ш И ШКА , Ч А Щ А , Щ У КА, Ч У ДО Эту схему перерисовать в свои тетради-справочники и за­помнить.

ЗАПОМНИ!

После шипящих Ж Ш Ч Щ

пишу И У А

 

Не пишу Ы, Ю, Я

Исключения:

ж ю ри, брош ю ра, параш ю т.  

Ш И ШКА , Ч А Щ А , Щ У КА, Ч У ДО

Эту схему перерисовать в свои тетради-справочники и за­помнить.

Упражнение 50, стр. 27.  Распределительный диктант 1 ученик у доски – самостоятельно.  Распределить слова по груп­пам: 1 столбик : слова с и  после шипящих; 2 столбик : слова с а  после шипящих; 3 столбик : слова с у  после шипящих; слова-исключения записать отдельно.

Упражнение 50, стр. 27. Распределительный диктант

  • 1 ученик у доски – самостоятельно.

Распределить слова по груп­пам:

  • 1 столбик : слова с и после шипящих;
  • 2 столбик : слова с а после шипящих;
  • 3 столбик : слова с у после шипящих;

слова-исключения записать отдельно.

Упражнение 50, стр. 27.  Проверка Ч у деса, ш и повник, нач а льный, овч а рка, ж и рный, щ а вель, ж и вотное, в нашу рощ у , ч у жой, щ у пальце, стуч а ть, пищ а ть, сш и ть.  Прыгать с парашютом, стро­гое жюри.

Упражнение 50, стр. 27. Проверка

  • Ч у деса, ш и повник, нач а льный, овч а рка, ж и рный, щ а вель, ж и вотное, в нашу рощ у , ч у жой, щ у пальце, стуч а ть, пищ а ть, сш и ть.
  • Прыгать с парашютом, стро­гое жюри.
Объяснительный диктант. 1. Восемь мал..ньких 2 грач..т целый день в гн..зде крич..т. 2. На лугу растет щ..вель 3 слева, справа и повсюду. Всех я в гости поз..ву угощ..ть похле(п, б)кой буду. 3. На ветвях поют чиж.. 1  и синицы и стриж.. . 4. Щ..ка и щ..рятки со мной играют в прятки. Я их в речк.. поищ.. черв..чками угощ.. . 4   И. Токмакова Заключите в овал слова на изучаемую орфограмму. Подчеркните другие орфограммы и основы предложений. Сделайте разборы.

Объяснительный диктант.

1. Восемь мал..ньких 2 грач..т целый день в гн..зде крич..т.

2. На лугу растет щ..вель 3 слева, справа и повсюду. Всех я в гости поз..ву угощ..ть похле(п, б)кой буду.

3. На ветвях поют чиж.. 1 и синицы и стриж.. .

4. Щ..ка и щ..рятки со мной играют в прятки. Я их в речк.. поищ.. черв..чками угощ.. . 4

И. Токмакова

Заключите в овал слова на изучаемую орфограмму. Подчеркните другие орфограммы и основы предложений. Сделайте разборы.

К данным существительным подберите однокоренные прилагательные и наречия. С ч а стье — ч у до — ч а ры — ч у тьё — ш и рь —

К данным существительным подберите однокоренные прилагательные и наречия.

  • С ч а стье —
  • ч у до —
  • ч а ры —
  • ч у тьё —
  • ш и рь —
Выборочный диктант. 1) Жизнь прожить — не поле перейти. 2) Хочешь быть счастливым — силы не жалей. 3) Для честных людей обещание — это обязательство. 4) Правдивость — вот чаша весов дружбы. 5) Самое великое, самое божественное в человеке — способ­ность жалеть и прощать.  (Пословицы и афоризмы) ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО СЛОВА С БУКВОСОЧЕТАНИЯМИ ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

Выборочный диктант.

1) Жизнь прожить — не поле перейти.

2) Хочешь быть счастливым — силы не жалей.

3) Для честных людей обещание — это

обязательство.

4) Правдивость — вот чаша весов дружбы.

5) Самое великое, самое божественное в человеке — способ­ность жалеть и прощать.

(Пословицы и афоризмы)

ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО СЛОВА С БУКВОСОЧЕТАНИЯМИ ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

Выборочный диктант. 1) Жи знь про жи ть — не поле перейти. 2) Хочешь быть с ча стливым — силы не жалей. 3) Для честных людей обе ща ние — это обязательство. 4) Правдивость — вот ча ша весов дружбы. 5) Самое великое, самое божественное в человеке — способ­ность жалеть и про ща ть.  (Пословицы и афоризмы) Сравните произношение и написание слов, в ко­торых гласные находятся после шипящих.

Выборочный диктант.

1) Жи знь про жи ть — не поле перейти.

2) Хочешь быть с ча стливым — силы не жалей.

3) Для честных людей обе ща ние — это

обязательство.

4) Правдивость — вот ча ша весов дружбы.

5) Самое великое, самое божественное в человеке — способ­ность жалеть и про ща ть.

(Пословицы и афоризмы)

Сравните произношение и написание слов, в ко­торых гласные находятся после шипящих.

Домашнее задание Орф.№5 Записать в словарь слова из рамочек, упр. 46. Выучить написание.

Домашнее задание

  • Орф.№5
  • Записать в словарь слова из рамочек, упр. 46. Выучить написание.