СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Буквы и-ы после ц»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Буквы и-ы после ц»»

Конспект урока

1.Тема урока: «Буквы и-ы после ц»

2. УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2. / [Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.; науч. ред. Н.В. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

3. Класс: 5.

4. Тип урока: открытия нового, изучения нового материала.

5. Цели урока:

Деятельностная цель: научить применять правило написания гласных и-ы после ц.

Содержательная цель: показать условия выбора букв и-ы после ц.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята!

Вы готовы к уроку?

Замечательно. Желаю вам позитивного настроя и продуктивной работы.





-Запишем число.

Приветствуют учителя.

Да!



Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Запись учащимися числа.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. 

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. 

Регулятивные: планируют необходимые действия. 


Актуализация и фиксирование затруднения

Вы справились с домашним заданием? Если нет вопросов, то сдавайте тетради на проверку.


На доске написаны слова, определите, в каких из них допущена ошибка, исправьте её и объясните свой выбор.

Слова:
а) жолтый

б) решотка

в) чёрный

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот


Нам встретились незнакомые слова, давайте найдём их значение в словаре.





Молодцы! Сейчас ещё раз повторим правило, когда пишется буква ё, а когда – о.


А теперь переходим к новой теме.

Задают вопросы. Сдают тетради.


Несколько учеников выходят к доске и исправляют ошибку.

Ответ:

В слове жёлтый пишется буква ё, т.к. находится под ударением; в слове решётка пишется буква ё, т.к. находится под ударением; в слове жонглёр пишется буква о, т.к. в корне слова после шипящей без ударения пишется о, это словарное слово и его написание нужно запомнить; слово шёпот пишется с буквой ё, т.к. она находится под ударением.

Ищут в словаре значение слов жонглёр и жокей.

Повторяют правило. Отвечают несколько учеников у доски.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы.

Введение в тему урока, постановка цели

Внимательно послушайте слова и скажите, какой звук произносится после ц:

Цирковой, панцирь, огурцы, акация, дикция, цыплёнок, цитрусовые, курицын, молодцы.

Верно.

Почему мы всегда слышим этот звук?


Правильно.


-Что же сегодня предстоит нам выяснить?  



-Какую цель мы поставим?



Хорошо. Идём дальше.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос: после ц произносится звук [ы].



Потому что звук [ц] всегда твёрдый.



В каком случае пишется буква и, в каком буква и.


Научиться правильно определять, какую гласную мы пишем после ц: Ы или И.

Регулятивные:

целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные:

Умение формулировать и высказывать своё мнение.

Изучение нового материала


Открывайте учебник и внимательно рассмотрите упражнение 461, самостоятельно сделайте вывод о том, в каких случаях пишется буква и после ц, а в каких буква ы.







Всё правильно. Сравните свои выводы с правилом учебника, а слова-исключения запишите в тетрадь, подчеркивая орфограмму.

Хорошо.

А какое действие поможет нам правильно определить, какую букву нужно писать?

Отлично.

Смотрят упражнение, делают вывод: буква и пишется после ц в корнях слов и в словах на –ция; буква ы пишется после ц в окончаниях, в суффиксах, а также в корнях слов-исключений, например, цыплёнок, цыган, цыц и др.

Читают правило, выписывают слова.

Правильное выделение морфемы в слове.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.


Закрепление знаний

Теперь мы знаем, когда после Ц пишется буква И, а когда Ы. Давайте выполним упражнения из учебника.

Начнём с упр. 462, внимательно читайте задание и выполняйте. (Задание: Цы или Ци? Обозначьте условия выбора буквы и или ы после ц).
















Всё верно, идём дальше. Мы неплохо поработали над закреплением правила, а сейчас перейдем к развитию речи, обратимся к тексту и попробуем его озаглавить. Посмотрите упр. 465, с ним мы будем работать устно. (Задание: Озаглавьте текст. Какие объяснения автор приводит в первой и второй частях).

Верно.





Читают задание и выполняют упражнение, комментируя выбор буквы по очереди:

Цинга, куцый, овцы, акация, цыплята, циркуль, секция, цыган, синицын, у гостиницы, циновка, белолицый, панцирь, нарцисс, сигнализация, у ящерицы, у проказницы-мартышки, молодцы-храбрецы, умницы-разумницы, падчерицын, дикция. (Значение незнакомых слов находят в словаре).


Один ученик читает текст вслух, остальные слушают. Примерные названия: «Циркуль и цирк»; «Родственные слова». Отвечают на вопрос.

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки одноклассников при ответе.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Физкультминутка

Давайте немного отдохнём и подвигаемся.

Укрепляем мышцы, (потягиваемся)

Разминаем пальцы, Подтягиваемся на цыпочках. Упражнение «Ножницы».

Ах, какие молодцы

Выполняют упражнения.



Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

А сейчас вы будете работать самостоятельно, будьте внимательны при проверке тетради своего соседа, на слайде будут выведены ответы, сравнивайте с ними.

Выполняйте упр. 464, когда закончите, поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте. (Задание: Выпишите слова в две колонки: 1- слова, в которых после ц пишется буква е (в скобках приведите проверочное слово); 2- слова, в которых пишутся буквы и или ы).


Молодцы. Вы справились с этим заданием.

А теперь выполним интересное задание, оно называется «Диктант-молчанка» (фото на слайде). Внимательно смотрите на фото и записывайте слова: акация, коллекция, синицы, цирк, циркуль, цистерна, цитрусовые, циферблат, цыгане, цыплёнок.

Отлично!

Работают самостоятельно. Проверяют тетради друг у друга.

Ответ:

1: центральный (центр), целевой (цель), оценить (оценка).

2: милиция, цыплячий, цыганский, цинковый, цикл, цифра.


Записывают слова, затем проверяют вместе с учителем, зачитывая вслух и объясняя выбор буквы.

Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют самостоятельную деятельность.

Подведение итогов

Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал и ответить на вопрос теста:
В каком слове пропущена буква И?
1) ц…кнуть

2) ц…литель

3) лисиц…н

4) панц…рь

Верно.

Насколько важно умение определять морфемы в слове для выбора букв и или ы после ц?

Целью урока было научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?

Вы правы.




Правильный ответ: 4.





От морфемы зависит, какая буква будет стоять после ц.


Да.



Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что усвоено, оценивание качества и уровня усвоения.




Домашнее задание

Дома вы должны повторить параграфы с 70-87.
Упр. 463.

Записывают домашнее задание.


Рефлексия

Надеюсь, вам понравился урок, и вы узнали что-то новое и интересное. Поделитесь своими впечатлениями.

Молодцы, ребята! Сегодня все работали хорошо. Я благодарю вас за работу!

Делятся впечатлениями.



Прощаются с учителем.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и аналитических умений как интегрированных, сложных действий.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают  и обосновывают  свою точку зрения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!