2. УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2. / [Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.; науч. ред. Н.В. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
3. Класс: 5.
4. Тип урока: открытия нового, изучения нового материала.
5. Цели урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Вы готовы к уроку? Замечательно. Желаю вам позитивного настроя и продуктивной работы. -Запишем число. | Приветствуют учителя. Да! Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Запись учащимися числа. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
Актуализация и фиксирование затруднения | Вы справились с домашним заданием? Если нет вопросов, то сдавайте тетради на проверку. На доске написаны слова, определите, в каких из них допущена ошибка, исправьте её и объясните свой выбор. Слова: а) жолтый б) решотка в) чёрный г) жёнглёр д) жокей е) шорох ж) крыжовник з) шопот Нам встретились незнакомые слова, давайте найдём их значение в словаре. Молодцы! Сейчас ещё раз повторим правило, когда пишется буква ё, а когда – о. А теперь переходим к новой теме. | Задают вопросы. Сдают тетради. Несколько учеников выходят к доске и исправляют ошибку. Ответ: В слове жёлтый пишется буква ё, т.к. находится под ударением; в слове решётка пишется буква ё, т.к. находится под ударением; в слове жонглёр пишется буква о, т.к. в корне слова после шипящей без ударения пишется о, это словарное слово и его написание нужно запомнить; слово шёпот пишется с буквой ё, т.к. она находится под ударением. Ищут в словаре значение слов жонглёр и жокей. Повторяют правило. Отвечают несколько учеников у доски. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы. |
Введение в тему урока, постановка цели | Внимательно послушайте слова и скажите, какой звук произносится после ц: Цирковой, панцирь, огурцы, акация, дикция, цыплёнок, цитрусовые, курицын, молодцы. Верно. Почему мы всегда слышим этот звук? Правильно. -Что же сегодня предстоит нам выяснить? -Какую цель мы поставим? Хорошо. Идём дальше. | Слушают учителя. Отвечают на вопрос: после ц произносится звук [ы]. Потому что звук [ц] всегда твёрдый. В каком случае пишется буква и, в каком буква и. Научиться правильно определять, какую гласную мы пишем после ц: Ы или И. | Регулятивные: целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Личностные: Умение формулировать и высказывать своё мнение. |
Изучение нового материала | Открывайте учебник и внимательно рассмотрите упражнение 461, самостоятельно сделайте вывод о том, в каких случаях пишется буква и после ц, а в каких буква ы. Всё правильно. Сравните свои выводы с правилом учебника, а слова-исключения запишите в тетрадь, подчеркивая орфограмму. Хорошо. А какое действие поможет нам правильно определить, какую букву нужно писать? Отлично. | Смотрят упражнение, делают вывод: буква и пишется после ц в корнях слов и в словах на –ция; буква ы пишется после ц в окончаниях, в суффиксах, а также в корнях слов-исключений, например, цыплёнок, цыган, цыц и др. Читают правило, выписывают слова. Правильное выделение морфемы в слове. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: слушают и читают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Закрепление знаний | Теперь мы знаем, когда после Ц пишется буква И, а когда Ы. Давайте выполним упражнения из учебника. Начнём с упр. 462, внимательно читайте задание и выполняйте. (Задание: Цы или Ци? Обозначьте условия выбора буквы и или ы после ц). Всё верно, идём дальше. Мы неплохо поработали над закреплением правила, а сейчас перейдем к развитию речи, обратимся к тексту и попробуем его озаглавить. Посмотрите упр. 465, с ним мы будем работать устно. (Задание: Озаглавьте текст. Какие объяснения автор приводит в первой и второй частях). Верно. | Читают задание и выполняют упражнение, комментируя выбор буквы по очереди: Цинга, куцый, овцы, акация, цыплята, циркуль, секция, цыган, синицын, у гостиницы, циновка, белолицый, панцирь, нарцисс, сигнализация, у ящерицы, у проказницы-мартышки, молодцы-храбрецы, умницы-разумницы, падчерицын, дикция. (Значение незнакомых слов находят в словаре). Один ученик читает текст вслух, остальные слушают. Примерные названия: «Циркуль и цирк»; «Родственные слова». Отвечают на вопрос. | Личностные: совершенствуют имеющиеся знания, умения. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки одноклассников при ответе. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Физкультминутка | Давайте немного отдохнём и подвигаемся. Укрепляем мышцы, (потягиваемся) Разминаем пальцы, Подтягиваемся на цыпочках. Упражнение «Ножницы». Ах, какие молодцы | Выполняют упражнения. | |
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой | А сейчас вы будете работать самостоятельно, будьте внимательны при проверке тетради своего соседа, на слайде будут выведены ответы, сравнивайте с ними. Выполняйте упр. 464, когда закончите, поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте. (Задание: Выпишите слова в две колонки: 1- слова, в которых после ц пишется буква е (в скобках приведите проверочное слово); 2- слова, в которых пишутся буквы и или ы). Молодцы. Вы справились с этим заданием. А теперь выполним интересное задание, оно называется «Диктант-молчанка» (фото на слайде). Внимательно смотрите на фото и записывайте слова: акация, коллекция, синицы, цирк, циркуль, цистерна, цитрусовые, циферблат, цыгане, цыплёнок. Отлично! | Работают самостоятельно. Проверяют тетради друг у друга. Ответ: 1: центральный (центр), целевой (цель), оценить (оценка). 2: милиция, цыплячий, цыганский, цинковый, цикл, цифра. Записывают слова, затем проверяют вместе с учителем, зачитывая вслух и объясняя выбор буквы. | Личностные: осознают свои возможности в учении, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют самостоятельную деятельность. |
Подведение итогов | Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал и ответить на вопрос теста: В каком слове пропущена буква И? 1) ц…кнуть 2) ц…литель 3) лисиц…н 4) панц…рь Верно. Насколько важно умение определять морфемы в слове для выбора букв и или ы после ц? Целью урока было научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель? Вы правы. | Правильный ответ: 4. От морфемы зависит, какая буква будет стоять после ц. Да. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что усвоено, оценивание качества и уровня усвоения. |
Домашнее задание | Дома вы должны повторить параграфы с 70-87. Упр. 463. | Записывают домашнее задание. | |
Рефлексия | Надеюсь, вам понравился урок, и вы узнали что-то новое и интересное. Поделитесь своими впечатлениями. Молодцы, ребята! Сегодня все работали хорошо. Я благодарю вас за работу! | Делятся впечатлениями. Прощаются с учителем. | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умений, навыков и аналитических умений как интегрированных, сложных действий. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |