«Правописание О, Ё после шипящих в корне слова»
Выполнила: Атаманчук Елена Ивановна
учитель русского языка и литературы
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5 «А»
3. Тема урока: «Правописание О, Ё после шипящих в корне слова»
4. Тип урока: урок открытия новых знаний
5. Цель урока: познакомить учащихся с правописанием « о» и «е» в корне слова после шипящих;алгоритм действия при выборе написания о –е в корне слова после шипящих.
6. Задачи урока
образовательные: познакомить учащихся с орфограммой буквы о – ё после шипящих.
развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение находить нужный материал, развивать зрительную память.
воспитательные: воспитывать аккуратность, коммуникативные способности.
7. Планируемые результаты
личностные:
умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
предметные:
- находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой,
- различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: буквА, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне,
- графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.
метапредметные:
- анализировать и перерабатывать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы).
8. Основные понятия темы: корень, шипящие буквы, ударение, однокоренные слова.
9. Межпредметные связи: литература.
10.Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока. Рациональное использование мультимедийной обучающей презентации, конструирование проблемной ситуации как основы эффективной образовательной деятельности на уроке
Условные обозначения:
Л - личностные УУД;
Р - регулятивные УУД;
П - познавательные УУД;
К - коммуникативные УУД.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;
умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
умение работать по предложенному учителем плану;
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Личностные УУД:
выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.
Организационный
Цель:
подготовка ребят к работе на уроке
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)
2.
Актуализация изученного материала
Цель:
подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
1. На доске записаны слова. Спишите и вставьте пропущенные буквы.
Пойти к врач...,душ…стые цветы ,собрать щ…вель ,бедное ж…лище ч…вствовать холод. ч…йная ч…шка ,большая щ…ка.
Как называется данная орфограмма? (Правописание гласных и, у, а после шипящих).
– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)
– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.
– Назовите условия выбора орфограмм.
В каком слове вам не знакома орфограмма? (желтый)
3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)
– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)
Отвечают на вопросы
Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р).Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).
Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.
3.
Постановка цели и задач урока. Постановка проблемы (основного вопроса урока).
Цель:
- включение обучающихся в деятельность;
- постановка целей учебной деятельности;
Проблемная ситуация.
При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.
Называют тему урока:
" Буквы О, Ё после шипящих в корне слова "
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4.
Открытие нового знания.
Цель:
Выявить закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов для усвоения материала
Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:
жёлтый – желтеть,
шёпот – шептать,
чёрный – чернеть
чёрточка-черта
шёлковый-шелковистый
пшёнка-пшено
пощёчина-щека
расчёска-расчесать
Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.
Работают самостоятельно (можно в парах)
Выявляют закономерность замены буквы Ё на Е в корнях
Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).
Физкультминутка
«Спортивно-оздоровительная» для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Цель:
снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Выполняют упражнения
5.
Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений.
Цель:
Помочь учащимся анализировать,
перерабатывать,
сравнивать информацию
1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.
I. Упр. 442 – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ёпосле буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.
Упр. 443 развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, а также подбор однокоренных слов с Е.
а) Задание на разграничение
На доске записаны два предложения:
Мальчик нечаянно ожёг руку.
К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)
II. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся поразному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)
– Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».
Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).
– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» ?
– Какую букву после буквы шипящего вы напишете?
2. Развитие умений выявить исключения по данному правилу
На доске записаны слова: Крыж..вник, ш…мпол, ш…рох, ш..в, капюш..н, ш…фер, ш..ссе, ш..колад
– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)
-Подчиняется ли правилу написание гласной в корне после шипящих?(нет, их правописание нужно запомнить)
-Как называются такие слова?(слова-исключения, 3 последних слова с непроверяемой безударной гласной)
Составьте предложения с любыми двумя словами-исключениями.
– Проверим себя. Прочитайте правило на с. 180, а также слова под рубрикой «Запомни».
Выполняют упражнения по учебнику
Работа с предложениями
Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение ( П).
Познавательные УУД
1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.
3. Производить анализ, синтез, сравнение.
6. Применений знаний и умений в новой ситуации.
Цель:
закрепить полученные знания
Развитие умений находить в художественном тексте слова с Ё или О после шипящих букв в корне.
Прочитать выразительно стихотворение, соблюдая интонацию
Выписать из текста слова с Ё или О после шипящих букв в корне, графически объяснить орфограмму.
Дождь в_сит, как дымчатые пряди,
На шесте пустует птич_й дом.
А синица в праз_ничн_м н_аряде
Щ..голя_т прямо под дождём.
Капл_ми унизанн_я ветка,
И на ветк_пташка-егоза.
Ч_рный галстук,ж_лтая жакетка
Сразу же бр_саются в глаза.
Это вам не глупая франтиха,
Тут большая умн_ца в_дна:
Вот кусты обследовала тихо,
Вот н_шла вр_дителя она.
Так з_бавно спела егоза,
Что с в_ршины дуба-исп_лина
Пок_тился ж_лудь,как сл_за.
(С.Смирнов)
Выразительно читают стихотворение, соблюдая интонацию, выписывают слова с Ё или О после шипящих букв в корне, графически объясняют орфограмму.
Умение анализировать информацию. (П).
Умение применять полученные знания на практике.(Р).
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: коррекция знаний
Организует парную работу.
Организует взаимопроверку работ.
Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К).
8. Домашнее задание
( записано на доске).
1. Выучить слова-исключения.
2. Составление самодиктанта для последующей работы в классе.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Продолжите фразу
1.На уроке я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен / бесполезен,
интересен / скучен, легким / трудным
6.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
Подведение итогов урока
– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)
– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.
1) шёлк, шов (искл.);
2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);
3) шоссе, жонглёр.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.