СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы О; Е после шипящих в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буквы О;  Е после шипящих в корне слова

Просмотр содержимого документа
«Буквы О; Е после шипящих в корне слова»

«Правописание О, Ё после шипящих в корне слова»


Выполнила: Атаманчук Елена Ивановна

учитель русского языка и литературы


1.Предмет: русский язык

2.Класс: 5 «А»

3. Тема урока: «Правописание  О, Ё после шипящих в корне слова»

4. Тип урока: урок открытия новых знаний

5. Цель урока: познакомить учащихся с правописанием « о» и «е» в корне слова после шипящих;алгоритм действия при выборе написания о –е в корне слова после шипящих.

6. Задачи урока

образовательные: познакомить учащихся с орфограммой буквы о – ё после шипящих.

развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение находить нужный материал, развивать зрительную память.

воспитательные: воспитывать аккуратность, коммуникативные способности.

7. Планируемые результаты

личностные:

умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

предметные:

- находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой,

- различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: буквА, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне,

- графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

метапредметные:

- анализировать и перерабатывать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы).

8. Основные понятия темы: корень, шипящие буквы, ударение, однокоренные слова.

9. Межпредметные связи: литература.

10.Особенности методики: применение частично-поискового (эвристического) метода для эффективной реализации образовательных целей урока. Рациональное использование мультимедийной обучающей презентации, конструирование проблемной ситуации как основы эффективной образовательной деятельности на уроке

Условные обозначения:

Л - личностные УУД;

Р - регулятивные УУД;

П - познавательные УУД;

К - коммуникативные УУД.


Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять логические действия;

  • умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • умение организовывать свое рабочее места под руководством учителя;

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

  • умение работать по предложенному учителем плану;

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

  • Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности





















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный


Цель:

подготовка ребят к работе на уроке


Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л)

2.

Актуализация изученного материала


Цель:

подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

1. На доске записаны слова. Спишите и вставьте пропущенные буквы.

Пойти к врач...,душ…стые цветы ,собрать щ…вель ,бедное ж…лище ч…вствовать холод. ч…йная ч…шка ,большая щ…ка.

Как называется данная орфограмма? (Правописание гласных и, у, а после шипящих).

– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)

– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

– Назовите условия выбора орфограмм.

В каком слове вам не знакома орфограмма? (желтый)


3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)

– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)







Отвечают на вопросы

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р).Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

Познавательные УУД

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.

3.

Постановка цели и задач урока. Постановка проблемы (основного вопроса урока).


Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

- постановка целей учебной деятельности;


Проблемная ситуация.

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

Называют тему урока:

" Буквы О, Ё после шипящих в корне слова "

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


4.

Открытие нового знания.


Цель:

Выявить закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов для усвоения материала


Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:

жёлтый – желтеть,

шёпот – шептать,

чёрный – чернеть

чёрточка-черта

шёлковый-шелковистый

пшёнка-пшено

пощёчина-щека

расчёска-расчесать

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Работают самостоятельно (можно в парах)


Выявляют закономерность замены буквы Ё на Е в корнях

Познавательные УУД

Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).



Физкультминутка

«Спортивно-оздоровительная» для снятия утомления с плечевого пояса и рук.


Цель:

снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.


Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Выполняют упражнения



5.

Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.


Цель:

Помочь учащимся анализировать,

перерабатывать,

сравнивать информацию

1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.

I. Упр. 442 – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ёпосле буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.

Упр. 443 развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы ЁО после букв шипящих в корне слова, а также подбор однокоренных слов с Е.

а) Задание на разграничение

На доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку.

К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:

– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)

– Сравните их написание. Что необычного заметили?

– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

II. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

– Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).

– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» ?

– Какую букву после буквы шипящего вы напишете?

2. Развитие умений выявить исключения по данному правилу

На доске записаны слова: Крыж..вник, ш…мпол, ш…рох, ш..в, капюш..н, ш…фер, ш..ссе, ш..колад

– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

-Подчиняется ли правилу написание гласной в корне после шипящих?(нет, их правописание нужно запомнить)

-Как называются такие слова?(слова-исключения, 3 последних слова с непроверяемой безударной гласной)

Составьте предложения с любыми двумя словами-исключениями.

– Проверим себя. Прочитайте правило на с. 180, а также слова под рубрикой «Запомни».

Выполняют упражнения по учебнику


Работа с предложениями


Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение ( П).




Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

2. Строить логические рассуждения.

3. Производить анализ, синтез, сравнение.

6. Применений знаний и умений в новой ситуации.


Цель:

закрепить полученные знания


Развитие умений находить в художественном тексте слова с Ё или О после шипящих букв в корне.

Прочитать выразительно стихотворение, соблюдая интонацию

Выписать из текста слова с Ё или О после шипящих букв в корне, графически объяснить орфограмму.

Дождь в_сит, как дымчатые пряди,

На шесте пустует птич_й дом.

А синица в праз_ничн_м н_аряде

Щ..голя_т прямо под дождём.

Капл_ми унизанн_я ветка,

И на ветк_пташка-егоза.

Ч_рный галстук,ж_лтая жакетка

Сразу же бр_саются в глаза.

Это вам не глупая франтиха,

Тут большая умн_ца в_дна:

Вот кусты обследовала тихо,

Вот н_шла вр_дителя она.

Так з_бавно спела егоза,

Что с в_ршины дуба-исп_лина

Пок_тился ж_лудь,как сл_за.

(С.Смирнов)

Выразительно читают стихотворение, соблюдая интонацию, выписывают слова с Ё или О после шипящих букв в корне, графически объясняют орфограмму.


Умение анализировать информацию. (П).

Умение применять полученные знания на практике.(Р).


7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Цель: коррекция знаний

Организует парную работу.



Организует взаимопроверку работ.


Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование ( Р). Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклас-сников (К).

8. Домашнее задание

( записано на доске).

1. Выучить слова-­исключения.

2. Составление самодиктанта для последующей работы в классе.



9. Рефлексия учебной деятельности.


Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Продолжите фразу

1.На уроке я работал активно/ пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Материал урока мне был понятен/ не понятен, полезен / бесполезен,

интересен / скучен, легким / трудным

6.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно

Подведение итогов урока

– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, Озвук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)

– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.

1) шёлк, шов (искл.);

2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);

3) шоссе, жонглёр.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!