Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цель урока: Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала по орфографии.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний:
-.Повторение темы
Нужно отгадать загадку и записать ответы в тетради в строчку
1. К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок.
(капюшон)
2. Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна.
(шёпот)
3. На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.
(крыжовник)
4. Вновь упала на глаза
Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя же…
(чёлка)
5. Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил: (пчёлы)
6. Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
Щеголихи любят…
(шёлк)
7. На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он … (жёлудь).
8. Костяная спинка
Жёсткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щётка).
9. По пригоркам, по равнинам
Я виду свою машину
Я люблю дорог простор
А зовут меня (шофёр).
10. По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух
Только слышно: «Стук да стук» (счёты).
11. Зубастая пила
В лес густой с утра пошла
Весь обходила
Ничего не спилила (расчёска)
-Беседа с учащимися:
Какая орфограмма объединяет записанные слова?
В какой части слова (морфеме) она прячется?
А какие гласные звуки герои этого правила?( О,Ё)
А теперь назовите мне согласные звуки?
(Ж, Ш, Щ ,Ч)
Молодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу про них.
Уж какие грозные эти шипящие! А как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила.Давайте их вспомним
3.Закрепление
1.Следующая лингвистическая загадка будет у вас в задании на доске. Нужно прочитать предложения и вставить пропущенные буквы, опираясь на нашу схему.
В магазине продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.
Пч…лы летали под крыж…вником.
Реш…тку и трещ…тку почистили щ…ткой.
Обж…ра едва смог надеть ш…рты.
Донёсся ш…рох и ш…пот.
Ч…лка украсила прич…ску.
У ж…кея сильная изж…га.
Красивый ш…в на капюш…не.
Ч…порный уч…ный с ш…фёром едут по ш…ссе.
- А теперь каждый из вас потренируется и объяснит, почему вставил ту или иную букву. Давайте начнем с первого ряда по цепочке, по одному слову
У: Молодцы! И это задание у вас на отлично!
2)Следующее задание будет посложней. Я прочитаю вам текст, в нем много слов на пройденную нами орфограмму. Ваша задача узнать, сколько таких слов!(23)
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.
3. Выборочный диктант.
1) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. (А. Казанцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами.
4. Устали? Поиграем? Игра «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» (Устно)
ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ. (Шов)
ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ. (Щёки)
ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД. (Решётка)
ЧЕРТИТЬ, ЧЕРНЕТЬ, ШОРТЫ, ЧЕЛНОК. (Шорты)
4.Работа с сигнальными карточками
Ж..лтый, щ..тка, ж..нглер, маж..р, щ..чки, ш..лковый, щ..лка, крыж..вник,
щ..лкать, ж..лудь, ж..лтенький, бесш..вный, ш..пот, ш..колад, выч..ркивать, деш..вый,
, ж..нушка, щ..чка, , ж..нглерский, ч..рный, обж..ра, подч..ркнутый,
ч..лочка, щ..лкнуть, ч..ткая, ч..лка, крыж..вник, прич..сочка, ж..нглировать,
ш..коладный, пч..лы, изж..га, маж..р, ч..рт, Ш..тландия, ж..кей
4 Подведение итогов
5.ДЗ Составить рассказ,используя слова с изученной орфограммой.