СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы З и С на конце приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС, содержит: актуализацию знаний, ввод и формулирование темы урока, постановка целей урока, опорный конспект, теоретический материал, практические упражнения, тестовые задания, рефлексию, самооценку на уроке.

Пример актуализации знаний:

 1. Что изучает морфемика?

  Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)

  2. Что такое приставка?

 Приставка -  значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

 3. Что такое корень слова? Корень -  значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов

 4. Что такое суффикс?

 Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов

 5. Что такое окончание?

 Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова

 

 6. Приведите примеры чередования гласных звуков в корне слова

 7. Приведите примеры беглых гласных в корне и в суффиксе слова.

Просмотр содержимого документа
«Буквы З и С на конце приставок»

Урок русского языка в 5 классе Учитель русского языка и литературы Христолюбова Ю.А., 1 к.к.

Урок русского языка в 5 классе

Учитель русского языка и литературы

Христолюбова Ю.А., 1 к.к.

Актуализация знаний 1. Что изучает морфемика?  Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)  2. Что такое приставка?   Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов   3. Что такое корень слова?  Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов   4. Что такое суффикс?   Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов   5. Что такое окончание?   Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова  6. Приведите примеры чередования гласных звуков в корне слова 7. Приведите примеры беглых гласных в корне и в суффиксе слова.

Актуализация знаний

  • 1. Что изучает морфемика?
  • Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова (морфемы)
  • 2. Что такое приставка?
  • Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
  • 3. Что такое корень слова? Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов
  • 4. Что такое суффикс?
  • Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием и служит для образования новых слов
  • 5. Что такое окончание?
  • Окончание – это часть слова, которая служит для образования новых форм слова

  • 6. Приведите примеры чередования гласных звуков в корне слова
  • 7. Приведите примеры беглых гласных в корне и в суффиксе слова.
Сформулируем тему урока.  Бе..думный Бе..шумный   В какой части слова пропущена буква? А какая это может быть буква? «З» или «С» Следовательно, какая тема урока? «Буквы «З» и «С» на конце приставок»

Сформулируем тему урока.

  • Бе..думный
  • Бе..шумный

В какой части слова пропущена буква?

А какая это может быть буква?

«З» или «С»

Следовательно, какая тема урока?

«Буквы «З» и «С» на конце приставок»

Сформулируем цели урока: 1. Познакомиться с правописанием…. приставок, заканчивающихся на С и З; 2. Научиться правильно писать слова…  с приставками, заканчивающимися на С и З.

Сформулируем цели урока:

  • 1. Познакомиться с правописанием….
  • приставок, заканчивающихся на С и З;
  • 2. Научиться правильно писать слова…
  • с приставками, заканчивающимися на С и З.

Четвертое февраля.  Классная работа. «Буквы «З» и «С» на конце приставок»

Четвертое февраля. Классная работа.

  • «Буквы «З» и «С»
  • на конце приставок»

Понаблюдаем…  Бе..думный Бе..шумный Попробуйте сформулировать правило, когда на конце приставки пишется С , а когда З .   З С

Понаблюдаем…

  • Бе..думный
  • Бе..шумный
  • Попробуйте сформулировать правило, когда на конце приставки пишется С , а когда З .

З

С

Буквы З - С на конце приставок На конце приставки пишу букву З перед звонким согласным, букву С - перед глухим согласным Звонкие согласные: Б,В,Г,Д,Ж,З,Л,М,Н,Р Глухие согласные: П,Ф,К,Т,Ш,С,Ч,Х,Ц,Щ

Буквы З - С на конце приставок

На конце приставки пишу букву З перед звонким согласным,

букву С - перед глухим согласным

Звонкие согласные: Б,В,Г,Д,Ж,З,Л,М,Н,Р

Глухие согласные: П,Ф,К,Т,Ш,С,Ч,Х,Ц,Щ

1. Выдели в слове приставку.   2. Посмотри на букву согласного звука после приставки. Если оканчивается на глухой согласный пиши С .    Если оканчивается на звонкий согласный пиши З ис п олнить из д ать   бес п орядок без б режный

1. Выдели в слове приставку.

2. Посмотри на букву согласного звука после приставки.

Если оканчивается на глухой согласный пиши С .

Если оканчивается на звонкий согласный пиши З

  • ис п олнить из д ать

  • бес п орядок без б режный
Примечание:  1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:  ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ? Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки. 2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза:  ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ !

Примечание:

1) Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:

ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.

2) Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза:

ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ !

 Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (ее написание не зави сит от последующей согласной корня) : сгиб, сделать, сбросить.   Если вы видите в слове приставку , состоящую из одной буквы, и выбираете написанием С- и З - в ней, смело пишите С, так как приставки З в русском языке нет: Пусть никто никогда не забудет:  З приставкой не была и не будет!

Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (ее написание не зави сит от последующей согласной корня) : сгиб, сделать, сбросить.

  Если вы видите в слове приставку , состоящую из одной буквы, и выбираете написанием С- и З - в ней, смело пишите С, так как приставки З в русском языке нет:

Пусть никто никогда не забудет:

З приставкой не была и не будет!

Запомнить правило поможет песенка из передачи «Радионяня». Живут на свете, людям помогая, Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- . Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С.  Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.

Запомнить правило поможет песенка из передачи «Радионяня».

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- .

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С.

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Потренируемся З ИЛИ С Бе…болезненный, бе…шумный, в…дыхать, бе…цельный, бе…жалостный, бе…чувственный, ра…валиться, …бить, и…кусать, в…крикнуть, ра…жимать, в…порхнуть, ра…смотреть, бе…конечный, ра…гадать, ра…порядок, …дуть, и…чезать, и…портить, ра…гадать, ра…пилить, ра…писание, бе…граничный, ра…жимать, бе…конечный, ра…носить, … дать.

Потренируемся З ИЛИ С

Бе…болезненный, бе…шумный, в…дыхать, бе…цельный, бе…жалостный, бе…чувственный, ра…валиться, …бить, и…кусать, в…крикнуть, ра…жимать, в…порхнуть, ра…смотреть, бе…конечный, ра…гадать, ра…порядок, …дуть, и…чезать, и…портить, ра…гадать, ра…пилить, ра…писание, бе…граничный, ра…жимать, бе…конечный, ра…носить, дать.

   Замена словосочетания словом с тем же значением с приставкой  ­ без-, бес- Ребенок без забот (беззаботный),небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, вышивка без вкуса, рыдание без звуков , разговор без цели, смех без причины.

Замена словосочетания словом с тем же значением с приставкой ­ без-, бес-

Ребенок без забот (беззаботный),небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, вышивка без вкуса, рыдание без звуков , разговор без цели, смех без причины.

 Вставьте пропущенные буквы.   Ра …писание – ра…вязать, бе…шумный – бе…жалостный, во…делывать­ - во…питать, и…печь – и…дать,  вос…тание – воз…вание.

Вставьте пропущенные буквы.

  • Ра …писание – ра…вязать,
  • бе…шумный – бе…жалостный, во…делывать­ - во…питать,
  • и…печь – и…дать,
  • вос…тание – воз…вание.
Вставьте пропущенные буквы И .. поведь, и .. полнить, и .. правление, и .. пятнать, и .. сверлить, и ..секать, и.. синить, и .. следовать, и .. следование, и.. стругать, и .. ­сушить, и.. сякать, и .. терзать, и.. топить, и .. тосковаться, и .. требитель, и .. царапать, и …целение, и .. чезать, и .. чезновение, и .. черкать, и.. черчивать.

Вставьте пропущенные буквы

  • И .. поведь, и .. полнить, и .. правление,
  • и .. пятнать, и .. сверлить, и ..секать, и.. синить,
  • и .. следовать, и .. следование,
  • и.. стругать, и .. ­сушить, и.. сякать, и .. терзать,
  • и.. топить, и .. тосковаться, и .. требитель,
  • и .. царапать, и …целение, и .. чезать, и .. чезновение, и .. черкать, и.. черчивать.
Вставьте пропущенные буквы Ра .. катывать, ра .. кашляться, ра .. каяться, ра .. квасить, ра .. квитаться, ра .. кидистый ра .. кипеться, ра .. кисать, ра .. кладушка, ра .. кланяться, ра .. клёвывать, ра .. колдовать, ра .. копки, ра .. кошелиться.

Вставьте пропущенные буквы

  • Ра .. катывать, ра .. кашляться, ра .. каяться, ра .. квасить, ра .. квитаться, ра .. кидистый ра .. кипеться, ра .. кисать, ра .. кладушка,
  • ра .. кланяться, ра .. клёвывать,
  • ра .. колдовать, ра .. копки, ра .. кошелиться.
Проверка  Буквы З - С на конце приставок В какой строке во всех словах на конце приставки пишется буква З? 1.ра…глядеть, ра…певать, рас…вет 2.бе…грамотный, и…расходовать, и…менчивый

Проверка Буквы З - С на конце приставок

В какой строке во всех словах на конце приставки пишется буква З?

1.ра…глядеть, ра…певать, рас…вет

2.бе…грамотный, и…расходовать, и…менчивый

Во второй! Молодцы!

Во второй!

Молодцы!

В какой строке во всех словах на конце приставки пишется буква С? 1. в…помнить, в..паханный, бе…чувственный 2. бе…грамотный, бе…конечный, бе…душный

В какой строке во всех словах на конце приставки пишется буква С?

1. в…помнить, в..паханный, бе…чувственный

2. бе…грамотный, бе…конечный, бе…душный

В первой! МОЛОДЦЫ!

В первой!

МОЛОДЦЫ!

В какой строке во всех словах есть приставка с буквой З на конце? 1. бе…граничный, бе…заботный, во…радоваться 2. бе…печный, ра…четливый, и…рыдался

В какой строке во всех словах есть приставка с буквой З на конце?

1. бе…граничный, бе…заботный, во…радоваться

2. бе…печный, ра…четливый, и…рыдался

В первой! УРА! ВЕРНО !

В первой!

УРА! ВЕРНО !

В какой строке во всех словах есть приставка с буквой С на конце? 1. и…рытый, бе…ветренный, бе…радостный 2. ра…щелина, ра…кидать, и…порченный

В какой строке во всех словах есть приставка с буквой С на конце?

1. и…рытый, бе…ветренный, бе…радостный

2. ра…щелина, ра…кидать, и…порченный

Во второй!

Во второй!

 Рефлексия 1. Какую тему мы сегодня проходили? 2. От чего зависит написание приставок, оканчивающихся на З и С (БЕЗ - БЕС, ВОЗ - ВОС, ВЗ ....,. ВС ИЗ - ИС, НИЗ - НИС, РАЗ - РАС, ЧРЕЗ - ЧРЕС, ЧЕРЕЗ - ЧЕРЕС)? 3. Если тема вам понятна, и вы можете объяснить ее другому - поднимите большой палец вверх, если остались вопросы, нужно еще повторить правило, большой палец поверните в сторону, а если тема урока осталась не понятна, и вы не усвоили правило, опустите большой палец вниз.

Рефлексия

1. Какую тему мы сегодня проходили?

2. От чего зависит написание приставок, оканчивающихся на З и С (БЕЗ - БЕС, ВОЗ - ВОС, ВЗ ....,. ВС ИЗ - ИС, НИЗ - НИС, РАЗ - РАС, ЧРЕЗ - ЧРЕС, ЧЕРЕЗ - ЧЕРЕС)?

3. Если тема вам понятна, и вы можете объяснить ее другому - поднимите большой палец вверх, если остались вопросы, нужно еще повторить правило, большой палец поверните в сторону, а если тема урока осталась не понятна, и вы не усвоили правило, опустите большой палец вниз.

Домашнее задание:  Упражнение № 443

Домашнее задание: Упражнение № 443

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!