Данный урок разработан для 5 класса и является первым в теме «Правописание приставок, оканчивающихся на – з, - с». Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОСе.
На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др.
Цель деятельности учителя:
Создание условий для формирования умений учащихся распознавать приставки с буквами -з –с и правильно их писать.
Задачи:
-Находить слова с приставками на -з -с в тексте.
-Использовать слова с приставками на -з –с при составлении текста.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Познавательные УУД:
формулируют учебную задачу;
осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию;
делают обобщения и выводы.
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные:
Ход урока.
1. Организационный этап.
Приветствие.
Актуализация
Эпиграф к уроку.
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
К. И. Чуковский
-Как вы понимаете это высказывание? (приставки обогащают русский язык, образуя новые слова)
III. Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.
- Давайте попробуем образовать новые слова. Учебник стр. 44, упр. 67
Без цвета бесцветная
Без сна бессонная
Без шума бесшумная
Без звезд беззвездное
Без страха бесстрашный
Без цели бесцельный
Без пользы бесполезные
Без вкуса безвкусная
(СЛАЙД3)
Обратите внимание на слова, которые мы образовали. Какая буква пишется на конце приставки в новых словах? Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы з , с на конце приставки? (от согласной после приставки)
IV. Открытие нового знания.
(СЛАЙД 5)
Спишите слова, которые вы образовали. Обратите внимание, что предлог БЕЗ (предлога БЕС не бывает). В словах выделите приставки, одной чертой подчеркните согласный на конце приставки, а двумя согласный после приставки.
От каких условий зависит написание З,С? Попробуйте сформулировать правило. (СЛАЙД 6 с глух. и зв. согл_)
Мы смогли сами сформулировать правило, а сейчас обратимся к учебнику. Что же говорят ученые? (дети читают правило на стр. 44).
Промежуточная рефлексия
- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.
- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?
(Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания).
(ВЫКЛЮЧИТЬ)
ФИЗМИНУТКА
Встали дружно, потянулись, распрямились, улыбнулись, все руками помахали, ведь они писать устали. Наклонились влево, вправо. Мы работали на славу, а сейчас вот отдохнём и опять писать начнём.
Учитель: Какое слово, связанное с изучаемым нами сейчас правилом вы услышали при выполнении физкультминутки? Как вы его напишите?
V. Развитие правописных и речевых умений.
Я предлагаю вам выполнение следующего задания по выбору. Те, кто считает возможной для себя самостоятельную работу выполняет упр. 68 учебника, 1 задание. Объяснительный словарный диктант предлагаю тем, кто считает необходимым закрепление материала с помощью учителя и других учащихся
Безбрежный простор, пышно расцвели, взлетела на сосну, бескрайние поля, раздать тетради, восхищаться природой, издавать газету, расправит крылья, бесплатный проезд.
Безмерно, использовать, воспоминание, разжигать, бесценный, взбираться, растопить, бесшумный, разглядеть, вздрогнуть.
Самопроверка, оценка на полях (СЛАЙД9)
Узнайте слово по его лексическому значению, (запишите) его, выделите орфограмму, объяснить написанное. (устно)
1. Тревожное состояние, волнение. (беспокойство)
2. Слегка, ненадолго заснуть. (вздремнуть)
3. Не умеющий читать и писать. (безграмотный)
4. Возобновить в своей памяти. (вспомнить)
5.Огромный, не имеющий берегов. (безбрежный,)
6.Не испытывающий страха, смелый. (бесстрашный)
7.Лишённый порядка. (беспорядок)
8.Движенье с целью набрать скорость. (разбег)
Чего не знаешь, того не … (разгадаешь)
С совестью не .. (разминуться)
Горько не вечно, а сладко …(не бесконечно)
Крепкую дружбу и топором… (не разрубишь)
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли… (расхлебаешь)
РЕФЛЕКСИЯ
- Удалось ли нам достичь поставленных целей?
- Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?
Оценки, домашнее задание (правило на стр. 44, по выбору: упр. 71(1,2), или составить лингвистическую сказку по данной теме. Начать вы можете так. «Жили в стране Орфографии приставки воз, раз, без, из. И однажды они отправились в путешествие…»)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1. В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс в «собрании» встретится вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. Рас-пис-ани-е
2. Из слова разжечь возьмите приставку.
Из слова думать – корень.
Из слова читать – суффикс.
И окончание - из слова петь (раз + дум + а + ть)
3. Из слова разбить возьмите приставку.
Из слова гадать – корень.
Из слова упаковка – суффикс.
И окончание – из слова справка.(раз + гад + к + а)
4. Как безграмотного человека превратить в грамотного, бессильного в сильного? (убрать приставку)
На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, беседа, практическая работа, фронтальный опрос.
При подготовке урока я опиралась на метод исследования – эвристический , в основе которого лежит педагогика сотрудничества и поиска.
Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.
В ходе урока достигнуты следующие цели:
· обучающие – Познакомить с правилом написания з и с в приставках;
· Выработать способ определения написания согласных в приставках ;
· Различать на письме приставки
· развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, обогащение речи.
· воспитывающая – способствовать воспитанию у учащихся познавательной активности.
Методика данного урока позволила проявить учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.