СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бумажная история

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации автор знакомит обучающихся с ОВЗ с историей происхождения бумаги.

Просмотр содержимого документа
«Бумажная история»


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«БУМАЖНАЯ ИСТОРИЯ»

(история происхождения бумаги)

Диденко Л.И. – учитель трудового обучения

МКОУ ОШ № 30


ЦЕЛЬ: Создание условий для расширения знаний по истории происхождения бумаги, формирования жизненных компетенций, развития интеллекта и творческого потенциала обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (вторичное использование макулатуры, бережное использование бумаги);

ЗАДАЧИ:

  1. Показать взаимосвязь двух отдельных дисциплин – профессионально-трудового обучения и истории;

  2. Способствовать развитию у школьников с интеллектуальной недостаточностью приемов логического мышления; обогащению словарного запаса и расширению кругозора;

  3. Тип: познавательное мероприятие.

МЕТОДЫ:

  1. Словесный — рассказ;

  2. Наглядный — презентация;

  3. Приемы критического мышления: «Мозговой штурм», «Метод помет»;

  4. Частично-поисковый метод.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация «Бумажная история», фильм «Производство бумаги».

НОВЫЕ СЛОВА: наскальные рисунки, глиняные дощечки, деревянные дощечки, узелковое письмо, папирус, пергамент, макулатура, лесная биржа, целлюлозно-бумажный комбинат, бумагоделательная машина.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Представление о происхождении бумаги как важном изобретении в жизни человечества.

  2. Умение оценить влияние печатной продукции на жизнь человека.

  3. Закрепление знаний об основных этапах развития бумажной продукции.

  4. Прогнозирование развития.

  5. Осознание необходимости навыков экономии бумаги и сбора макулатуры с целью сбережения лесных массивов.







Ход занятия:

  1. Организация учащихся. Подготовка рабочих мест к работе. Актуализация имеющихся знаний и представлений.

Сегодня мы с вами поговорим о таком, казалось бы, привычном и ставшем уже ничем не примечательном предмете, как бумага.


А знаете ли вы, почему бумага называется бумагой?

Название бумаги произошло от итальянского слова бамбака, что в переводе с итальянского языка означает материал в виде листов.

А что мы знаем о бумаге? (Ответы детей). Можно сказать, что бумага – это материал для печатания книг, журналов и газет, различной документации, деловой информации. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

А знаете ли вы, как появилась бумага? Появилась она очень и очень давно, и история ее возникновения не так уж и проста. Людям, живущим в пещерах, необходимо было передавать друг другу информацию об охоте, об опасностях, которые могут подстерегать в данной местности, о времени, когда происходили те или иные события, а для этого надо было на чем-то писать. Но бумаги в те времена не было. И люди придумывали другие способы передачи информации.


Теоретическая часть.

Первыми появились Наскальные рисунки. Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. Эти рисунки рисовались на скалах, в пещерах.

Картинки использовали также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем означало, что прошло два дня.

Потом человек придумал Глиняные таблички. Если кто-то хотел написать письмо 5 000 лет назад, то он это делал не чернилами на бумаге, а писал на камне клинописью и делал это не современной азбукой, а знаками, где каждая группа знаков имела определенное значение. И эти знаки вырубались на камне или же на глиняных табличках, которые потом обжигались. Первые книги были глиняные, они хранились в корзинах, но из-за их тяжести было очень неудобно перемещать с места на место.

Потом появились Книги на деревянных дощечках.







Узелковое письмо. У каждого народа были свои методы передачи информации. Древние инки писали письмо разноцветными веревочками. Эти нити с узелками называли “кипу”. Каждый цвет имел свое значение:

  • Красный – война, кровь;

  • Белый – мир, здоровье;

  • Черный – смерть, болезнь;

  • Зеленый – урожай, хлеб;

  • Желтый – солнце;

  • Синий – море, вода.


Папирус. Со временем люди стали писать на папирусе. Папирус доставляли из Египта. Папирус - это особый вид тростника, растущий на берегу реки Нил в Египте. Папирус вырабатывался из стеблей растения с таким же названием. Книга того времени представляла собой папирусный свиток. Изготовление папирусных свитков было долгим и трудоемким процессом.

. Заполненный текстом папирус называли  томом (от греческого TOMOS - часть).

Хотя папирус и относится к хрупким материалам, все-таки до нас дошло значительное количество античных папирусов.

Самому древнему из сохранившихся папирусов более 5000 лет.


Во II веке до н.э. появляется материал, который заявляет о себе как конкурент папирусу. Царь Египта - страны, в которой произрастает наибольшее количество папируса, - Птолемей V запрещает экспорт папируса из страны. В это время в городе Пергама (современная Турция) была задумана большая библиотека. Для нее были заказаны папирусные листы, но обострение отношений между Египтом и Пергамой ставят организацию библиотеки  под угрозу срыва. Оказавшись в безвыходном положении, ремесленники Пергамы лихорадочно ищут замену папирусу. Поиски нового материала приводят изобретателей к коже.

Так появилась пергаментная бумага, которую изготавливали из кожи таких животных, как телят, овец, коз. Пергамцы стали обрабатывать телячью кожу с обеих сторон, стремясь получить прочный, пластичный материал для письма. И они этого добились! Вновь созданный материал был назван «пергамен» (по-гречески), а римляне называли его «мембрана». Новый материал был лучше папируса, он был гибок. Из этого материала стали делать книги, напоминающие наши современные.





Брали 4 листа, сгибали каждый из них пополам и еще пополам и вкладывали друг в друга. Получалась 16 – страничная книжечка, которая по-гречески называлась “тетра”, что значит “четверка”.

Отсюда и наше слово “тетрадь”. Подбирая тетради одну к другой, составляли книжный блок.

Оставалось лишь скрепить тетради между собой, и книга готова.

У бумаги было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материалов для письма. Но ни деревянные планки, ни листья, ни кожа, ни ткани, ни папирус не были, конечно, тем писчим материалом, который отвечал бы всем необходимым требованиям.

И человек, который придумал книгу, сумел придумать и подходящий материал для нее.

Им стала бумага – простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Пошло развиваться книжное дело. Люди стали активно приобщаться к знаниям.

Трудно ответить на вопрос: где, когда и кем изобретена бумага?

Официальная версия такова. Бумага была изобретена в Китае в 105 году нашей эры важным чиновником при дворе императора – Цай Лунем. Это открытие имело важное значение не только для Китая, но и для всего мира. Имя Цай Луня по праву входит в число имён величайших изобретателей в истории человечества.

Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю. Благодаря простоте производства, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, бумага в Китае делалось самого разнообразного назначения.


Первый цех по производству бумаги в Китае. Посмотрите, какая разница между первым цехом и современным производством!

Современный цех по производству бумаги. Производство бумаги полностью автоматизировано. Лишь несколько человек, работающих в цехе, обслуживают все машины.

Производство бумаги в России. В России производство бумаги зародилось в 16 веке при царе Иване Грозном. В 18 веке по указу Петра I были построены бумажные мельницы около Москвы и Петербурга,



благодаря чему вышла в свет первая российская газета «Ведомости». А в 1817 была установлена первая бумагоделательная машина. Это было крупным достижением в деле механизации процесса изготовления бумаги.

Современное производство бумаги. Сейчас производством бумаги занимаются на целлюлозно-бумажных комбинатах. Это очень трудозатратное производство. Для изготовления бумаги требуется очень много воды. Поэтому целлюлозно-бумажные комбинаты строят только у больших рек и водоёмов. В нашей стране их сейчас 11. Это предприятия в городах Краснокамск и Соликамск в Пермском крае, Балахна (Нижегородской области), Сыктывкар, Алексин (Тульской области) и другие.

Начальным звеном в технологической цепочке изготовления бумаги служит открытый склад древесного сырья, называемый лесной биржей. Такие склады есть у каждого целлюлозно-бумажного предприятия. Они размещаются на обширных территориях за производственными корпусами, часто на берегах водоёмов, где устроены порты или причалы для приёма сплавленной древесины.

Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза.

Целлюлозу получают из лесных пород, в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. На деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Это самый экономичный способ получения древесной целлюлозы. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет.

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для более дорогих изданий книг, брошюр и журналов, а также прочные оберточные материалы. В этом случае щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту.

Современные цеха по производству бумаги.

Бумагоделательная машина

Современный склад готовой продукции.

А знаете ли вы, что из 1 тонны бумаги можно изготовить 30 тысяч ученических тетрадей.

Для изготовления 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.




Попробуйте хоть один день прожить без бумаги. Чего не станет в нашей жизни?

Как мы можем сохранить лесные богатства?

Необходимо использовать бумагу экономно, собирать макулатуру.

Макулатура представляет собой бумажные отходы, которые в качестве вторичного сырья используются для производства картона, бумаги и различных строительных утеплителей. Её применение позволяет экономить древесное сырьё

Макулатура. 1 тонна макулатуры может сохранить 40 - 50 шт. больших ёлок и сосен.

60 кг макулатуры позволяют сохранить 1 дерево.

У каждого дома найдётся такая макулатура.

В некоторых дворах организован раздельный сбор мусора

Макулатура бережет наши леса!!!

А теперь, попробуйте ответить на вопросы

Закрепление полученных знаний.

Вопросы

1. Где используют бумагу?

2. Из чего делают бумагу?

3. Как мы можем помочь сохранить наши леса?

4. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 1 дерево?

5. Сколько мы сможем сохранить елок и сосен, если соберем 1 тонну макулатуры?

Загадки

1.Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга)

2.Я взяла бумагу из металла,

Из нее снежинки вырезала.

После их по классу налепила.

Получилось здорово! Красиво!

Бумаги для снежинок лучше нет.

Она блестит. Что это? Где ответ? (Фольга)

3.Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот многое знает. (Газета)

4.Этой лентой склеить можно

Все, что было невозможно:

Книжку, рваную тетрадь

Починить и залатать.

Если склеивать не прочь,

То тебе поможет… (Скотч)

5.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (Книга)

6.Склеите цветы, животных,
Дом, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная (Бумага)

Слайд 47.

7.Всех листов плотнее он,

Белый и цветной... (Картон)



8.Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)

9.Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (Тетрадь)






10.То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)

11.Я большой, я ученик!
В ранце у меня…(Дневник)

12.Чтоб перевести картинку,

Не нужна теперь копирка.

Лист волшебный положу

И рисунок обвожу.

Видно речку, камни, гальку...

Все перенесу на…(Кальку)

Подведение итогов. Выявление и награждение самых активных обучающихся.

Спасибо за внимание! Успехов в учёбе!




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!