СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Был трудный бой

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок памяти. 22 июня 1941 года рано утром без объявления вой­ны фашистская Германия напала на нашу Родину. После мощной артиллерийской подготовки и массированных ударов авиации не­мецкие сухопутные войска начали атаку по всей протяженности советской границы. Началась Великая Отечественная война.

Просмотр содержимого документа
«Был трудный бой»

« Был трудный бой...»

Урок памяти


Цель: пропаганда литературы на военно-патриотическую тему.

Оформление: плакат — «Была война. Была Победа», книжная выставка «Который раз цветет садами для нас победная весна», выставка иллюстраций, аудиозаписи военной музыки и песен, кар­та мира.

Действующие лица: Ведущие (1) — (3), Чтецы (1) - (4).

Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, ел. В. Ле­бедева-Кумача).

Ведущий (1): 22 июня 1941 года рано утром без объявления вой­ны фашистская Германия напала на нашу Родину. После мощной артиллерийской подготовки и массированных ударов авиации не­мецкие сухопутные войска начали атаку по всей протяженности советской границы. Началась Великая Отечественная война.

Ведущий (2): Но сначала давайте уточним, что за враг напал на нашу землю, какая ей угрожала опасность. Что вы об этом знаете? (Ответы детей.)

1933 год. К власти в Германии приходят фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Что такое фашизм? Фашисты уничтожали всех, кто думал иначе, чем они. В борьбе за чистоту расы они истребляли цыган и евреев. Сначала им запретили посещать общественные ме­ста (библиотеки, клубы, кафе, кинотеатры ит. д.), работать врачами, учителями и т. д., детям запретили учиться. Затем гитлеровцы стали загонять евреев в гетто, уничтожать в концлагерях.

Гитлер хотел установить мировое господство немецкой нации, считал, что истинные арийцы (так фашисты себя называли) лучше, умнее всех других народов, которых они считали недочеловеками.

Он приказал из каждых 100 человек славян (к ним относятся поляки, русские, украинцы, белорусы) 75 убить, а 25 оставить для того, чтобы превратить их в рабов, которые будут работать на фа­шистскую Германию.

К началу войны с Россией к Германии были присоединены Авст­рия и Чехия; в союзе с ней находилась фашистская Италия. Молни­еносными ударами были завоеваны Польша, Дания, Норвегия, Люксембург, Бельгия, Голландия, Франция, Югославия, Греция.

Гитлер полагал, что Советский Союз будет разгромлен в течение нескольких недель.

Ведущий (3): Гитлер подчеркивал: «Нам недостаточно разбить рус­скую армию и захватить Ленинград, Москву, Киев. Мы должны сте­реть с лица земли эту страну... Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».

Ведущий (1): Немецкими генералами был разработан план «Барбаросса», который предусматривал разгром Советского Союза за три месяца одним громовым ударом. Враг был жестокий и силь­ный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Ведущий (2): Одно из первых сражений произошло у погранич­ной Брестской крепости. Красноармейцы самоотверженно сража­лись даже в безнадежной обстановке. Вот строки из дневника не­мецкого генерала:«... русские всюду сражаются до последнего че­ловека... Были случаи, когда гарнизоны взрывали себя вместе с дотами, не желая сдаваться в плен».

В Брестской крепости осталось менее двух стрелковых полков, но они смогли задержать целую немецкую дивизию почти на месяц.

Чтец (1):

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста,

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку

Домой прийти не сможет до конца...

И. Симонов. «Майор привез

мальчишку на лафете...»

Ведущий (3): К осени 1941 года под Смоленском советским вой­скам впервые удалось остановить немцев, заставить их перейти к обороне. Но вскоре гитлеровцы продолжили наступать в глубь стра­ны, они приближались к Ленинграду, Одессе, Киеву.

Ведущий (1): Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда. Фашисты окружили го­род и были уверены, что «скоро ленинградцы сдадутся. Продуктов у них осталось на несколько дней. Город в блокаде». 28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом, потом враги захва­тили железные дороги на подступах к городу. Только по Ладожско­му озеру небольшие речные баржи могли подвезти продукты. В но­ябре наступили морозы, озеро замерзло. Ленинградцы получали в день 125 граммов хлеба, небольшой кусочек, больше никаких про­дуктов. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Люди слабели, едва двигались, некоторые умирали.

Ведущий (2): Школьнице Тане Савичевой было одиннадцать лет. Жила она в большой семье. Вот страницы из ее дневника:

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 ч. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.

Мама 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинг­рада. Но спасти ее было уже невозможно.

Ведущий (3): Город продолжал голодать. Но когда лед на Ладож­ском озере замерз, по нему стали возить продукты на машинах, которые двигались медленно, кабины были открыты, шоферы вни­мательно всматривались в трещины на слабом льду. А враг обстре­ливал и бомбил Дорогу жизни с самолетов.

Ведущий (1) читает отрывок из книги И. Воскобойникова «Де­вятьсот дней мужества».

Ведущий (2): Постепенно лед на Ладоге затвердел. И с 25 декаб­ря ленинградцы начали получать больше хлеба: рабочие по 350 грам­мов, все остальные — по 200. Появилась надежда: выживем!

Ведущий (3): На захваченных территориях гитлеровцы грабили и угоняли советских граждан на принудительные работы в Герма­нию, в концлагеря, в которых оказывались и дети. У них брали

кровь для немецких солдат, травили газом «циклон», сжигали в крематории. Бывало, что немцы уничтожали целые деревни. Сим­волом таких преступлений стала белорусская деревня Хатынь, где 22 марта 1943 года каратели расстреляли и сожгли заживо 149 че­ловек, половина из них — женщины и дети.

Ведущий (1): В годы Великой Отечественной войны на террито­риях, захваченных немцами, действовали партизанские отряды. Они уничтожали железнодорожные и шоссейные мосты, поджига­ли склады боеприпасов, пускали под откос вражеские поезда, унич­тожали немецких солдат и офицеров.

Ведущий (2): Не счесть бед, не измерить горя, которое принесли нашему народу фашистские оккупанты. Война была жестока и страшна не только для взрослых, которые шли защищать Родину, дом, своих детей. Бывало нередко и такое, когда на смерть шли мальчишки...

Чтец (2):

Мужали дети на войне,

Не по годам взрослели рано.

Глазенки их в сто раз больней

Солдатам души жгли, чем раны...

...Коль воля мне была б дана,

Тем детям, что войну видали,

Ну, может быть, не ордена,

Но «За отвагу» б дал медали!

А. Иванов. Мужали дети на войне

Ведущий (3): Эти ребята, ваши сверстники, мальчишки и девчон­ки, на долю которых выпало защищать Родину. Многие из них по­гибли: Ваня Федоров — при обороне Сталинграда; Боря Цариков, Хамид Шаваев, Нина Куковерова, Николай Гойщик - были раз­ведчиками, неуловимыми связными, проводниками, подрывника­ми, отличными стрелками, выполняли самые опасные задания.

Чтец (3):

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти - двенадцати, бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами — не труд.

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит — не выглянуть из башен, —

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай - ка, за каким домишкой

Он примостился, — сколько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Чтец (4):

- Товарищ, командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

— Да где же, где?.. — А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. — Влезай сюда, дружище! —

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка — мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Чтец (1):

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку.

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

А. Твардовский. Рассказ танкиста

Ведущий (3): Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Гер­мания накопила на Московском направлении очень крупные силы: 78 дивизий, полностью укомплектованных техникой и боеприпа­сами, целый миллион солдат!

Планы захватчиков провалились. Отступая, генерал-полков­ник Гудериан сокрушенно скажет: «Прав был Фридрих Великий — русского солдата надо дважды застрелить и еще после толкнуть, тогда он, может быть, упадет».

Красная Армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение гитлеровским войскам.

Ведущий (2): В августе 1942 года началась гигантская Сталинг­радская битва, которая переломила ход всей войны. Были окруже­ны и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Советские войска погнали врага с родной земли.

Ведущий (3): Стремясь изменить ход войны, гитлеровцы начали наступление в районе города Курска. Двинули в бой новые тяже­лые танки «Тигр» и «Пантера». Развернулось небывалое по масш­табу танковое сражение — Курская битва (в нем участвовали 1200 машин), которая закончилась победой Красной Армии.

Ведущий (1): Четыре долгих года длилась Великая Отечествен­ная война. Утром 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговороч­ной капитуляции германских вооруженных сил. Этот день стал праздником Победы.

Народам Советской страны Гитлер готовил страшную участь, но жестоко просчитался. Именно Россия сломала хребет его «не­победимой» армии. Правда, Победа досталась нам дорогой ценой. Война унесла почти 28 миллионов жизней советских людей. Но мы не только выстояли в этой жестокой войне, но и разгромили фа­шизм, потому что война была всенародной. На защиту Родины поднялись все: мужчины, женщины, старики, дети. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба за линией фронта, почти круглосуточный неустанный труд в тылу — вот чем была завоевана эта победа.

В заключение хотелось бы напомнить слова Ю. Тюрина из кни­ги «Два парада»: «Дорогие отроки и девочки, и вы — совсем ма­ленькие! Запоминайте этих грозных и очень добрых людей, изба­вивших вас от кнута и виселицы, от газа «циклона» и печки со страшным красным глазом, от изуверских фашистских вивисек­ций и от горьких, всегда таких неслышных детских слез».

Чтец (1):

Кладбище. На плиты доломита

Вечер опустился. Ветер замер

В полных мрака тяжких ветвях липы.

Смотрит мать печальными глазами,

Как ее мальчишка-несмышленыш

К вечному огню ладошки тянет.

Греет он озябнувшие руки.

Ничего-то он еще не знает

Ни о том, как бомбовые люки

Зев свой над землею раскрывают,

Ни о том, как города горят.

Что ему? Согрелся он и рад.

Грей, малыш, тяни свои ладони,

Ничего еще ты не узнал,

Но про этот ты огонь запомни:

Он горит, чтоб ты не замерзал.

Язел Османис. Вечный Огонь

Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова).

О. В. Миколайчик, г. Черногорок