СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Былины в детском творчестве

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Былины в детском творчестве 

Работа над проектом дает возможность учащимся познакомиться  с жанром былин, получить представления о художественных особенностях былины, а также  об отличии былины от сказки, познакомиться с образами русских богатырей в произведениях устного народного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Былины в детском творчестве»

былины в детском творчестве

былины в детском творчестве

Актуальность Работа над проектом дает возможность учащимся познакомиться с жанром былин, получить представления о художественных особенностях былины, а также об отличии былины от сказки, познакомиться с образами русских богатырей в произведениях устного народного творчества.

Актуальность

Работа над проектом дает возможность учащимся познакомиться с жанром былин, получить представления о художественных особенностях былины, а также об отличии былины от сказки, познакомиться с образами русских богатырей в произведениях устного народного творчества.

Цели проекта ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ

Цели проекта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

РАЗВИВАЮЩИЕ

Образовательные цели:   1.Познакомить учащихся с жанром былин 2.Сформировать представления о художественных особенностях былин 3. Познакомить с разными образами русских богатырей 4.Дать представление об отличии былины от сказки

Образовательные цели:

1.Познакомить учащихся с жанром былин

2.Сформировать представления о художественных особенностях былин

3. Познакомить с разными образами русских богатырей

4.Дать представление об отличии былины от сказки

Развивающие цели:   1.Побуждать учащихся к литературному творчеству 2.Развивать навыки самостоятельной работы 3.Познакомить с интерпретацией былинного эпоса в русской живописи и музыке 4.Обучить учащихся исполнению былин

Развивающие цели:

1.Побуждать учащихся к литературному творчеству

2.Развивать навыки самостоятельной работы

3.Познакомить с интерпретацией былинного эпоса в русской живописи и музыке

4.Обучить учащихся исполнению былин

Воспитательные цели: 1.Развивать интерес учащихся к историческому прошлом России 2.Воспитывать любовь к родине 3.Воспитывать интерес к литературному достоянию русского народа

Воспитательные цели:

1.Развивать интерес учащихся к историческому прошлом России

2.Воспитывать любовь к родине

3.Воспитывать интерес к литературному достоянию русского народа

Задачи   3.Воспитывать бережное отношение к русским народным традициям   1.Познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин.   2.Развивать устную речь учащихся и выразительное чтение былинного жанра.

Задачи

3.Воспитывать бережное отношение к русским народным традициям

1.Познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин.

2.Развивать устную речь учащихся и выразительное чтение былинного жанра.

Былина -фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории . (А.Н.Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий) И. П. Сахаров Термин

Былина -фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории .

(А.Н.Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий)

И. П. Сахаров

Термин "былина"

Былина представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера.

Композиция былины 1.Зачин(начальная,вводная часть произведения) Здесь указываются время и место действия ,называются герои,о которых идет речь в былине. 2.Основная часть-дается описание героям,показывается его необычное поведение , говорится об ответственном поручении,котрое ему дается. 3.Заключение –подводится итог всему сказанному ,еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины. События в былинах излагаются в строгом порядке,повествование ведется медленно,широко применяются повторения

Композиция былины

1.Зачин(начальная,вводная часть произведения) Здесь указываются время и место действия ,называются герои,о которых идет речь в былине.

2.Основная часть-дается описание героям,показывается его необычное поведение , говорится об ответственном поручении,котрое ему дается.

3.Заключение –подводится итог всему сказанному ,еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины.

События в былинах излагаются в строгом порядке,повествование ведется медленно,широко применяются повторения

Художественные особенности былин Гипербола С помощью нее народ подчеркивал могущество своих героев Прием троичности Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами,для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени.  Повторы С помощью них акцентируется внимание на самом главном  Постоянные эпитеты Помогают характеризовать героев былины  Использование речитативов Необходимо чтобы пение былин сопровождалось игрой на гуслях

Художественные особенности былин

  • Гипербола

С помощью нее народ подчеркивал могущество своих героев

  • Прием троичности

Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами,для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени.

  • Повторы

С помощью них акцентируется внимание на самом главном

  • Постоянные эпитеты

Помогают характеризовать героев былины

  • Использование речитативов

Необходимо чтобы пение былин сопровождалось игрой на гуслях

Главный герой былин Русский богатырь

Главный герой былин

Русский богатырь

Классификация былин  Киевского цикла Новгородского цикла   *Былины южно-русского происхождения с древним новгородским элементом; *Былины позднейшего новгородского происхождения , приуроченные к Киеву

Классификация былин

Киевского цикла Новгородского цикла

*Былины южно-русского происхождения с древним новгородским элементом;

*Былины позднейшего новгородского происхождения , приуроченные к Киеву

 Примеры былин  1. Былины о старших богатырях (Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михайле Потыке, Вольге Святославиче).    2. Былины о главных героях русского эпоса (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче).    3. Былины героического цикла («Василий Казимирович», «Суровец Суздалец», «Сухман» и др.).    4. Былины киевского цикла («Дунай», «Соловей Будимирович», «Дюк Степанович», «Чурила Плёнкович», «Ставр Годинович» и др.). 

Примеры былин

1. Былины о старших богатырях (Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михайле Потыке, Вольге Святославиче).  2. Былины о главных героях русского эпоса (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче).  3. Былины героического цикла («Василий Казимирович», «Суровец Суздалец», «Сухман» и др.).  4. Былины киевского цикла («Дунай», «Соловей Будимирович», «Дюк Степанович», «Чурила Плёнкович», «Ставр Годинович» и др.). 

Примеры и задания 1Дайте определение жанра былин. Почему былины называют героическими народными песнями?   2. Назовите главных персонажей былин. Какие качества им приписываются в народном сознании?   3. Расскажите о циклах былин.   4. Отметьте выразительные художественные средства былин

Примеры и задания

  • 1Дайте определение жанра былин. Почему былины называют героическими народными песнями?
  • 2. Назовите главных персонажей былин. Какие качества им приписываются в народном сознании?
  • 3. Расскажите о циклах былин.
  • 4. Отметьте выразительные художественные средства былин
Познакомьтесь с былиной «Садко». К какому циклу былин она относится?

Познакомьтесь с былиной «Садко».

К какому циклу былин она относится?

Список литературы   Астафьева Л.А.  Сюжет и стиль русских былин . М., 1993    Захарова О.В.Былина в русском тезаурусе: история слова, термина, категории,М.1997 . Литературная энциклопедия терминов и понятий, Николюкин А.Н., 2001 Пропп В.Я.  Русский героический эпос . М., 1999.

Список литературы

  • Астафьева Л.А.  Сюжет и стиль русских былин . М., 1993 
  • Захарова О.В.Былина в русском тезаурусе: история слова, термина, категории,М.1997 .
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий, Николюкин А.Н., 2001
  • Пропп В.Я.  Русский героический эпос . М., 1999.