былины в детском творчестве
Актуальность
Работа над проектом дает возможность учащимся познакомиться с жанром былин, получить представления о художественных особенностях былины, а также об отличии былины от сказки, познакомиться с образами русских богатырей в произведениях устного народного творчества.
Цели проекта
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ
Образовательные цели:
1.Познакомить учащихся с жанром былин
2.Сформировать представления о художественных особенностях былин
3. Познакомить с разными образами русских богатырей
4.Дать представление об отличии былины от сказки
Развивающие цели:
1.Побуждать учащихся к литературному творчеству
2.Развивать навыки самостоятельной работы
3.Познакомить с интерпретацией былинного эпоса в русской живописи и музыке
4.Обучить учащихся исполнению былин
Воспитательные цели:
1.Развивать интерес учащихся к историческому прошлом России
2.Воспитывать любовь к родине
3.Воспитывать интерес к литературному достоянию русского народа
Задачи
3.Воспитывать бережное отношение к русским народным традициям
1.Познакомить обучающихся с тематикой и проблематикой былин.
2.Развивать устную речь учащихся и выразительное чтение былинного жанра.
Былина -фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории .
(А.Н.Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий)
И. П. Сахаров
Термин "былина"
Былина представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера.
Композиция былины
1.Зачин(начальная,вводная часть произведения) Здесь указываются время и место действия ,называются герои,о которых идет речь в былине.
2.Основная часть-дается описание героям,показывается его необычное поведение , говорится об ответственном поручении,котрое ему дается.
3.Заключение –подводится итог всему сказанному ,еще раз восхваляются подвиги или деяния главного героя былины.
События в былинах излагаются в строгом порядке,повествование ведется медленно,широко применяются повторения
Художественные особенности былин
С помощью нее народ подчеркивал могущество своих героев
Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами,для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени.
С помощью них акцентируется внимание на самом главном
Помогают характеризовать героев былины
- Использование речитативов
Необходимо чтобы пение былин сопровождалось игрой на гуслях
Главный герой былин
Русский богатырь
Классификация былин
Киевского цикла Новгородского цикла
*Былины южно-русского происхождения с древним новгородским элементом;
*Былины позднейшего новгородского происхождения , приуроченные к Киеву
Примеры былин
1. Былины о старших богатырях (Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михайле Потыке, Вольге Святославиче). 2. Былины о главных героях русского эпоса (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче). 3. Былины героического цикла («Василий Казимирович», «Суровец Суздалец», «Сухман» и др.). 4. Былины киевского цикла («Дунай», «Соловей Будимирович», «Дюк Степанович», «Чурила Плёнкович», «Ставр Годинович» и др.).
Примеры и задания
- 1Дайте определение жанра былин. Почему былины называют героическими народными песнями?
- 2. Назовите главных персонажей былин. Какие качества им приписываются в народном сознании?
- 3. Расскажите о циклах былин.
- 4. Отметьте выразительные художественные средства былин
Познакомьтесь с былиной «Садко».
К какому циклу былин она относится?
Список литературы
- Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин . М., 1993
- Захарова О.В.Былина в русском тезаурусе: история слова, термина, категории,М.1997 .
- Литературная энциклопедия терминов и понятий, Николюкин А.Н., 2001
- Пропп В.Я. Русский героический эпос . М., 1999.