муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 города Смоленска СОГЛАСОВАНО Председатель МС МБОУ СОШ №35 ____________________А. В. Харчук Протокол №1 от 28 августа 2020г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №35 ________________Е.А.Зайцева Приказ №……-О от 29 августа 2020 г. | |
|
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
начального общего образования
по спортивно-оздоровительному направлению
для 1-4 классов
«Быть здоровыми хотим»
Составитель: Погодина Валентина Алексеевна
2020
Пояснительная записка
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности оздоровительной направленности для обучающихся 1-4 классов. При составлении программы использовались материалы разработок занятий Артемьевой И. В., Борисовой Е. А. http://festival.1september.ru/articles/631637/
Актуальность
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах.
Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Быть здоровыми хотим!” включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на уровне начального общего образования являются:
Закон РФ “Об образовании в Российской Федерации”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Цель курса внеурочной деятельности:
укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою Родину.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Отличительные особенности программы, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Быть здоровыми хотим!”, предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;
- набор ЭОР по тематике курса.
Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания (1 смена) или до уроков (2 смена), продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 35-40 минут. Курс рассчитан на 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы).
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой педагогический работник.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Личностными результатами программы является формирование следующих умений
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке другие участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания из различных источников, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности
осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Быть здоровыми хотим!” разбита на семь разделов:
“Наша школа”: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
“Здоровое питание”: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
“Бережём здоровье”: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
“Я в школе и дома”: социально-одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
“Чтоб забыть про докторов”: закаливание организма;
“Я и мое ближайшее окружение”: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
“Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс”: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода, подведение итогов работы за год.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении гигиены, необходимость закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа состоит из четырех частей:
1 класс: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами, их содержащими.
2 класс: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3 класс: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Данное содержание программы отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Всего, час | теория | практика | Формы контроля |
I | Введение. “Наша школа” | 4 | 1 | 3 | |
1.1 | Дорога к здоровью | 1 | | 1 | |
1.2 | Здоровье в порядке – спасибо зарядке! | 1 | | 1 | |
1.3 | Друзья Мойдодыра. | 1 | 1 | | |
1.4 | Праздник “Первоклассники – чистюли” | 1 | | 1 | Праздник |
II | Здоровое питание | 5 | 2 | 3 | |
2.1 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты! Конкурс рисунков. | 1 | 1 | | |
2.2 | Культура питания. Чаепитие. | 1 | | 1 | |
2.3 | Ю. Тувим “Овощи” (инсценировка о правильном питании) | 1 | | 1 | |
2.4 | Как и чем мы питаемся | 1 | 1 | | |
2.5 | Самые полезные продукты | 1 | | 1 | Викторина |
III | Бережем здоровье | 7 | 3 | 4 | |
3.1 | Режиму дня мы друзья | 2 | 2 | | |
3.2 | Продукты для здоровья | 1 | 1 | | |
3.3 | Экскурсия “Сезонные изменения в природе и в жизни человека” | 1 | | 1 | |
3.4 | Как обезопасить свою жизнь | 1 | | 1 | |
3.5 | День здоровья. “В здоровом теле – здоровый дух” | 1 | | 1 | |
3.6 | Растем здоровыми. | 1 | | 1 | Викторина |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | |
4.1 | Мой внешний вид – залог здоровья | 1 | 1 | | |
4.2 | Здоровье зрения | 1 | 1 | | |
4.3 | Здоровая осанка | 1 | | 1 | |
4.4 | Калейдоскоп подвижных игр. | 1 | | 1 | |
4.5 | Правила подготовки домашних заданий | 1 | 1 | | |
4.6 | Все болезни победим – быть здоровыми хотим | 1 | | 1 | Игра-викторина |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | |
5.1 | Паспорт здоровья | 1 | 1 | | |
5.2 | Что бывает вкусным и полезным? | 1 | | 1 | |
5.3 | День здоровья. “Веселые старты” | 1 | | 1 | |
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Всего, час | теория | практика | Формы контроля |
5.4 | “Если хочешь быть здоров” | 1 | | 1 | Круглый стол |
VI | Я и мое ближайшее окружение. | 3 | 2 | 1 | |
6.1 | Мое настроение. Выставка рисунков. | 1 | 1 | | |
6.2 | Вредные и полезные привычки. | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра |
VII | “Вы порадуйтесь за нас – перешли в другой мы класс” | 4 | 2 | 2 | |
7.1 | Безопасное лето (просмотр видео-фильма) | 1 | 1 | | |
7.2 | Первая помощь | 1 | | 1 | |
7.3 | “Зеленая аптечка” | 1 | 1 | | |
7.4 | Чему мы научились за год | 1 | | 1 | Диагностика |
| ВСЕГО: | 33 | 14 | 19 | |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Всего, час | теория | практика | Формы контроля |
I | Введение. “Наша школа”. | 2 | | 2 | |
1.1 | Наши знания о здоровом образе жизни (ЗОЖ) | 1 | | 1 | |
1.2 | “Что для здоровья хорошо, а что бывает плохо?” | 1 | | 1 | |
II | Здоровое питание. | 3 | 1 | 2 | |
2.1 | Основные правила правильного питания. | 1 | 1 | | |
2.2 | Этикет. Культура питания. | 1 | | 1 | |
2.3 | Пирамида здорового питания | 1 | | 1 | викторина |
III | Бережем здоровье. | 4 | 3 | 1 | |
3.1 | Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным? | 1 | 1 | | |
3.2 | Как закаляться? Обтирание и обливание. | 1 | 1 | | |
3.3 | Что такое иммунитет? | 1 | 1 | | |
3.4 | Как сохранять и укреплять свое здоровье? | 1 | | 1 | |
IV | Я в школе и дома | 4 | 2 | 2 | |
4.1 | Почему устают глаза? | 1 | 1 | | |
4.2 | Сколиоз. Как его предотвратить? | 1 | | 1 | |
4.3 | Игры и травмы. | 1 | | 1 | |
4.4 | Переутомление и утомление | 1 | 1 | | |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | |
5.1 | Почему мы болеем? | 1 | 1 | | |
5.2 | Кто и как защищает нас от болезней? | 1 | | 1 | Круглый стол |
5.3 | День здоровья | 1 | | 1 | |
5.4 | Копилка витаминов. Здоровое питание | 1 | | 1 | конкурс |
| ВСЕГО: | 17 | 7 | 10 | |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Всего, час | теория | практика | Формы контроля |
I | Введение. “Наша школа” | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | “Здоровый образ жизни – что это?” | 1 | | 1 | |
1.2 | В гостях у Мойдодыра. | 1 | 1 | | |
II | Здоровое питание | 3 | 2 | 1 | |
2.1 | Зависимость физического и психического здоровья человека от правильного питания. | 1 | | 1 | |
2.2 | Вредные микробы. | 1 | 1 | | |
2.3 | Что такое здоровая пища и как ее приготовить? | 1 | 1 | | |
III | Бережём здоровье | 4 | 1 | 3 | |
3.1 | Чудесный труд головного мозга | 1 | 1 | | |
3.2 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | 1 | | 1 | |
3.3 | Экскурсия “Природа – источник здоровья” | 1 | | 1 | |
3.4 | “Мое здоровье в моих руках” | 1 | | 1 | Викторина |
IV | Я в школе и дома | 4 | 1 | 3 | |
4.1 | Мой внешний вид – залог здоровья” | 1 | 1 | | |
4.2 | Инсценировка “Мои привычки – капризные сестрички” | 1 | | 1 | |
4.3 | “Зрение – окно в мир, бесценный дар” | 1 | | 1 | |
4.4 | Гигиена правильной осанки | 1 | | 1 | |
V | Я и мое ближайшее окружение. | 4 | 2 | 2 | |
5.1 | Мир увлечений школьника | 1 | 1 | | |
5.2 | “И снова о вредных привычках…” Профилактическая беседа. | 1 | 1 | | |
5.3 | “Не зная броду, не суйся в воду” - игра | 1 | | 1 | |
5.4 | Чему мы научились за год | 1 | | 1 | Диагностика |
| ВСЕГО | 17 | 7 | 10 | |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и занятий | Всего, час | теория | практика | Формы контроля |
I | Здоровое питание | 4 | 2 | 2 | |
1.1 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | | 1 | |
1.2 | Пища наших предков. Современное меню для здоровья. | 1 | 1 | | |
1.3 | Здоровое питание. Дневной рацион школьника. | 1 | 1 | | |
1.4 | “Умеем ли мы правильно питаться?” | 1 | | 1 | Викторина |
II | Бережем здоровье | 4 | 2 | 2 | |
2.1 | Что должно быть в домашней аптечке? | 1 | 1 | | |
2.2 | Как вести себя, когда что-то болит? | 1 | 1 | | |
2.3 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 | | 1 | |
2.4 | Как избежать искривления позвоночника | 1 | | 1 | |
III | Здоровье человека во время отдыха | 5 | 2 | 3 | |
3.1 | Как вести себя, когда что-то болит? | 1 | 1 | | |
3.2 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 | | 1 | |
3.3 | Как избежать искривления позвоночника | 1 | | 1 | |
3.4 | Здоровье человека во время отдыха | 1 | 1 | | |
3.5 | Моя ответственность за мое здоровье. | 1 | | 1 | Викторина |
IV | Я и мое ближайшее окружение. | 4 | 3 | 1 | |
4.1 | Жизненный опыт человека | 1 | 1 | | |
4.2 | Почему некоторые привычки называются вредными? | 1 | 1 | | |
4.3 | Что делать, если не хочется в школу. Школа и настроение. | 1 | | 1 | |
4.4 | “Умеем ли мы вести здоровый образ жизни”? | 1 | 1 | | Диагностика. Книга здоровья |
| ВСЕГО: | 17 | 9 | 8 | |
Литература, используемая педагогом для организации образовательного процесса
Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. Учебно-методическое пособие, - М.: УЦ “Перспектива”, 2009
Езушина Е.В. “Азбука правильного питания. 1-2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки” - Волгоград: “Учитель”, 2008
Суслов В.Н. Этикет. Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты,практические задания: учебно-методическое пособие. – Ростов-на –Дону: “Легион”, 2010
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 класс)”- М.: “Вако”, 2008
Ковалько В.И. “Школа Физкультминуток (1-4 класс): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников” - Москва.:, 2007
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 1999
Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.: “Педагогика-Пресс”, 1993
Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
Большая книга правил для воспитанных детей
Ротенберг Р. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровья-М.: “Физкультура и спорт”, 1992
0