СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час группы на тему "День космонавтики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Час группы на тему "День космонавтики"»

Министерство образования и науки РД

ГБПОУ «Колледж экономики и предпринимательства»















ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся СПО по теме

«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. МЫ ПЕРВЫЕ!»









Группа №5

Куратор: Джамбекова З.М








2023г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся СПО по теме

«ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. МЫ ПЕРВЫЕ!»


Цель: формирование ценностного отношения к покорению космоса, а также другим знаменательным юбилейным датам, свидетельствующим о прорывах нашей страны в освоении космоса; формирование интереса к инженерному делу на основе изучения отечественных технологических достижений в области аэрокосмонавтики.

Формирующаяся ценность: служение Отечеству.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: Познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеороликов, интерактивных и презентационных материалов, включает анализ визуальной информации и участие в интеллектуальной игре по теме занятия.

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− видеоролики,

− интерактивные материалы,

− презентационные материалы.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Актуализация у обучающихся информации об освоении космоса, достижениях Российской Федерации в этой сфере и фактах, связанных с космическим пространством, включая популяризацию полетов в космос.

Часть 2. Основная

Раскрытие основной темы занятия по направлениям: будущее в космосе – строительство первого гражданского космодрома России «Восточный»; летные испытания первого семейства ракет современной России – ракет-носителей

«Ангара»; использование навигации по спутникам российской системы ГЛОНАСС; вклад соотечественников в развитие мировой космонавтики и науки.

Часть 3. Заключение

Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.


Слайд 1 «День космонавтики. Мы первые!» Слайд 2

Педагог.

Здравствуйте! Предлагаю вам разгадать картинки, которые сгенерировала нейросеть.

(Ответы обучающихся)

Справочно:

Картинки демонстрируются по очереди. Обучающиеся должны отгадать, что изображено (какое словосочетание загадано).



Ответ: космическое исследование

Ответ: Покорение космоса

Ответ: Орбитальная станция


Слайд 3

Далее зашифрованы те же словосочетания в картинках в стиле работ русского художника-авангардиста Василия Васильевича Кандинского.


Педагог.

День космонавтики – исторически важный праздник для всей ракетно- космической промышленности. Освоение космоса – направление, в котором наша страна была и остается первой.

С предстоящим праздником вас поздравит человек, который отвечает за развитие космонавтики в нашей стране – генеральный директор Госкорпорации

«Роскосмос» Юрий Иванович Борисов.


Видеоприветствие Юрия Ивановича Борисова

Юрий Иванович поздравляет с Днем космонавтики, подчеркивает, что у молодого поколения огромное количество возможностей для реализации себя в космической отрасли. В Роскосмосе каждый может найти себе дело по душе. Именно с мечты начинается дорога в космос, дорога в будущее.


Часть 2. Основная Педагог.

Как вы думаете, каков вклад наших космонавтов в освоение и развитие космической отрасли?

(Ответы обучающихся)


Слайд 4

Педагог.

Давайте вспомним героев – космонавтов нашей страны. Кого вы узнаете?

  1. Юрий Гагарин.

(Ответы обучающихся).

Справочно для педагога: впервые в истории человечества облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю.

  1. Герман Титов.

(Ответы обучающихся).

Справочно для педагога: полет Германа Титова составил 1 сутки, 1 час и 11 минут. За это время космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Герман Титов самый молодой космонавт, на момент полета ему было 25 лет, и этот рекорд так и не был побит за всю историю космонавтики.

  1. Валентина Терешкова.

(Ответы обучающихся).

Первая женщина-космонавт совершила на космическом корабле «Восток-6» 48 витков вокруг Земли. Продолжительность полёта составила 2 суток 22 часа 50 минут, дальность 1 млн 971 тысяч километров.

  1. Алексей Леонов.

(Ответы обучающихся).

Космонавт, который 18 марта 1965 года впервые в мире осуществил выход в открытое космическое пространство.

  1. Валерий Поляков

(Ответы обучающихся).

Справочно для педагога: мировой рекорд самого длительного полета в космос – 437 суток и 18 часов. Свой полет Валерий Поляков начал 8 января 1994 года и окончил в марте 1995 года, этот рекорд до сих пор не побит.

  1. Анатолий Соловьев

(Ответы обучающихся).

Мировой рекорд 16 выходов в открытый космос и суммарной продолжительности работы вне корабля – 82 часа 21 минуту.

  1. Елена Кондакова

(Ответы обучающихся).

Справочно для педагога: Елене Кондаковой принадлежит мировой рекорд по продолжительности пребывания на орбите представительницы прекрасного пола – 169 дней, 5 часов и 35 секунд.

  1. Геннадий Падалка

(Ответы обучающихся).

Дольше всех в истории летал российский космонавт Геннадий Падалка: его суммарный рекорд составляет 878 суток за пять полетов.

  1. Светлана Савицкая

(Ответы обучающихся).

Справочно для педагога: первая женщина в мире, осуществившая выход в открытый космос


Педагог.

Юрию Гагарину принадлежат слова: «Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а …» – продолжите эту фразу.

(Ответы обучающихся)

Справочно (ответ): …самые простые люди.

Педагог.

Как вы думаете почему? Кто они – эти простые люди, о которых говорил первый космонавт?

(Ответы обучающихся)


Педагог.

Действительно, космическая отрасль объединяет самых разных специалистов, и все они работают вместе для реализации российской космической программы.

Без каких специалистов нельзя представить себе освоение космоса?

(Ответы обучающихся)


Слайд 5

Справочно для педагога: инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-исследователь, различные специалисты по испытаниям ракетных двигателей, по подготовке космонавтов, слесарь-сборщик, монтажник, контролер, заливщик, сварщик, фрезеровщик и многие другие.


Педагог.

Если изучить биографии известных советских и российских космонавтов, то большинство из них окончили либо Военно-воздушную инженерную академию имени Николая Егоровича Жуковского, либо военные авиационные училища. Большинство, но далеко не все. Например, 3-й советский и 5-й в мире космонавт Андриян Николаев до поступления в академию Жуковского учился в Мариинско- Посадском лесотехническом техникуме, а Валентина Терешкова – в Ярославском заочном техникуме легкой промышленности. Юрий Гагарин свое первое образование получал в Саратовском индустриальном техникуме на литейном отделении.


Педагог.

А как вы думаете, какие космические профессии появятся в будущем?

(Ответы обучающихся)


Слайд 6

«Атлас новых профессий» нам сообщает:

инженер-космодорожник (специалист, обслуживающий околоземную транспортную сеть и отвечающий за разработку коридоров транспортных потоков и синхронизацию запусков/пусков на Земле),

инженер систем жизнеобеспечения (специалист, занимающийся обслуживанием систем жизнеобеспечения в сложных условиях),

космогеолог (специалист, который занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах),

космобиолог (специалист, исследующий поведение разных биологических систем (от вирусов до животного и человека) в условиях космоса),

менеджер космотуризма (специалист, разрабатывающий программы посещения околокосмического пространства, а впоследствии – орбитальных комплексов и других космических сооружений).


Педагог.

А чтобы понимать, чем эти специалисты будут заниматься (возможно в самом ближайшем будущем), давайте посмотрим видеоролик «Роскосмос – сплав мечты и технологий».


Демонстрация фрагмента видеоролика «Роскосмос – сплав мечты и технологий»

Педагогу предлагается включить видеоролик с 7 минуты и обсудить с обучающимися просмотренное.

Сегодня у России три основных «семейства» ракет-носителей: огромный

«Протон» он выводит на орбиту «тяжелые» космические аппараты, модули и станции, «Союз» эти ракеты доставляют в космос спутники полегче, а также космонавтов к Международной космической станции и «Ангара» это семейство самое новое. Ещё один стартовый комплекс на Восточном создается как раз-таки для них. Посмотрите, какая красавица!

Помните тот самый первый спутник, о котором я рассказывал чуть раньше? Представьте, что сегодня специалисты Роскосмоса разрабатывают целую спутниковую группировку, она называется «Сфера». «Сфера» решает целую кучу задач: позволит мониторить нашу Землю из космоса, чтобы лучше предсказывать, например, погодные явления или природные катаклизмы, обеспечит работу умного дома, навигационных приборов, в том числе карт, которые установлены в твоем сотовом, а также подарит мобильную связь и Интернет на всей территории нашей страны. Так что сможешь листать ленту соцсетей со смешными видосами даже если, например, уехал к бабушке

на дачу. Первый аппарат этой группировки, кстати, совсем недавно отправился на орбиту с космодрома Восточный.

А как обстоят дела с пилотируемой космонавтикой? Так называется сфера, которая связана с путешествиями в космос… людей. Сегодня наши космонавты- герои отправляются на Международную космическую станцию – крупнейшую научную лабораторию на орбите. Там они исследуют нашу Землю и Солнечную систему, изучают влияние невесомости на человека, проводят огромное количество медицинских и биологических экспериментов. Это очень увлекает! В среднем, космонавт проводит на орбите около полугода, затем его сменяет следующий экипаж.

На замену МКС придет Российская орбитальная станция. Этот уникальный проект позволит обозревать из космоса всю территорию нашей страны, взаимодействовать со спутниковыми группировками, а также стать космической базой для будущих полётов к другим объектам Солнечной системы – например, к Луне. Да, планы по строительству настоящей лунный базы у нашей страны тоже есть! Но начинать нужно постепенно, вы согласны? Совсем скоро мы отправим к единственному естественному спутнику нашей планеты автоматическую межпланетную станцию она называется «Луна-25».


Педагог.

Посмотрев видеоролик, как вы думаете, почему так важно оставаться первыми в освоении космического пространства?

(Ответы обучающихся).


Педагог.

Развитие имеющегося космического потенциала позволит решать стратегические задачи в интересах обороноспособности, безопасности, социально- экономического развития страны, науки и международного сотрудничества, обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве.


Слайд 7

Педагог.

Сейчас на орбите работает российский космический телескоп Спектр-РГ – уникальная космическая обсерватория, которая выполняет задачи по изучению Солнечной системы, нашей галактики и других, даже самых дальних объектов Вселенной. А как в повседневной жизни нам помогает система ГЛОНАСС?

(Ответы обучающихся)


Справочно для педагога: Использование навигаторов или отслеживание движения автобусов через приложение в телефоне в режиме реального времени – это возможно благодаря глобальной навигационной системе ГЛОНАСС.


Педагог.

На космодроме «Восточный» создается инфраструктура для запусков новых российских ракет-носителей семейства «Ангара». Модульная конструкция ракет- носителей «Ангара» позволит с минимальными трудозатратами разрабатывать ракеты для запуска как небольших спутников, так и тяжелых модулей космических станций, а топливо, используемое в «Ангаре», сделает запуски в космос гораздо экологичнее, чем в используемых сегодня ракетах-носителях.


Педагог.

Мы живем в удивительное время, которое позволяет нам достичь невероятных высот и предоставляет широчайший спектр возможностей.

В ракетно-космической отрасли находят свое применение огромное количество различных специальностей и профилей подготовки. Рабочие профессии всегда были и остаются основой деятельности почти всех мировых компаний.

Механики, сварщики, техники по защите информации, специалисты по электронным приборам и устройствам – все это профессионалы, без которых невозможно развитие космической отрасли сегодня.

За последние пять лет на космические предприятия пришли более 8 тыс. молодых специалистов, треть из них вошли в отрасль после окончания образовательных организаций среднего профессионального образования.

И у вас также есть возможность стать космическим специалистом, принять участие в разработке космических аппаратов и ракет-носителей.


Педагог.

Роскосмос, Государственный космический научно-производственный центр им. Михаила Васильевича Хруничева, Ракетно-космическая корпорация

«Энергия», НПО Энергомашиностроения, АО «Российские космические системы», АО «Информационные спутниковые системы» им. Михаила Федоровича Решетнева – это ведущие предприятия космической отрасли страны. Они всегда

рады профессиональным и целеустремленным сотрудникам, по-настоящему увлеченным темой космоса. Для каждого из вас дорога в космос открыта.


А кто знает, что сейчас помогают обеспечивать космические технологии?

(Ответы обучающихся).


Слайд 8

Педагог.

Космические технологии сегодня помогают обеспечивать:

мониторинг и управление транспортом (морским, наземным, воздушным) как грузовым, так и пассажирским;

безопасность жизнедеятельности, включая работу МЧС, контроль, предупреждение и локализация чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений, землетрясений и прочее);

точность геодезических работ при строительстве зданий, дорог, мостов и пр.; контроль за состоянием сложных инженерных сооружений (например, высотных зданий Москва-Сити, Крымского моста, башни Газпрома в Санкт-

Петербурге и пр.);

высокоэффективное управление сельскохозяйственным производством с использованием технологий точного земледелия;

все виды связи, передачи данных и информационного взаимодействия между людьми, организациями и странами;

радио- и телевизионного вещания, функционирование интернет-ресурсов.


Педагог.

Наша страна активно развивает космическую отрасль. Какие важнейшие задачи человечества с помощью достижений космоса можно решить в будущем?

(Ответы обучающихся)


Слайд 9

Есть несколько проектов, как освоить энергию Солнца. Например, переводить её в микроволновое излучение и передавать с орбиты на наземные антенны или фокусировать с помощью огромных зеркал.

Электричество из космоса станет альтернативой (или дополнением) энергии, добываемой на Земле.

Материалы. В невесомости можно получать вещества с улучшенными свойствами, осваивать технологические процессы, невозможные в земных

условиях. Выращенные там кристаллы нужны в радиопромышленности, оптике, робототехнике.

Сырье. В лунном грунте колоссальные запасы гелия-3 – изотопа, который может стать топливом будущего. На Луне есть титан, хром, марганец и др. полезные ископаемые. Поставщиками сырья станут и сотни астероидов, которые можно захватывать и буксировать к Земле.

Медикаменты, некоторые вакцины трудно получать на Земле, процессу мешает гравитация, и нужные компоненты оседают на дне.

Часть 3. Заключительная Педагог.

Какое стратегическое значение для нашей страны имеет развитие

космического потенциала? (Ответы обучающихся) Справочно для педагога:

Развитие имеющегося космического потенциала позволит решать стратегические задачи совершенствования и развития ракетно-космической техники в интересах обороноспособности, безопасности, социально- экономического развития страны, науки и международного сотрудничества, обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве.


Педагог.

Каждый из вас сейчас узнал много нового о космонавтике. Для каждого специалиста космос «свой». Но любой специалист может быть Первым в своем деле, если приложит «космические» терпение и труд.

Предлагаю вам в течение одной минуты написать ответ на конкретный вопрос: «Самое важное, что вы узнали сегодня?»


Слайд 10

Педагог.

Быстро развивающаяся космическая отрасль сегодня – это перспективное направление для студентов и молодых специалистов.

Научиться проектировать ракеты, спутники и корабли можно в ведущих технических вузах страны. Выбор подходящих профилей есть в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Ижевске, Туле, Челябинске, Уфе, Самаре, Казани, Омске

и других городах. Это не единственная возможность. Есть целый перечень программ подготовки бакалавриата, на которые можно поступить в этом году.

Приблизиться к космической теме и понять, насколько это подходит вам лично, можно участвуя в профильных конкурсах.

Например, «Дежурный по планете» – программа, объединяющая технологические конкурсы и проекты для школьников в области космоса.

Информация об этом конкурсе – на официальном сайте

https://www.spacecontest.ru/.


Слайд 11

Педагог.

Мы сегодня о многом поговорили, а чтобы проверить ваши знания, предлагаю вам после занятий пройти по QR-коду и сыграть в интеллектуальную игру «Космическая Лига знаний» от Российского общества «Знание».





Слайд 12

Педагог.

Вы можете опубликовать отзыв об уроке в социальной сети «ВКонтакте» с официальными хэштегами #РазговорыоВажномЗнание #Роскосмос.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!