Министерство образования науки и молодёжи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учебное заведение Республики Крым
« Керченская школа - интернат с усиленной физической подготовкой »
Час общения
«Спешите делать добро»
Воспитатель: Бойко Е.Н.
Цель: формирование нравственных качеств; воспитание умения жить в коллективе: развитие творческих способностей воспитанников.
Ход мероприятия.
- Ребята, сегодня наш воспитательный час я начну с загадки.
Загадка.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лиц красота.
Догадались, что это?
Сердец … (ДОБРОТА).
А теперь, ребята, давайте посмотрим на экран.
« Притча о счастье»
Вопросы:
1.Что просили люди у счастья?
2. А какой вывод вы для себя сделали, посмотрев это сюжет?
( Самому нужно делать хорошее для других, и сам будешь счастлив.)
3. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Тема нашего воспитательного часа «Спешите делать добро»
Сегодня мы с вами будем говорить о человеческих качествах: доброта, милосердие, дружба, которых нам часто в жизни не хватает.
Как нужно жить, чтобы быть полезным людям.
Нормы морали на протяжении веков передаются от старшего поколения к младшему. С самого начала своей жизни человек познаёт и хорошее и плохое.
- Поднимите руки, кто хочет быть счастливым.
-А как вы думаете, что такое – счастье? (Ответы учащихся).
У меня в руках цветок счастья.
Передавайте его друг другу и
продолжите фразу « Я чувствую себя счастливой, когда…»
Чтение стихотворения.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
-Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других - создают основу человеческого счастья.
-Человек, делающий другим добро, чувствует себя счастливым.
- Ребята, как вы понимаете высказывание: «Доброта - язык, на котором могут говорить немые и слышать глухие». (Ответы учащихся).
Сказка « Добро без ума»
Когда-то в Китае жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего царства. Он увидел во дворце голубей и спросил:
– Зачем вам столько птиц?
Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался император.
Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше.
Вопросы:
- Как вы понимаете эти строки?
- Подумайте и вспомните, были ли в вашей жизни поступки, совершённые из добрых побуждений, о которых впоследствии пришлось пожалеть?
- Например, вы сделали за друга домашнее задание или контрольную работу, и он не научился решать задачи.
– А кто самый добрый и заботливый человек для вас на Земле? (Мама)
– Как она заботится о вас?
– Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – добро”?
– Я думаю, вы согласитесь со мной, что родители хотят – чтобы у вас было сердце.
Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.
Жизнь дана на добрые дела, но совсем не просто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь узнать о ком идёт речь.
1.Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3.Это девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4.Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах)
5.Эта девочка очень любила свою бабушку, которая жила за лесом. Она заботилась о ней и часто носила ей пирожки. (Красная Шапочка.)
6.Чтобы спасти любимого отца, эта героиня отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька.)
7.Эта героиня, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.)
8. Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?
-Ребята, я буду называть слово, а вы назовите ему противоположное.
Вражда- дружба
Зло - добро
Скука- веселье
Печаль - радость
Ссора- мир
Обижать – защищать.
- Какое прекрасное слово «дружба» Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать книгу или секретничать.
-Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
- А какая она, дружба. Давайте подберём определения к этому слову (крепкая, настоящая, добрая).
Притча о дружбе.
Два друга поссорились. И один начал всем знакомым говорить плохие слова о своем друге.
Но потом он успокоился и понял, что был неправ. Он пришел к другу и начал у него просить прощения.
Тогда второй друг сказал:
-Хорошо! Я тебя прощу. Только при одном условии.
- Каком?
— Возьми подушку и выпусти все перья на ветер.
Первый друг так и сделал. Он разорвал подушку. А ветер разнес перья по всему селу.
Довольный друг пришел к другому и сказал:
-Выполнил твое задание. Я прощен?
- Да, если ты соберешь все перья обратно в подушку…
- Ребята, как вы понимаете смысл притчи?
Но сами понимаете, что это невозможно собрать все перья обратно.
Так и плохие слова, которые уже разлетелись по всему селу нельзя забрать обратно.
Попытаемся сделать вывод. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Долго ли боль остаётся в душе человека от злых слов? Да, боль остаётся ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.
Притча « Всё оставляет свой след»
- Что вы можете сказать?
Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?
-А кого можно назвать другом?
(Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)
А у кого уже есть друг или подруга?
- Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает.
Игра ”3наю ли я своего друга?”
Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
-Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
Сейчас мы поиграем в игру “Знаю ли я своего друга?”. В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. Участники готовы, начинаем игру.
1. Какой вид спорта любит?
2.Кем хочет стать, когда вырастет?
3.Какое животное он хотел бы иметь дома?
4.Какой урок у него любимый?
5.На чем он любит кататься?
А как вы понимаете пословицу
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Мультфильм «О доброте и дружбе »
- Что вы можете сказать, посмотрев мультфильм?
- Что все мы разные, со своими достоинствами и недостатками, но это не мешает нам дружить.
Сказка.
Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Как вы думаете: какая пословица лежит в основе этой притчи?
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)
-Солнце - символ доброты, мира, дружбы. У меня есть качества человека, выберите качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать настоящий друг и наклейте их на лучики .
Аккуратный ,доброжелательный ,вежливый ,грубый, неучтивый ,умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, вспыльчивый, скромный ,общительный ,ласковый ,веселый ,счастливый ,наглый , внимательный, жадный ,крикливый.
Обсуждение ситуаций.
Ситуация 1.«Друзья».
Однажды Саша принёс в школу новую игровую приставку. К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!»
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принёс в класс роботов-трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.
Но тут подошёл Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у Дениса роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Вопросы: Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, сладости и т.п. Такие ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что- то сделал, не потому, что это выгодно. Настоящий друг должен быть тебе близок, близки его интересы, взгляды.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
-Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые .
Мама внимательно посмотрела на дочку.
Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Вопросы для обсуждения:
-Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
- Можно ли Соню назвать настоящим другом?
Игра «Закончи предложение»
- Если друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать, я…
- Если друг совершил плохой поступок (толкается, обижает девочек, я… .
- Если друг предлагает поступить плохо, я….
Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.
Давайте определим законы дружбы:
- Доверять другу;
-Делиться новостями, успехами или неудачами;
- Уметь хранить чужие тайны;
- Радоваться с другом его успехам;
- Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
- Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;
-Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие) ;
- Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
- Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
-Всегда выполнять свои обещания.
- Какие из этих правил вы уже выполняете?
-А каким бы правилам вы хотели научиться?
Давайте посмотрим на экран.
Видео « Правила дружбы»
Итог. Вот и подошло к концу наше мероприятие.
.Добрым быть - здорово. Самое главное - не скрывать в себе это качество и быть добрым не на словах, а на деле, совершать как можно больше добрых поступков, быть отзывчивым, проявлять заботу не только о своём доме и о родных, но и обо всех окружающих нас людях, о природе, о животных.
Все вы хотите, чтобы наши друзья обладали такими замечательными качествами, доброта, честность, общительность, готовность всегда прийти на помощь.
Но прежде всего, необходимо, чтобы этими качествами обладали вы сами. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей.
-Какие выводы вы для себя сделали?
11