Муниципальное образовательное учреждение
средняя школа №9
Час общения
Урок доброты и дружбы
Составлен:
классный руководитель:
Егорова Т. Г.
2017 – 2018 уч. год
г. Переславль-Залесский
Час общения: «Урок доброты и дружбы».
Цель: способствовать формированию представлений о нравственном качестве – доброжелательном отношение к окружающему миру, дружбе.
Подготовка: плакат «Часы жизни», стихотворения, пословицы, энциклопедический словарь, игры — беседы.
План проведения
Часть 1: Сообщение темы и цели.
Проблемная ситуация: «Ребята, о каком нравственном качестве человека будем говорить, догадайтесь по следующим стихотворным строкам?».
Вариант №1 | Вариант №2 | Вариант №3 |
Чтоб невзгоды побеждать, Мало просто много знать Надо быть активным, смелым Ну а добрым – непременно! | Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо Не богаты их корма, Горсть одна – и не страшна будет им зима. | Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу: кузнецу, ткачу, врачу. «С добрым утром»- я кричу. «Добрый день»- кричу я в след, Всем идущим на обед. «Добрый вечер» - так встречаю, Всех, домой спешащих к чаю. |
(Предварительно подготовленные учащиеся читают стихотворения).
Обобщение учителя после ответов детей на вопрос проблемной ситуации: «Будем сегодня говорить об очень важном качестве человека - ДОБРОТЕ!»
Часть 2: Развитие темы разговора.
а) « Понятие ДОБРОТА»
- Ребята, каково значение слова «добро», «доброта»? (опрос 2-3 чел).
- Чтобы точно знать значение слова, необходимо обратиться к справочной литературе, в частности к энциклопедическому словарю. (вместе находим значение термина) «Словарь русского языка» С.И. Ожёгова даёт следующее толкование этого слова: добро – всё положительное, хорошее, полезное. (страница 137). От этого слова образовано много других слов. Сейчас их прочитаем и подумаем, есть ли что-то общее между ними?
Добрый, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросовестный, добросердечный, добрососедский…(там же в словаре)
- Ребята, если существует понятие «добро», значит существует и понятие «зло». – Можно ли определить, о добром или о злом говорит человек, добрый или злой поступок совершает? Как? А почему человек бывает злой? Как помочь этому человеку? – Надо подойти и ненавязчиво спросить: «Вам не нужна помощь?» - Можно ли отвечать злом на зло? А почему?
- Если вы будете радоваться добрым поступкам других, то, как думаете, будут ли они отвечать вам тем же?
- Что вы чувствуете, когда совершили добрый поступок?
- Назовите, кто и когда совершил добрый поступок по отношению к вам?
- Какие добрые поступки совершали вы? - Почему говорят: «Добрые мамины глаза умеют лечить, успокаивать, помогают малышу расти…»?
_ В каких случаях у вашей мамы бывают добрые глаза? Как заметить, что глаза добрые?
Обобщение: Вот какое огромное значение имеет слово «доброта». Когда мы об этом сейчас говорили, то я заметила, что ваши лица стали светлее, глаза добрее.
б) «Художественная литература учит добру»
- Ребята, как вы думаете, доброте надо учиться или нет?
Почему так думаете? Если надо, то как?
- Ребята, вы все любите сказки и много их знаете. В каждой сказке показано, как добро побеждает зло. Приведите пример победы добра над злом из своей любимой сказки. (4-7 учащихся).
- А сколько существует пословиц, поговорок о доброте:
«Добром на добро платят»
« «Пожелай добра своему ближнему»
«»Поминай добром»
«Судят не по словам, а по добрым делам»
«Жизнь дана на добрые дела»
«При солнышке светло, при матери – добро»
в) «Часы жизни»
- Ребята, посмотрите на этот плакат и скажите, что он обозначает?
В каждом круге иллюстрация с изображением человека на разных
возрастных этапах: от рождения до глубокой старости.
Переводя стрелку, разбираем содержание иллюстраций схеме: какие добрые дела человек уже успел сделать и чем огорчил окружающих?
Например: На этой иллюстрации показано, что человек только родился. Малыш сам ничего не умеет делать. Без помощи других он не выживет. Почему он плачет? Наверное, испугался, ведь не знает, кто рядом с ним, вдруг будут обижать? Но все к нему относятся с добром, заботой, с удовольствием ухаживают за ним. Также и за вами ухаживали, когда вы были совсем маленькими.
Теперь переведём стрелку к следующей иллюстрации, где малышу уже годик. Чем он огорчал своих близких? (плакал ночами, когда резались зубки, болел, может разбил чашку, разлил молоко, пачкал пелёнки и за ним стирали…) – А чем порадовал? (научился сначала ползать, ходить, произносить первые звуки и слова…, все радовались, что он растёт…)
Аналогично разбираем содержание всех иллюстраций, находя свой возраст, возраст родителей, бабушек и дедушек. Рассматривая последнюю иллюстрацию – «старчество» - отмечаем, что особенно по доброму надо относиться к пожилым людям, ведь они становятся как малые дети: им трудно ухаживать за собой, выносить мусор, помыть посуду, ходить в магазин за хлебом… Кто должен им помогать?
Обобщение: «Ребята этот плакат можно назвать «Часы жизни», потому что как один час не может наступить раньше другого часа, так и в жизни человека, один возраст не наступит раньше другого. В каждом возрасте человек совершает добрые поступки по отношению другого и другие люди, окружающие его, тоже совершают добрые поступки по отношению к нему. Малышам кажется, что жизнь очень длинная, но это ошибочно, она пролетает очень быстро. Поэтому человек должен успевать делать добрые дела, тогда ему будет радостнее жить. У него будет много друзей, всегда удача будет с ним.
г) «Мини – этюды». (Игры – беседы, предложенные Алябьевой Е.А.)
- Ребята, а сейчас мы поиграем в волшебные превращения:
Представим, что ты, Саша, превратился в муравья. Я буду беседовать с ним, а ты отвечать за него.
Аналогично проводим игру – беседу по темам: «Бездомному всегда плохо», «Пчела защищается вынуждено», «Представь, что ты – качели», «Ты – скамейка в парке», «Если бы ты был водосточной трубой», «Представь себя камнем у дороги» и др. (учитель по выбору проводит 2-3 игры – беседы).
д) «Правила доброты
- Ребята, как вы думаете, существуют ли правила, которые соблюдают добрые люди? Какие? (вместе с детьми составляем правила доброго поведения, типа: каким голосом надо говорить?. Надо ли замечать настроение других людей? Надо ли тщательно подбирать слова в общении? Может ли быть добрым ученик, который бегает по школе? Почему? Если ученик забыл ручку дома, надо ли ему помочь? А если этот ученик каждый день забывает ручку, линейку, книгу, доброе ли дело делаем, помогая ему? Почему? И самое, наверное, главное: ученик ходит в школу. Все сидят в одном классе, учитель всем одинаково объясняет учебный материал. Но одни стараются всё понять, точно выполнить, а другие очень неответственно относятся к учёбе. Такие ребята не по-доброму относятся к своей семье, ведь в школе они – представители своей семьи, своей фамилии. Они должны помнить, что надо с гордостью носить свою фамилию и, об этом некоторым следует задуматься, пересмотреть своё отношение к учёбе, одноклассникам…
- Ребята, сейчас познакомимся с законами ДРУЖБЫ. Но я уверена. Что вы многие из них знаете и соблюдаете.
Один за всех и все за одного
Помоги человеку и животному в беде
Не ябедничай, лучше сам поправь
Не зазнавайся, если у тебя что-то получается лучше, чем у других
Не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не получается
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи
Искренне интересуйся делами друзей
Будь хорошим слушателем, поощряй друга говорить о своих проблемах
- Ребята, я приготовила пословицы о дружбе, доброте, высказывание разных людей об этих качествах, законы дружбы. Мы разместим этот материал в классе и будем часто читать их, и все запомним и, главное, будем следовать им.. Ведь они очень помогут вам в жизни.
Часть 3. Заключительная.
Обобщение: «Ребята, у нас сегодня был очень важный разговор – мы говорили о доброте, о дружбе. Конечно, не главное, говорить о доброте, дружбе, а главное – поступать всегда по доброму, по дружески, с уважением друг к другу. Надо любить и беречь своих близких, друзей. И даже к незнакомым людям надо относиться уважительно.
Ребята, запомните, СИЛА ЧЕЛОВЕКА - В ДРУЖБЕ.
ДРУЖБА – ЭТО КОГДА ЛЮДИ ХОТЯТ ДОВЕРЯТЬ ДРУГ ДРУГУ, УВАЖАЮТ ПРАВА ДРУГ ДРУГА, СОБЛЮДАЮТ ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ, УМЕЮТ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ, ТЕРПИМЫ И СПРАВЕДЛИВЫ ДРУГ К ДРУГУ!
Игра «Комплименты»
«Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
Пение, слушание песен о дружбе и чаепитие.
Законы дружбы
1. Один за всех и все за одного
2. Помоги друзьям в беде.
3. Не ябедничай, лучше сам поправь.
4. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получается.
5. Не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
7. Искренне интересуйся делами друзей.
8. Будь хорошим слушателем, поощряй друга говорить о своих проблемах.
Пословицы о дружбе
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Сам пропадай, а друга выручай.
Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.
Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.
Не тот друг, кто маслом мажет, а тот, кто правду скажет
Нет друга – ищи, нашёл – береги!
С пчёлкой дружить – в медку быть, а с жуком связаться – в беде оказаться.
Для друга семь вёрст не околица.
Конь познаётся при дороге, а друг при беде.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Хорошие друзья – это твоё богатство!
Сила человека – в дружбе! Дружба – это когда люди хотят доверять друг другу, уважают права друг друга, соблюдают законы дружбы, умеют признавать свои ошибки, терпимы и справедливы друг к другу!
Давайте, люди, дружить друг с другом:
Как птица - с небом, как травы с лугом.
Как ветер - с морем, поля - с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Дружат птицы в вышине
Дружат рыбы в глубине.
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Дружат солнце и весна
Дружат звёзды и луна!
Дружат в море корабли
Дружат дети всей земли!