СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения "Урок доброты и дружбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Час общения "Урок доброты и дружбы". Цель: способствовать формированию представлений о нравственном качестве – доброжелательном отношение к окружающему миру, дружбе. Данный классный час подготовлен для обучающихся  с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Час общения "Урок доброты и дружбы"»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа №9









Час общения

Урок доброты и дружбы









Составлен:

классный руководитель:

Егорова Т. Г.









2017 – 2018 уч. год

г. Переславль-Залесский

Час общения: «Урок доброты и дружбы».

Цель: способствовать формированию представлений о нравственном качестве – доброжелательном отношение к окружающему миру, дружбе.

Подготовка: плакат «Часы жизни», стихотворения, пословицы, энциклопедический словарь, игры — беседы.

План проведения

Часть 1: Сообщение темы и цели.

Проблемная ситуация: «Ребята, о каком нравственном качестве человека будем говорить, догадайтесь по следующим стихотворным строкам?».

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Чтоб невзгоды побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным, смелым

Ну а добрым – непременно!


Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма,

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

кузнецу, ткачу, врачу.

«С добрым утром»- я кричу.

«Добрый день»- кричу я в след,

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю, Всех, домой спешащих к чаю.

(Предварительно подготовленные учащиеся читают стихотворения).

Обобщение учителя после ответов детей на вопрос проблемной ситуации: «Будем сегодня говорить об очень важном качестве человека - ДОБРОТЕ!»

Часть 2: Развитие темы разговора.

а) « Понятие ДОБРОТА»

- Ребята, каково значение слова «добро», «доброта»? (опрос 2-3 чел).

- Чтобы точно знать значение слова, необходимо обратиться к справочной литературе, в частности к энциклопедическому словарю. (вместе находим значение термина) «Словарь русского языка» С.И. Ожёгова даёт следующее толкование этого слова: добро – всё положительное, хорошее, полезное. (страница 137). От этого слова образовано много других слов. Сейчас их прочитаем и подумаем, есть ли что-то общее между ними?

Добрый, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросовестный, добросердечный, добрососедский…(там же в словаре)

- Ребята, если существует понятие «добро», значит существует и понятие «зло». – Можно ли определить, о добром или о злом говорит человек, добрый или злой поступок совершает? Как? А почему человек бывает злой? Как помочь этому человеку? – Надо подойти и ненавязчиво спросить: «Вам не нужна помощь?» - Можно ли отвечать злом на зло? А почему?

- Если вы будете радоваться добрым поступкам других, то, как думаете, будут ли они отвечать вам тем же?

- Что вы чувствуете, когда совершили добрый поступок?

- Назовите, кто и когда совершил добрый поступок по отношению к вам?

- Какие добрые поступки совершали вы? - Почему говорят: «Добрые мамины глаза умеют лечить, успокаивать, помогают малышу расти…»?

_ В каких случаях у вашей мамы бывают добрые глаза? Как заметить, что глаза добрые?

Обобщение: Вот какое огромное значение имеет слово «доброта». Когда мы об этом сейчас говорили, то я заметила, что ваши лица стали светлее, глаза добрее.

б) «Художественная литература учит добру»

- Ребята, как вы думаете, доброте надо учиться или нет?

Почему так думаете? Если надо, то как?

- Ребята, вы все любите сказки и много их знаете. В каждой сказке показано, как добро побеждает зло. Приведите пример победы добра над злом из своей любимой сказки. (4-7 учащихся).

- А сколько существует пословиц, поговорок о доброте:

«Добром на добро платят»

« «Пожелай добра своему ближнему»

«»Поминай добром»

«Судят не по словам, а по добрым делам»

«Жизнь дана на добрые дела»

«При солнышке светло, при матери – добро»

в) «Часы жизни»

- Ребята, посмотрите на этот плакат и скажите, что он обозначает?

В каждом круге иллюстрация с изображением человека на разных

возрастных этапах: от рождения до глубокой старости.

Переводя стрелку, разбираем содержание иллюстраций схеме: какие добрые дела человек уже успел сделать и чем огорчил окружающих?

Например: На этой иллюстрации показано, что человек только родился. Малыш сам ничего не умеет делать. Без помощи других он не выживет. Почему он плачет? Наверное, испугался, ведь не знает, кто рядом с ним, вдруг будут обижать? Но все к нему относятся с добром, заботой, с удовольствием ухаживают за ним. Также и за вами ухаживали, когда вы были совсем маленькими.

Теперь переведём стрелку к следующей иллюстрации, где малышу уже годик. Чем он огорчал своих близких? (плакал ночами, когда резались зубки, болел, может разбил чашку, разлил молоко, пачкал пелёнки и за ним стирали…) – А чем порадовал? (научился сначала ползать, ходить, произносить первые звуки и слова…, все радовались, что он растёт…)

Аналогично разбираем содержание всех иллюстраций, находя свой возраст, возраст родителей, бабушек и дедушек. Рассматривая последнюю иллюстрацию – «старчество» - отмечаем, что особенно по доброму надо относиться к пожилым людям, ведь они становятся как малые дети: им трудно ухаживать за собой, выносить мусор, помыть посуду, ходить в магазин за хлебом… Кто должен им помогать?

Обобщение: «Ребята этот плакат можно назвать «Часы жизни», потому что как один час не может наступить раньше другого часа, так и в жизни человека, один возраст не наступит раньше другого. В каждом возрасте человек совершает добрые поступки по отношению другого и другие люди, окружающие его, тоже совершают добрые поступки по отношению к нему. Малышам кажется, что жизнь очень длинная, но это ошибочно, она пролетает очень быстро. Поэтому человек должен успевать делать добрые дела, тогда ему будет радостнее жить. У него будет много друзей, всегда удача будет с ним.

г) «Мини – этюды». (Игры – беседы, предложенные Алябьевой Е.А.)

- Ребята, а сейчас мы поиграем в волшебные превращения:

Представим, что ты, Саша, превратился в муравья. Я буду беседовать с ним, а ты отвечать за него.

Аналогично проводим игру – беседу по темам: «Бездомному всегда плохо», «Пчела защищается вынуждено», «Представь, что ты – качели», «Ты – скамейка в парке», «Если бы ты был водосточной трубой», «Представь себя камнем у дороги» и др. (учитель по выбору проводит 2-3 игры – беседы).

д) «Правила доброты

- Ребята, как вы думаете, существуют ли правила, которые соблюдают добрые люди? Какие? (вместе с детьми составляем правила доброго поведения, типа: каким голосом надо говорить?. Надо ли замечать настроение других людей? Надо ли тщательно подбирать слова в общении? Может ли быть добрым ученик, который бегает по школе? Почему? Если ученик забыл ручку дома, надо ли ему помочь? А если этот ученик каждый день забывает ручку, линейку, книгу, доброе ли дело делаем, помогая ему? Почему? И самое, наверное, главное: ученик ходит в школу. Все сидят в одном классе, учитель всем одинаково объясняет учебный материал. Но одни стараются всё понять, точно выполнить, а другие очень неответственно относятся к учёбе. Такие ребята не по-доброму относятся к своей семье, ведь в школе они – представители своей семьи, своей фамилии. Они должны помнить, что надо с гордостью носить свою фамилию и, об этом некоторым следует задуматься, пересмотреть своё отношение к учёбе, одноклассникам…

- Ребята, сейчас познакомимся с законами ДРУЖБЫ. Но я уверена. Что вы многие из них знаете и соблюдаете.

Один за всех и все за одного

Помоги человеку и животному в беде

Не ябедничай, лучше сам поправь

Не зазнавайся, если у тебя что-то получается лучше, чем у других

Не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не получается

В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи

Искренне интересуйся делами друзей

Будь хорошим слушателем, поощряй друга говорить о своих проблемах

- Ребята, я приготовила пословицы о дружбе, доброте, высказывание разных людей об этих качествах, законы дружбы. Мы разместим этот материал в классе и будем часто читать их, и все запомним и, главное, будем следовать им.. Ведь они очень помогут вам в жизни.


Часть 3. Заключительная.

Обобщение: «Ребята, у нас сегодня был очень важный разговор – мы говорили о доброте, о дружбе. Конечно, не главное, говорить о доброте, дружбе, а главное – поступать всегда по доброму, по дружески, с уважением друг к другу. Надо любить и беречь своих близких, друзей. И даже к незнакомым людям надо относиться уважительно.

Ребята, запомните, СИЛА ЧЕЛОВЕКА - В ДРУЖБЕ.

ДРУЖБА – ЭТО КОГДА ЛЮДИ ХОТЯТ ДОВЕРЯТЬ ДРУГ ДРУГУ, УВАЖАЮТ ПРАВА ДРУГ ДРУГА, СОБЛЮДАЮТ ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ, УМЕЮТ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ, ТЕРПИМЫ И СПРАВЕДЛИВЫ ДРУГ К ДРУГУ!

Игра «Комплименты»

«Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.

Пение, слушание песен о дружбе и чаепитие.
































Законы дружбы

1. Один за всех и все за одного

2. Помоги друзьям в беде.

3. Не ябедничай, лучше сам поправь.

4. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получается.

5. Не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

7. Искренне интересуйся делами друзей.

8. Будь хорошим слушателем, поощряй друга говорить о своих проблемах.





Пословицы о дружбе

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Сам пропадай, а друга выручай.

Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.

Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.

Не тот друг, кто маслом мажет, а тот, кто правду скажет

Нет друга – ищи, нашёл – береги!

С пчёлкой дружить – в медку быть, а с жуком связаться – в беде оказаться.

Для друга семь вёрст не околица.

Конь познаётся при дороге, а друг при беде.

С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

Хорошие друзья – это твоё богатство!

Сила человека – в дружбе! Дружба – это когда люди хотят доверять друг другу, уважают права друг друга, соблюдают законы дружбы, умеют признавать свои ошибки, терпимы и справедливы друг к другу!



Давайте, люди, дружить друг с другом:

Как птица - с небом, как травы с лугом.

Как ветер - с морем, поля - с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Дружат птицы в вышине

Дружат рыбы в глубине.

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

Дружат солнце и весна

Дружат звёзды и луна!

Дружат в море корабли

Дружат дети всей земли!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!