СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час занимательной физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводилось в рамках предметной недели.

Просмотр содержимого документа
«Час занимательной физики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соинская основная школа»







Методическая разработка мероприятия

«Час занимательной физики»













Автор: учитель физики

первой квалификационной категории

Филюк Ольга Владимировна











2015 год







Внеурочное мероприятие

7-9 классы

«Час занимательной физики»

«Есть одна наука-физика.

Все остальное-коллекционирование марок»

Эрнест Резерфорд

Цели мероприятия:

Личностные:

- развитие самостоятельности в приобретении новых знании и практических навыков;

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношении и взаимного уважения;

- формирование и развитие навыков публичных выступлений.

Метапредметные: развитие у учащихся умении:

-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позиций партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов;

- расширить представления о физике и её применимости.

Предметные:

-формирование умения планировать и проводить эксперимент, на основе результатов эксперимента формулировать вывод

-повторение изучаемого ранее материала на продуктивном уровне;

Оборудование:

-лабораторное и демонстрационное оборудование, необходимое учащимся для демонстраций опытов, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Задачи:

Способствовать возникновению интереса у обучающихся к предмету.



Форма организаций мероприятия: групповая.

Обоснование актуальности использования образовательных технологии :

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог- обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

Игровая технология имеет следующие преимущества:

-создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала;

- игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи;

- в непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал;

За счет применения данной технологии происходит повышение эффективности урока, повышается качества усвоения учебного материала обучающимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки.

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

За время применения технологии учащиеся стали задавать больше открытых вопросов. Многие ученики стали применять дополнительную литературу и Интернет-ресурсы для подготовки к урокам, повысился интерес к изучению предмета, о чем свидетельствует повышение качества знании обучающихся (таб.1), ученики стали активнее принимать участие в Декадах по предмету, школьных мероприятиях, а для учащихся 1-6 классов мероприятия способствовало развитию интереса для изучения физики.

Трудность: малая наполняемость классов

Ход мероприятия:

Из 7-9 классов формируются две команды, которые самостоятельно выбирают капитана и название своей команды, эмблему и девиз (домашнее задание). Каждая команда занимает свой стол, судейская команда занимает отведенное для неё место. Зрителями являются все остальные учащиеся школы (т. к. школа малокомплектная), поэтому мероприятию придаю некоторую артистичность, что бы создать мотивацию для изучения в будущем предмета «физика».

Мероприятие ведут 2 ведущих. Жюри оценивает выступления и подводят итоги после каждого конкурса.

Вступительное слово учителя: сегодня, в рамках недели физики мы с вами встретились, чтобы провести «Час занимательной физики ». Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть сильным, стройным, красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо тренировать наш мозг.

Кем бы вы ни стали после окончания, вам всегда будут нужны: хорошая память, сообразительность, настойчивость, наблюдательность, фантазия, внимательность, пространственное воображение, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты.





Ведущий 1:

Сегодня в этом зале,

Все физиками стали.

Задачи не из легких

Придется нам решать.

Пусть победят всезнайки,

Пытливые ребята,

Кто учится серьезно,

Стремится много знать.

ВЕДУЩИЙ 2

Итак, мы начинаем нашу игру. Встречаются две команды

«Архимед» (девиз: «Ученье-свет, а не ученье–тьма»).

«Эйнштейн» (девиз: «Надо с физикой дружить, надо физику любить»).

Каждая команда по очереди выходит с эмблемой и произносят свой девиз. Максимальная оценка – 5 баллов.

ВЕДУЩИЙ 1:

Конкурс 2. Разминка

Необходимо каждой фамилий подобрать имя. За каждый правильный ответ участники получают по одному баллу

1.ЛОМОНОСОВ а) Андре

2.НЬЮТОН b) Константин Эдуардович

3.ГАЛЛИЛЕЙ c) Галилео

4.Циолковский d) Исаак

5.АМПЕР e) Михаил Васильевич

6.ОМ k) Вильгельм

7.КОРОЛЕВ l) Дмитрии Иванович

8.МЕНДЕЛЕЕВ g) Сергей Павлович

9.РЕНТГЕН f) Георг

ВЕДУЩИЙ 2:

КОНКУРС 3«Спорный вопрос»

(Подготовили этот конкурс учащиеся 5-6 классов)

А вот наши маленькие гости затеяли спор.

УЧЕНИК 1

НЕ буду физику учить!

Пусть ее учат технари!

Я от рожденья – гуманитарии.

Юристом буду, и без физики себя прославлю!

УЧЕНИК 2

А я пойду учиться в МГУ.

И стану знаменитым журналистом!

Скажите, в толк я не возьму,

Где физика мне тоже пригодится?

УЧЕНИК 3

А я тем более учить ее не буду:

Мне папа долю в бизнесе отдаст.

И школу быстро я забуду!

Законы физики для нас - балласт!

Конкурсанты должны опровергнуть споры ребят. Команда соперник должна внимательно слушать и отмечать допущенные в сценке физические ошибки. За каждый правильный ответ участники получают по одному баллу.



КОМАНДА «АРХИМЕД»

СЦЕНКА «ЖУРНАЛИСТ»

На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик. За столом сидит редактор. На столе соответствующая табличка.

РЕДАКТОР: Принес репортаж?

ЖУРНАЛИСТ: Принес. (Подает рукопись. Редактор читает ее)

РЕДАКТОР: Ты что написал?! «Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный»

ЖУРНАЛИСТ: А почему бы и нет?

РЕДАКТОР: А это?! «Теплоход проплыл мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянувшейся по всему борту теплохода»

ЖУРНАЛИСТ: А разве так не бывает?

РЕДАКТОР: Слушай! «Свет, рождающейся в недрах луны, манил и зазывал туда, откуда он появился». Ты сколько классов закончил?

ЖУРНАЛИСТ: 11 классов и факультет журналистики.

РЕДАКТОР: На уроках физики спал, наверное? А это что? «Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть» Ты совсем не знаешь физику, да и биологию! У нас серьезный журнал, без знании физики здесь делать нечего. Поищи работу, в какой либо дешевой газете, пока не выучишь физику (дает ему учебник физики, журналист берет учебник и убегает).

Ошибки: Что не понравилось редактору?

1-Поезд в силу своей инертности не может сразу остановиться.

2-красная линия (ватерлиния) не может быть под водой, она показывает допустимую осадку судна.

3-Свет луны не рождается в ее недрах. Луна светит отраженным солнечным светом.

4-Писк комара создается колебаниями его крылышек, а не голосовыми связками.

КОМАНДА «АРХИМЕД»



СЦЕНКА «БИЗНЕСМЕН»

На диване лежит и играет с мобильным телефоном бизнесмен. К нему подходит дочка и просит помочь выполнить домашнее задание по физике.

ДОЧЬ: Пап, ты у меня такой крутой, почему не делаешь со мной уроки? Ты плохо учился?

ОТЕЦ: Да ты что? Я был лучшим учеником.

ДОЧЬ: И по физике?

ОТЕЦ: Само собой.

ДОЧЬ: Тогда помоги мне ответить на вопросы по физике.

ОТЕЦ (нехотя): Давай.

ДОЧЬ: Кто впервые измерил атмосферное давление?

ОТЕЦ: Ньютон, конечно.

ДОЧЬ: В горах или в долине вода кипит при 80С?

ОТЕЦ: Вода везде кипит при 100 градусах!.

ДОЧЬ: чему равно нормальное атмосферное давление?

ОТЕЦ: 1000 ньютонов.

ДОЧЬ: Легко ли дышится на Эвересте?

ОТЕЦ: На любом курорте дышится легко!

ДОЧЬ: Что такое вакуум?

ОТЕЦ: Пылесос такой есть.

ДОЧЬ: Что измеряет барометр?

ОТЕЦ: Хм… Судя по названию, это связано с баром… ОБЪЕМ похоже!

ДОЧЬ: Все. Спасибо, папочка! Ты такой умный у меня!

ВЕДУЩИЙ 2: на следующий день…

ДОЧЬ: Что ты мне наговорил! Ты меня опозорил! Меня высмеяли на уроке. Я получила «2» за ответы. Ничего ты не знаешь. Я не люблю тебя больше. Выучи физику. Убегает плача.

ОШИБКИ:

  1. ТОРРИЧЕЛЛИ

  2. В ГОРАХ

  3. 760 мм. рт. ст.

  4. ЭВЕРЕСТ-гора

  5. ВАКУУМ-это безвоздушное пространство

  6. БАРОМЕТР-прибор для измерения давления

Все участники конкурса:

Физика нужна!

Физика важна!

Без нее не сделать нам не шагу!

Как из березы получить бумагу?

Как мобильный телефон превратить в магнитофон?

Как получить не затухающий костер?

Как сделать умный полотер?

Как увидеть микромир?

Как создать нам новый мир?

Как нанотехнологии внедрить?

И параллельные миры заполучить?

Как заглянуть в другие времена?

Как в невесомости взрастить нам семена?

Ответ один: тут физика нужна!

Учи ее и станешь умным ты,

Достигнешь с ней карьерной высоты!

ВЕДУЩИЙ 1

КОНКУРС 4. «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»

Участникам предстоит продемонстрировать знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания. Каждая команда должна быстрее соперника определить, что находится в черном ящике. Дается 5 подсказок. Если правильный ответ получен после первой информации, то команде присуждается 5 баллов, после2 информации-4 б., после 3-3 б., после 4-2 б., 5 информации-1б..

ЗАДАНИЕ1

В черном ящике находится всем известное физическое тело

  1. Благодаря этому телу можно доказать упругость газов.

  2. Его движение представляет неплохой пример механического движения.

  3. Он друг некоторых спортсменов.

  4. Оно имеет форму круга.

  5. Из-за него плакала Таня.

Ответ: мяч

ЗАДАНИЕ 2

В черном ящике находится физический прибор.

  1. По отношению к нему нужно быть очень осторожным.

  2. На нем нанесена шкала.

  3. Обычно его изготавливают из стекла.

  4. С его помощью можно наблюдать диффузию.

  5. Благодаря ему можно определить объем жидкости.

Ответ: мензурка.

ЗАДАНИЕ 3. В черном ящике находится живое существо.

  1. Он обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

  2. Всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект.

  3. За всю жизнь оно съедает около 40 т пищи.

  4. Народная мудрость гласит: его надо бояться.

  5. Это существо - самое умное на Земле.

Ответ: человек.

Пока жюри подводит итоги, маленькие помощники исполнят песенку «Учат в школе» (учащиеся начальных классов)

ВЕДУЩИЙ 1.



КОНКУРС 5. «БЫЛО И ЭТО»



Всем известно, в уходящем году весь Российский народ отметил 65 годовщину ВОВ и следующий конкурс д/з «Было и это». Ребята должны были подготовить короткое сообщение о роли физиков в великой победе.

Максимальный балл – 5. Оценивается культура речи, глубина раскрытия темы.

Мы, пройдя через кровь и страданья,

Снова к прошлому взглядом приблизимся

Но на этом далеком свидании

До былой слепоты не унизимся.







КОМАНДА «АРХИМЕДЫ»

В 1937-1938 годах по стране прокатилась волна жестоких массовых репрессий; она захватила и специалистов, работающих на оборону. В марте 1938года попал за решетку один из ведущих специалистов в области реактивной техники-ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ ГЛУШКО, А в конце июня - СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЕВ (Королев пробыл в тюрьмах и на Колыме землекопом до 1944г.) В 1937 году арестовали АНДРЕЯ ИВАНОВИЧА ТУПОЛЕВА - знаменитого авиаконструктора, на счету которого к тому времени был ряд выдающихся технических достижении: создание самолетов, совершившие к тому времени известные всему миру перелеты (вокруг Европы, на Дальний Восток, через Северный полюс в Америку), первого в мире четырех - моторного моноплана ТБ-3,основных военных самолетов наших Военно-Воздушных сил предвоенных лет. В заключении он провел 1367 дней (почти 4 года), часть из которых работал в «шараге» - тюрьме для талантов, которая называлась «Особое техническое бюро…»

Рядом с ним за решеткой, как говорили в «клетке», трудились люди, большинство из которых были лидерами мирового масштаба: ученые-теоретики, конструкторы пушек, создатели танков, самолетов, боевых кораблей. В этих условиях А.Н. Туполев с коллегами и создавал для фронта свой знаменитый пикирующий бомбардировщик ТУ-2!



КОМАНДА «ЭЙНШТЕЙН»

Перед войной группа наших ученых создала новую артиллерийскую установку - реактивную, которая обеспечивала мощный массированный огонь: ее, называли любовно «катюша». Установке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной стали; она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность..

В создании этого реактивного оружия участвовали ряд ученых и конструкторов: Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев, Б.С. Петропавловский и многие другие. К началу войны были разработаны не только боевые ракеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы.

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июня 1941 года батареей капитана И.А. Флерова вблизи белорусской железнодорожной станцией Орша. Снаряды ,выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом, всё вокруг окутывало огромные клубы красно-черного дыма. Горели не только танки и машины противника, горела и земля; врага охватили ужас и паника. Наши очевидцы рассказывали, что сердце переполняла радость и гордость за творцов этого грозного оружия.

Но души многих наших соотечественников сжимались от горя, когда они узнавали или вспоминали, что в ноябре 1937г. «отцы» знаменитой «катюши» - ГЕОРГИЙ ЭРИХОВИЧ ЛАНГЕМАН и Иван Терентьевич Клейменов были арестованы и через два месяца приговорены к расстрелу. Вскоре отрасль потеряла еще одного своего ведущего специалиста - В.П.ХЛУШКО (он был посажен в тюрьму). Работа по ракетной технике затормозилась. В результате реактивная артиллерия смогла выступить в военных операциях как мощное и широкомасштабное средства подавления врага лишь с лета 1944г.

ВЕДУЩИЙ 1. Раскрывая эту тему, нельзя не сказать о том, как лавина страшных карательных мер обрушилась на наших ведущих военных специалистов: с мая 1937 года по сентябрь 1938г. 40 тысяч человек командного состава были репрессированы, из 85 крупных военачальников на свободе остались только 7!

Ребята, помните всегда о тех, кто несмотря на лишения, спасал свою Родину! Почтим их память, минутой молчания!

ВЕДУЩИЙ 2.

КОНКУРС 6 «.МАМИНА КУХНЯ»

Мы маму знаем только дома.

Родные руки берегут,

Домашний ласковый уют,

Такой привычный и знакомый

Но если мама иногда,

Придет усталая с работы,

Согрей ее своей заботой,

Во всем ей помоги тогда.

И вот сейчас мы с вами поможем маме приготовить на завтрак чай и обсудим процесс его приготовления с точки зрения физики. Обе команды получат описание процесса приготовления чая, но выражения, отражающие физическую сущность, будут пропущены. За каждое правильно вставленное слово, команда получает 1 балл. На выполнение задания дается 3 минуты.

« Берем холодную воду, вливаем ее в чайник и нагреваем, ставя чайник на электроплиту. Вода и чайник будут нагреваться путем____________ , а благодаря процессу________________ будут перемешиваться и массы воды.

Так как нам нужна кипяченая вода, то мы будем ее нагревать от комнатной температуры до температуры______ приняв, что атмосферное давление равно ___________ .При кипении небольшая часть воды_____ ,а мы будем наблюдать процесс_______. Вода вскипела. Нальем кипяток в чашку и опустим пакет с чаем. При этом за счет______________ вода немного охладится. Окраска напитков объясняется растворением красящего вещества в чае, а также явлением____________, скорость протекания которого, зависит от______________ воды.

ВЕДУЩИЙ 1: Быть остроумным очень важно, часто помогает выходить из затруднительных положении. Послушайте интересную историю из жизни известного ученого физика-изобретателя Томаса Эдисона.

Калитка, ведущая в сад американского физика Томаса Эдисона, очень тяжело открывалась. Один из гостей заметил, что такой гениальный человек, как Эдисон, мог бы как-то усовершенствовать калитку и сделать так, чтобы она легче открывалась. «Мне кажется, что калитка сконструирована неплохо,- ответил Эдисон.- Она соединена с насосом домашнего водопровода».

Находчивость вам поможет в следующем конкурсе

КОНКУРС7: «ФИЗИКИ ВОЛШЕБНИКИ»(1балл., за правильное объяснение опыта).

Опыт 1«Серебряная ложка»

В стакан с водой опускают закопченную ложку.

ВОПРОС: Почему ложка стала серебряной? (ложка покрыта сажей, которая при опускании в воду не смачивается. Маленькие пузырьки воздуха между сажей и водой отражают световые лучи, и ложка видится серебряной).



ОПЫТ2 «КТО ВТОЛКНУЛ ЯЙЦО В БУТЫЛКУ»

Возьмем бутылку с широким горлышком и заранее сваренное яйцо. Зажжем комок бумаги и опустим его в бутылку. Немного погодя на горлышко положим яйцо. Через некоторое время яйцо втянется в бутылку.

ВОПРОС: КТО его туда втолкнул, кто этот шалун невидимка?

ОПЫТ 2 «Странная картофелина»

Возьмем две пол-литровые банки и в одну из них нальем чистой воды, а в другую нальем крепкий раствор поваренной соли. Опустим в оби банки по одной картофелине. В первой банке картофель утонет, а во второй - всплывет. Смешиваем две эти жидкости, добиваемся, чтобы картофель находился посередине, как бы в подвешенном состоянии.

ВОПРОС: Почему картофель так по-разному себя ведет? (плотность соленой воды больше плотности пресной воды, а поэтому выталкивающая сила в соленой воде больше, чем в пресной).

ВЕДУЩИЙ: Пока жюри подводит итоги - еще одна юморная пауза и реклама.

- Я теперь всегда улыбаюсь. Встаю утром – улыбаюсь, потом иду в школу и снова улыбаюсь. Угадайте, почему? Да потому - что я сама, без посторонней помощи делаю домашнюю работу по физике;

- Выполняйте домашнюю работу по физике, и у вас всегда будет хорошее настроение!

Великий ученый Эрнест Резерфорд сказал: «Есть одна наука - физика. Все остальные - коллекционирование марок».

ВЕДУЩИЙ 2. Я думаю, что вам было сегодня интересно, физика для вас стала чуточку ближе, и с ней захотелось иметь прочное взаимопонимание



Анализ итогов мероприятия.

Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели. Во втором полугодии. Тема и форма соответствуют возрасту обучающихся. Подборка содержания материала позволяет обучающимся, при подготовке к мероприятию, повторить основное содержание курса физики. Мероприятие не затянуто, по времени занимает 45 минут, мероприятие имеет разумное количество этапов, предоставлена возможность импровизации. Проводилось в доброжелательной обстановке, у каждого ребенка была возможность проявить себя и свои лучшие качества. Я считаю, что поставленные цели были достигнуты.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!