8
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса:
Рабочая программа краткосрочного курса по выбору «Занимательная физика» для 5/6 классов разработана в рамках реализации проекта «Основная школа – пространство выбора».
Данный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире. Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений. Курс будет способствовать развитию памяти и внимания, ассоциативного и логического мышления.
Краткосрочный курс по выбору «Занимательная физика» для 5/6 классов – это учебный курс, ориентированный на развитие познавательных, коммуникативных и
метапредметных компетенций учащихся.
Курс предполагает индивидуальное или коллективное выполнение лабораторных
работ, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного
количества времени. Выполнение лабораторных работ развивает теоретическое
мышление и основные мыслительные операции (классификация, анализ, синтез ит.д.).
Выполнение практических работ достаточно популярно среди подростов, что
объясняется стремлением к познанию мира, интересом к собственной личности, стремлением к волевым напряжениям и к проверке себя. Таким образом, лабораторные работы – это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста: признание со стороны товарищей и взрослых, заявление и подтверждение собственной значимости.
Данный курс может быть рекомендован учащимся, интересующимся естественно-научным направлением, желающим развивать логическое мышление. Новизна курса заключается в пропедевтике физики.Предлагаемая программа КК по выбору курса рассчитана на 10 часов.
Цель курса:
Создание условий для формирования познавательного интереса и положительной
мотивации к предметам естественно-научного цикла, в частности физики.
Задачи курса:
Знакомить обучающихся с методами исследования объектов и явлений природы.
Формировать у обучающихся умения проводить физические опыты, описывать полученные результаты, анализировать их и обнаруживать закономерности в явлениях природы.
Развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности, умение рационально мыслить.
Методическое обеспечение курса:
Учебные презентации
Раздаточный материал
Демонстрационное оборудование.
Оборудование для проведения лабораторных работ.
Формы занятий:
Лекции с элементами беседы.
Практические работы под руководством учителя.
Самостоятельные лабораторные работы.
Тематическое планирование
№ | Тематический блок | Тема занятия |
.1 | Основные понятия физики (6 часов) | 1. Мы познаем мир, в котором живем. 2. Пространство. 3. Площадь и объем. 4. Время. 5. Масса. 6. Плотность. |
2 | Физические явления (4 часа) | 7. Тепловые явления. 8. Электромагнитные явления. 9. Звуковые явления. 10. Световые явления. |
Содержание программы. Программа состоит из 2 блоков.
Основные понятия физики (6 ч.)
1. Мы познаем мир, в котором живем.
Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы.
Демонстрации:
Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.
Разные измерительные приборы.
Лабораторная работа:
Определение цены деления измерительного прибора.
2,3. Пространство.
Пространство и его свойства. Измерение размеров разных тел. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей? Как и для чего измеряют объем тел?
Демонстрации:
Ориентация на местности при помощи компаса.
Мерный цилиндр (мензурка).
Лабораторные работы:
Измерение площадей разных фигур.
Определение пройденного пути
4. Время.
Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.
Демонстрации:
Метроном
Секундомер.
Лабораторная работа:
Определение времени, затраченного при движении
5,6. Масса и плотность.
Единицы и способы измерения массы и плотности.
Демонстрации:
Тела равной массы, но разной плотности.
Тела равного объема, но разной плотности.
Способы измерения плотности вещества.
Лабораторные работы:
Измерение массы тела рычажными весами.
Вычисление плотности куска мыла.
Физические явления (4 ч.)
7. Тепловые явления.
Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц. Термометр.
Демонстрации:
Градусник
Изменение температуры при смешивании двух веществ.
Лабораторная работа:
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
8. Электромагнитные явления.
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда.
Взаимодействие магнитов. Электромагнитные явления.
Демонстрации:
Электризация различных тел.
Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.
Лабораторная работа:
Наблюдение явлений статического электричества в быту
9. Звуковые явления.
Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. Способность слышать звук.
Демонстрации:
Колеблющееся тело как источник звука.
Механическая продольная волна в упругой среде.
10. Световые явления.
Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения.
Демонстрации:
Прямолинейное распространение света.
Образование тени и полутени.
Лабораторная работа:
Заставь цвета исчезнуть
Планируемый результат:
.В личностных результатах сформированность:
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообучению;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе выполнения лабораторных работ;
представления о социальных нормах, правилах поведения, ролях и формах социальной жизни.
В метапредметных результатах сформированность:
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
В предметных результатах сформированность:
представления об основных физических терминах и явлениях;
умения коллективно и индивидуально выполнять практические задания;
теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений.
Рекомендуемая литература
Литература дли учащихся:
Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Физика. Химия. 5-6 класс». Учебник для общеобразовательных учебных заведений, Москва, Дрофа, 2008.
Перельман Я.И. “Занимательная физика” книги 1 и 2.
Рабочая тетрадь - приложение к учебному пособию «Мирный атом. 5-7 класс», «СИБАТОМКАДРЫ», 2011.
“Большая книга экспериментов для школьников” под редакцией Мейяни М., “РОСМЭН”, 2001.
Литература для учителя:
Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Москва. 2003.
Гуревич А.Е.Естествознание. Физика. Химия. 5–6 классы. Методическое пособие. Вертикаль. ФГОС. 2015
Исаченкова Л., Слесарь И. Тетрадь для лабораторных работ по физике для 6 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 2013
Дружинин Б. Развивающие задачи по физике для школьников 5-9 классов.2013