СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная физика

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса по выбору для 5-6 класссов "Занимательная физика". Программа на 10 часов.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная физика»

8

Пояснительная записка


Общая характеристика учебного курса:


Рабочая программа краткосрочного курса по выбору «Занимательная физика» для 5/6 классов разработана в рамках реализации проекта «Основная школа – пространство выбора».

Данный пропедевтический курс построен на основе метода научного познания. Он способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире. Освоение метода научного познания предоставляет ученикам инициативу, независимость и свободу в процессе обучения и творчества при освоении реального мира вещей и явлений. Курс будет способствовать развитию памяти и внимания, ассоциативного и логического мышления.

Краткосрочный курс по выбору «Занимательная физика» для 5/6 классов – это учебный курс, ориентированный на развитие познавательных, коммуникативных и

метапредметных компетенций учащихся.

Курс предполагает индивидуальное или коллективное выполнение лабораторных

работ, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного

количества времени. Выполнение лабораторных работ развивает теоретическое

мышление и основные мыслительные операции (классификация, анализ, синтез ит.д.).

Выполнение практических работ достаточно популярно среди подростов, что

объясняется стремлением к познанию мира, интересом к собственной личности, стремлением к волевым напряжениям и к проверке себя. Таким образом, лабораторные работы – это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста: признание со стороны товарищей и взрослых, заявление и подтверждение собственной значимости.

Данный курс может быть рекомендован учащимся, интересующимся естественно-научным направлением, желающим развивать логическое мышление. Новизна курса заключается в пропедевтике физики.Предлагаемая программа КК по выбору курса рассчитана на 10 часов.


Цель курса:


Создание условий для формирования познавательного интереса и положительной

мотивации к предметам естественно-научного цикла, в частности физики.


Задачи курса:


  1. Знакомить обучающихся с методами исследования объектов и явлений природы.

  2. Формировать у обучающихся умения проводить физические опыты, описывать полученные результаты, анализировать их и обнаруживать зако­номерности в явлениях природы.

  3. Развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности, умение рационально мыслить.


Методическое обеспечение курса:


  1. Учебные презентации

  2. Раздаточный материал

  3. Демонстрационное оборудование.

  4. Оборудование для проведения лабораторных работ.



Формы занятий:

  1. Лекции с элементами беседы.

  2. Практические работы под руководством учителя.

  3. Самостоятельные лабораторные работы.


Тематическое планирование


Тематический блок

Тема занятия

.1

Основные понятия

физики (6 часов)

1. Мы познаем мир, в котором живем.

2. Пространство.

3. Площадь и объем.

4. Время.

5. Масса.

6. Плотность.

2

Физические явления

(4 часа)

7. Тепловые явления.

8. Электромагнитные явления.

9. Звуковые явления.

10. Световые явления.



Содержание программы.

Программа состоит из 2 блоков.

Основные понятия физики (6 ч.)

1. Мы познаем мир, в котором живем.

Природа. Явления природы. Что изучает физика? Методы научного познания: наблюдение, опыт. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы.

Демонстрации:

  1. Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления природы.

  2. Разные измерительные приборы.

Лабораторная работа:

Определение цены деления измерительного прибора.

2,3. Пространство.

Пространство и его свойства. Измерение размеров разных тел. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей? Как и для чего измеряют объем тел?

Демонстрации:

  1. Ориентация на местности при помощи компаса.

  2. Мерный цилиндр (мензурка).

Лабораторные работы:

  1. Измерение площадей разных фигур.

  2. Определение пройденного пути

4. Время.

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

Демонстрации:

  1. Метроном

  2. Секундомер.

Лабораторная работа:

Определение времени, затраченного при движении

5,6. Масса и плотность.

Единицы и способы измерения массы и плотности.

Демонстрации:

  1. Тела равной массы, но разной плотности.

  2. Тела равного объема, но разной плотности.

  3. Способы измерения плотности вещества.

Лабораторные работы:

  1. Измерение массы тела рычажными весами.

  2. Вычисление плотности куска мыла.

Физические явления (4 ч.)

7. Тепловые явления.

Температура. Связь температуры с хаотическим движением частиц. Термометр.

Демонстрации:

  1. Градусник

  2. Изменение температуры при смешивании двух веществ.

Лабораторная работа:

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

8. Электромагнитные явления.

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда.

Взаимодействие магнитов. Электромагнитные явле­ния.

Демонстрации:

  1. Электризация различных тел.

  2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.

Лабораторная работа:

Наблюдение явлений статического электричества в быту

9. Звуковые явления.

Звук. Источники звука. Звуковая волна. Эхо. Громкость и высота звука. Способность слышать звук.

Демонстрации:

  1. Колеблющееся тело как источник звука.

  2. Механическая продольная волна в упругой среде.

10. Световые явления.

Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Лунные и солнечные затмения.

Демонстрации:

  1. Прямолинейное распространение света.

  2. Образование тени и полутени.

Лабораторная работа:

Заставь цвета исчезнуть


Планируемый результат:

.В личностных результатах сформированность:

  • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообучению;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе выполнения лабораторных работ;

  • представления о социальных нормах, правилах поведения, ролях и формах социальной жизни.

В метапредметных результатах сформированность:

  • умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • умения формулировать и аргументировать сове мнение.

В предметных результатах сформированность:

  • представления об основных физических терминах и явлениях;

  • умения коллективно и индивидуально выполнять практические задания;

  • теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений.



















Рекомендуемая литература


Литература дли учащихся:

  1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Физика. Химия. 5-6 класс». Учебник для общеобразовательных учебных заведений, Москва, Дрофа, 2008.

  2. Перельман Я.И. “Занимательная физика” книги 1 и 2.

  3. Рабочая тетрадь - приложение к учебному пособию «Мирный атом. 5-7 класс», «СИБАТОМКАДРЫ», 2011.

  4. “Большая книга экспериментов для школьников” под редакцией Мейяни М., “РОСМЭН”, 2001.

Литература для учителя:

  1. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Москва. 2003.

  2. Гуревич А.Е.Естествознание. Физика. Химия. 5–6 классы. Методическое пособие. Вертикаль. ФГОС. 2015

  3. Исаченкова Л., Слесарь И. Тетрадь для лабораторных работ по физике для 6 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 2013

  4. Дружинин Б. Развивающие задачи по физике для школьников 5-9 классов.2013