МКОУ Куртамышского района
«Долговская СОШ»
Учитель: Каргаполова С.В.
Цель: в процессе решения различных математических заданий дать детям новые знания о космонавтике, показать важность космонавтики для страны.
Предварительно класс делится на 3 команды. Нужно подготовить чтецов и рассказчиков. В состав жюри могут входить учащиеся старших классов, родители.
Ход урока.
Вступление.
Конкурс «Даты»
Конкурс «Эстафета»
Магический квадрат
Три даты.
Подведение итогов.
Вступление. (слайд 2)
Чтец. Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он прошелся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй – планетой был усыновлён.
Жилец Земли, геройский этот малый (слайд 3)
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул по ней.
В тот день оно как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.
/А.Твардовский/
Учитель: (слайд 4) Дорогие ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в историю освоения космонавтики. Космос! Это слово ещё совсем недавно было понятно только узкому кругу специалистов. А теперь оно прочно вошло в нашу жизнь. Мы привыкли к фразе, что живём в век космоса. Что же такое космос?
Космическое пространство наполнено и пронизано различными излучениями, потоками частиц, магнитными полями. Звёзды образуют гигантские скопления, называемые Галактиками. Огромные расстояния разделяют Галактики. Всё время человека тянуло к звездам. Люди мечтали полететь к ним.
Существует множество легенд и преданий о появлении ракет. Но имя первого творца ракеты неизвестно. Однако известны многие факты из истории создания ракет и полетов в космос. О некоторых фактах из истории космонавтики мы сегодня узнаем. В нашем путешествии участвуют три команды, а подсчитывать результаты соревнований будет справедливое и доброжелательное жюри.
Конкурс «Даты». (слайд 5)
Первый конкурс посвящён датам из истории освоения космоса. Определите, по какому правилу написана строка чисел и запишите число, которое должно быть следующим.
Для 1-й команды: 381, 881, 1381,….
Для 2-й команды: 64, 664, 1264, …
Для 3-й команды: 683, 1083, 1483, …
Какие же события произошли в эти годы?
1864 г. – издан первый труд «О боевых ракетах», принадлежащий перу К.И.Константинова, крупного военного специалиста.
1881 г. – Н. И. Кибальчич предложил новый аппарат, прообраз современных пилотируемых космических средств, приводимых в движение ракетным двигателем.
1883 г. – К.Э.Циолковский, основоположник космонавтики, высказал мысль о возможности использования реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов.
Предоставляю слово вашим товарищам, которые расскажут об этих учёных.
/Сообщения учеников (слайды 6 – 8 ) /
По закону всемирного тяготения все тела притягиваются друг к другу. Поэтому, чтобы полететь в космос, нужно преодолеть притяжение Земли. Какая скорость для этого необходима? Сейчас мы с вами это узнаем. Для этого проведем эстафету.
Конкурс «Эстафета» (слайд 9)
У каждой команды есть своя ракета с открытыми иллюминаторами. В эти окошки нужно написать ответ примера. Передаем ракету по цепочке. Последний передает ракету в жюри.
Для 1-й команды:
Для 2-й команды:
Для 3-й команды:
7,9 км/с – первая космическая скорость. Тело становится искусственным спутником Земли и вращается по круговой орбите. На высоте 500 км время полёта составляет примерно 50 лет.
(Слайд 10) 11,2 км/с – вторая космическая скорость. Имея такую скорость, тело может передвигаться в пределах Солнечной системы. Но вылететь за её пределы тело не может. Оно попадает в поле тяготения Солнца и превращается в его спутник – искусственную планету.
( слайд 11) 16,6 км/с – третья космическая скорость. Тело может покинуть пределы Солнечной системы и улететь в безбрежные дали звездного пространства.
Существует ли ещё какая-нибудь космическая скорость? Да. Четвёртая космическая скорость, о которой пока говорят только в фантастических рассказах. При этой скорости корабли Земли смогут проститься со своей Галактикой и отправиться к другим архипелагам. Чему равна эта скорость?
Магический квадрат. (слайд 12)
Посмотрите внимательно на этот магический квадрат. Догадайтесь, каким замечательным свойством он обладает.
76 | 83 | 60 | 67 | 74 |
82 | 64 | 66 | 73 | 75 |
63 | 65 | 72 | 79 | 81 |
69 | 71 | 78 | 80 | 62 |
70 | 77 | 84 | 61 | 68 |
Правильно, сумма чисел во всех столбцах и строках, а также диагоналях, равна 360.
Величина четвертой космической скорости 360 км/с. (слайд 13)
«Три даты» (слайд 14)
В истории освоения космического пространства известны многие имена и многие даты. Мы с вами узнаем сейчас всего 3 даты, которые явились основополагающими для развития космонавтики.
Для 1-й команды: Найдите ¼ от числа 164 228
Для 2-й команды: Найдите 1/3 от числа 541 095
Для 3-й команды: Найдите ½ от числа 421 538
(слайд 15) 4.10.57 г. – ракета-носитель «Спутник» вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Он представлял собой шар диаметром 58 см и массой 83,6 кг.
(слайд 16) 18.03.65 г. – был сделан первый шаг на пути освоения открытого космического пространства. Лётчик – космонавт А.Леонов вышел впервые из космического корабля в открытый космос.
( слайд 17) 21.07.69 г. – в 5ч 56 мин на поверхность Луны вступил первый человек – американский космонавт Н. Армстронг и затем к нему присоединился Э.Олдрин. Космонавты пробыли на Луне 21ч 36мин. Третий член экипажа «Аполлона-11» - М.Коллинз находился на борту корабля.
Подведение итогов. (слайд 18)
Ещё многое предстоит осуществить людям, занимающимся вопросами космонавтики, прежде чем окажутся возможными полёты человека к Марсу и Венере, а тем более к дальним планетам. Но учёные терпеливы. И уже делают первые намётки полетов к звёздам.
А тогда, 12 апреля 1961 года весь мир ликовал. Человек впервые побывал в космосе! Послушайте голос первого космонавта Земли – Юрия Алексеевича Гагарина перед стартом. (слайд 19)
Чтец. Мы дожили до этого!
Стоило, стоило жить!
Ждать, надеяться, думать, трудиться, стараться,
Чтобы первый из нас
Мог отважный путь проложить
Сквозь космическое пространство.
В эту область беззвездья, беззвучья, таинственной тьмы
Он вознесся впервые
Полетом неслыханной славы.
Одинокий. Единственный. Нет, не один:
С ним мы,
Мы – родные народы
Великой державы.
В неразведанный мир, на невероятную высь
Поднялся он, и мир ему будет века благодарен.
Поднялся он, и мы с ним душой
Заодно поднялись,
Заодно!
Душа в душу с тобою, Гагарин!
/Н.Асеев/
Слово для подведения итогов предоставляется жюри. (слайд 20)
/подведение итогов, награждение/
Дополнительные задания.
«Космический словарь». За 3-5 минут написать как можно больше слов на космическую тему.
«Пять точек». Через 5 точек нарисовать рисунок, имеющий отношение к космосу, полетам. (точки выбираются произвольно учителем или соперниками, или членами жюри)
381, 881, 1381,….
64, 664, 1264, …
683, 1083, 1483, …
Найдите ¼ от числа 164 228
Найдите 1/3 от числа 541 095
Найдите ½ от числа 421 538