Обобщение по теме «Части речи»
Цель урока:
1. Обобщить знания детей об изученных частях речи.
2.Учить распознавать части речи.
3.Воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды работы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас будет много разнообразных видов работы, поэтому от вас потребуется внимание.
II.Повторение.
1.Прочитайте группы слов. Какая орфограмма встречается в этих словах?
з…мовка погру…ка
м…рской бере…ка
г…родской выру…ка
м…ровой ука…ка
д…жди приче…ка
кр…вая скри…ка
(в левом столбике записаны слова с безударной гласной в корне, а в правом – с парными звонкими и глухими согласными в корне слова)
2.Найдите лишнее слово.
Нос, носик, носатый, носки.
Горы, горный, горе, гористая.
Белить, белка, побелка, белила.
Теперь давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые схожи по смыслу и имеют общий корень? (однокоренные или родственные).
3.Сейчас отгадываем загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла… (весна).
Какие признаки весны мы знаем?
(появляются почки на деревьях, тает снег, прилетают птицы).
Давайте составим предложение так, чтобы оно отвечало на поставленный вопрос.
Когда и откуда летят птицы?
Птицы, весной, с юга, перелетные, летят
(Весной с юга летят перелётные птицы.)
Разбираем это предложение по членам предложения.
Назовите словосочетания.
(птицы перелетные, летят весной, летят с юга)
III.Чистописание
г/к, д/т, з/с, м/х, б/п, в/ф, ж/т
Что объединяет эти буквы?
(они обозначают согласный звук)
По какому принципу сгруппированы буквы?
(пары образованы из букв, обозначающие звонкие и глухие звуки)
Какая пара лишняя в этом ряду?
(м/х)
Почему?
(Она образована из букв, обозначающих непарные звонкие и глухие согласные).
Придумайте существительные, прилагательные, глаголы, начинающиеся с этих букв.
IV. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадки.
Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам…(имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет
Чертит, пишет иль поёт… (глагол)
Как вы догадались?
Кто теперь из вас может назвать тему нашего урока?
(Сегодня на уроке мы будем повторять части речи)
Теперь заполним таблицу ( приложение)
V. Работа по теме урока.
Записываем слова в два столбика. В первый столбик с безударной гласной «а», во второй столбик с безударной гласной «о»
Город, работа, топор, малина, горох, завод, аптека, урожай, пальто, молоко, яблоко.
Что объединяют эти слова?
(словарные)
К какой части речи они относятся?
(имя существительное)
Что такое имя существительное?
Как изменяются имена существительные?
Когда мы можем определить род имени существительного?
Что помогает определить род имени существительного? (слова помощники)
ж.р.- она моя
м.р.- он мой
ср.р.- оно мое
Определите род у этих слов.
2.Догадайтесь, что это такое?
ый
ий
ой
ая
ые
яя
ое
ее
ие
Что можно сказать о словах, имеющие такие окончания?
Что такое имя прилагательное?
Какие прилагательные имеют окончания
-ый, -ий, -ой.
-ая, -яя.
-ое,-ее.
-ие,-ые?
Как определить род имен прилагательных?
Выполняем упражнение №335 на странице 45.
3.Физкультминутка.
А теперь ребята встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
4.Какие слова указывали на наши действия? (глаголы)
Что такое глаголы?
Как изменяются глаголы?
Перед вами на парте лежат глаголы. Вам нужно распределить их по временам.
Купался, живет, клюет, запела, скажу, идут, спорит, прочитает, побежит, ходил, просит, упала.
5.О какой части речи мы с вами не вспомнили? (предлог)
Что такое предлог?
Вот сейчас нам нужно будет выяснить, скока предложений спряталось в тексте и что написано в скобках-предлог или приставка.
Жарче светит солнце днем (с) крыш капают капели тают (на) солнце длинные сосульки (по) темнели, (рас) пухли дороги лед (на) реке (по) синел (на) крышах снег (рас) таял (на) пригорках и (около) деревьев (о) голилась земля.
Спишите любых три предложения.
V. Итог.
Какие части речи мы сегодня с вами повторили на уроке? Давайте еще раз вспомним на какие вопросы отвечают они и что обозначают?
Просмотр содержимого документа
«Части речи. Обобщение и уточнение представлений»
Обобщение по теме «Части речи»
Цель урока:
1. Обобщить знания детей об изученных частях речи.
2.Учить распознавать части речи.
3.Воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды работы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сегодня на уроке у нас будет много разнообразных видов работы, поэтому от вас потребуется внимание.
II.Повторение.
1.Прочитайте группы слов. Какая орфограмма встречается в этих словах?
з…мовка погру…ка
м…рской бере…ка
г…родской выру…ка
м…ровой ука…ка
д…жди приче…ка
кр…вая скри…ка
(в левом столбике записаны слова с безударной гласной в корне, а в правом – с парными звонкими и глухими согласными в корне слова)
2.Найдите лишнее слово.
Нос, носик, носатый, носки.
Горы, горный, горе, гористая.
Белить, белка, побелка, белила.
Теперь давайте сделаем вывод. Как называются слова, которые схожи по смыслу и имеют общий корень? (однокоренные или родственные).
3.Сейчас отгадываем загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла… (весна).
Какие признаки весны мы знаем?
(появляются почки на деревьях, тает снег, прилетают птицы).
Давайте составим предложение так, чтобы оно отвечало на поставленный вопрос.
Когда и откуда летят птицы?
Птицы, весной, с юга, перелетные, летят
(Весной с юга летят перелётные птицы.)
Разбираем это предложение по членам предложения.
Назовите словосочетания.
(птицы перелетные, летят весной, летят с юга)
III.Чистописание
г/к, д/т, з/с, м/х, б/п, в/ф, ж/т
Что объединяет эти буквы?
(они обозначают согласный звук)
По какому принципу сгруппированы буквы?
(пары образованы из букв, обозначающие звонкие и глухие звуки)
Какая пара лишняя в этом ряду?
(м/х)
Почему?
(Она образована из букв, обозначающих непарные звонкие и глухие согласные).
Придумайте существительные, прилагательные, глаголы, начинающиеся с этих букв.
IV. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадки.
Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам…(имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет
Чертит, пишет иль поёт… (глагол)
Как вы догадались?
Кто теперь из вас может назвать тему нашего урока?
(Сегодня на уроке мы будем повторять части речи)
Теперь заполним таблицу ( приложение)
V. Работа по теме урока.
Записываем слова в два столбика. В первый столбик с безударной гласной «а», во второй столбик с безударной гласной «о»
Город, работа, топор, малина, горох, завод, аптека, урожай, пальто, молоко, яблоко.
Что объединяют эти слова?
(словарные)
К какой части речи они относятся?
(имя существительное)
Что такое имя существительное?
Как изменяются имена существительные?
Когда мы можем определить род имени существительного?
Что помогает определить род имени существительного? (слова помощники)
ж.р.- она моя
м.р.- он мой
ср.р.- оно мое
Определите род у этих слов.
2.Догадайтесь, что это такое?
ый
ий
ой
ая
ые
яя
ое
ее
ие
Что можно сказать о словах, имеющие такие окончания?
Что такое имя прилагательное?
Какие прилагательные имеют окончания
-ый, -ий, -ой.
-ая, -яя.
-ое,-ее.
-ие,-ые?
Как определить род имен прилагательных?
Выполняем упражнение №335 на странице 45.
3.Физкультминутка.
А теперь ребята встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
4.Какие слова указывали на наши действия? (глаголы)
Что такое глаголы?
Как изменяются глаголы?
Перед вами на парте лежат глаголы. Вам нужно распределить их по временам.
Купался, живет, клюет, запела, скажу, идут, спорит, прочитает, побежит, ходил, просит, упала.
5.О какой части речи мы с вами не вспомнили? (предлог)
Что такое предлог?
Вот сейчас нам нужно будет выяснить, скока предложений спряталось в тексте и что написано в скобках-предлог или приставка.
Жарче светит солнце днем (с) крыш капают капели тают (на) солнце длинные сосульки (по) темнели, (рас) пухли дороги лед (на) реке (по) синел (на) крышах снег (рас) таял (на) пригорках и (около) деревьев (о) голилась земля.
Спишите любых три предложения.
V. Итог.
Какие части речи мы сегодня с вами повторили на уроке? Давайте еще раз вспомним на какие вопросы отвечают они и что обозначают?