Части речи. Обобщение изученного.
МБОУ Жирновская СОШ
3-в класс.
Классный руководитель: Шульженко Е.С.
Двадцать второе мая. Классная работа. Тема: “ Части речи. Обобщение изученного ” .
Как будем работать :
Спустя рукава или Засучив рукава ?
Минутка чистописания.
Стихотворение «Всему название дано»
Всему название дано И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И всё, что может видеть глаз Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Они слышны и здесь, и там, На улице и дома: Одно давно привычно нам, Другое – незнакомо... Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! А.Шибаев
С о лдат
Однокоренные слова
ХРАБРЕЦ, ХРАБРАЯ, ХРАБРЕТЬ, ХРАБРЫЕ, ХРАБРОСТЬ, ХРАБРЕЙШИЙ, ХРАБРИТЬС я , храбро .
Все слова русского языка делятся на части речи .
Части речи делятся на:
Самостоятельные
Служебные
Глагол
Имя прилагательное
Предлог
Частиц а
Союз
Местоимение
Имя Существительное
Имя Существительное
Имя Существительное—это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? или что? и обозначает предмет.
Бывает нарицательным или собственным, одушевлённым или неодушевлённым, женского/ мужского/ среднего рода.
Бывает в единственном и во множественном числе.
Имя Прилагательное
Имя Прилагательное—это самостоятельная часть речи часть речи, которая отвечает на вопросы: какой?, чей? и обозначает признак предмета. Бывает нарицательным или собственным, одушевлённым или неодушевлённым, женского/ мужского/ среднего рода.
Бывает в единственном и в
Глагол
Глагол—это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д. и обозначает действие предмета.
Бывает множественного и единственного числа,изменяется по временам.
Местоимение
Указывает на предмет, но не называет его.
Служебные части речи:
Частица
Союз
Предлог
Алгоритм определения частей речи:
Определите часть речи.
храбрая -смелая
храбрые -во Мн числе от храбрый
храбро
храбрец -храбрый человек,
смельчак
храбреть -становиться храбрым
храбрость -качество,
бесстрашие, отсутствие страха
храбрейший -самый храбрый
храбриться -выставлять себя решительным
Работа в паре.
Третий лишний
- БЕГ,БЕГУН,БЕЖАТЬ ЛЕС,ЛЕСНИК,ЛЕСНОЙ БОЛЬНОЙ,БОЛЕТЬ,ЗАБОЛЕТЬ ИГРАТЬ,ИГРОВОЙ,ИГРИВЫЙ
- БЕГ,БЕГУН,БЕЖАТЬ
- ЛЕС,ЛЕСНИК,ЛЕСНОЙ
- БОЛЬНОЙ,БОЛЕТЬ,ЗАБОЛЕТЬ
- ИГРАТЬ,ИГРОВОЙ,ИГРИВЫЙ
Больной лежит в постели.
Мише удалили больной зуб.
н
Самостоятельная работа
1. Укажите часть речи, которая обозначает предмет.
2 .На какие вопросы отвечает имя прилагательное.
3 .Найдите глагол : парта, красивый, полетел.
4 .Укажите имя существительное : дерево, лежать, она.
5 .От, под ,на, в , к, перед - это какая часть речи .
Работа в группе.
1 группа
Прошла … . Наступила … . ... стоит чудесная. Светит яркое тёплое … . Журчат первые … . Появились первые … . На деревьях набухли … . Из тёплых стран вернулись … : грачи, скворцы, стрижи. Начались весенние … на полях и огородах. Хорошо … !
Слова для справок: зима, весна, погода, солнце, ручьи, подснежники, почки, птицы, работы, весной.
2 группа
… зима. … весна. Погода …. чудесная. … яркое тёплое солнце. … первые ручьи. … первые подснежники. На деревьях …. почки. Из тёплых стран … птицы: грачи, скворцы, стрижи. … весенние работы на полях и огородах. Хорошо весной!
Слова для справок: прошла, наступила, стоит, светит, журчат, появились, набухли, вернулись, начались.
3 группа
Прошла зима. Наступила весна. Погода стоит … . Светит … … солнце. Журчат … ручьи. Появились … подснежники. На деревьях набухли почки. Из … стран вернулись птицы: грачи, скворцы, стрижи. Начались … работы на полях и огородах. Хорошо весной!
Слова для справок: чудесная, яркое, теплое, первые, теплых, весенние.
Существительное — школа, Просыпается — глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы — местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни — у нас частицы, Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья: ох и ах! А потом у тёплой печи Повторяем части речи!
На столе моем книги, Много радостных книг! Их открыл мне учитель – Мудрый русский язык!