МБОУ СОШ №1 им. В.Б. Бессонова г. Льгова Курской области
3 класс, часть 1. Москва. Просвещение 2012
1.Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
2. Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
3. Развитие интереса учащихся к предмету через познавательную деятельность.
4. Воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.
-Находить окончание слова, путём изменения его по числам.
-Выявить значение окончания.
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;
– Находить окончание слова, путём изменения его по числам.
– Определять значение окончания.
– Находить нулевое окончание.
Этап | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте. Запишите число, классная работа | Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Прочитайте, пожалуйста, предложения на слайде и найдите форму одного и того же слова. Берёзу называют символом России. Русь моя, люблю твои берёзы! Берёза воспета в поэзии. Под берёзой нашли грибок. О берёзе слагали песни. На берёзах распустились почки. Выпишите эти слова и выделите в них корень. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | Посмотрите, все ли части слова выделены? Мы можем назвать эту часть слова? Почему? Значит наша цель – узнать. Где стоит часть слова, которую мы не выделили. Как бы вы её назвали? Правильно, эта часть слова называется окончание и выделяется она так Выделите окончание в своих словах. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Часть слова – окончание. А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи. Чему мы должны научиться на этом уроке? Что такое окончание? Для чего служит окончание? | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Что же такое окончание? Ваше предположение. Правильно, это часть слова. А какая это часть слова? Посмотрите, пожалуйста, на свои слова. Произнесите окончания в форме одного и того же слова. Что вы видите? Сделайте вывод, какая это часть слова? Правильно, это изменяемая часть слова. Давайте ещё раз повторим какие мы знаем теперь части слова. Что такое корень и что такое окончание? С первой задачей мы справились. Теперь мы должны узнать для чего служит окончание. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Всё ли так в написании этих предложений? Что нам надо изменить? Для чего? Изменяйте. Что при этом меняется? Значит, для чего служит окончание? ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении А теперь прочитайте текст, который у вас получился. Что мы знаем об этом празднике? 4 ноября в России отмечается День народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. А теперь прочитайте пары слов на следующем слайде, проанализируйте, сделайте вывод и сформулируйте способ выделения окончания. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово по числам. Какая часть слова изменяется в конце и является окончанием. Обратите внимание, такой способ проверки подходит для любой части речи. Проверим по учебнику, правильные ли мы сделали выводы. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление | А теперь повторим всё, что мы узнали об окончании на сегодняшнем уроке. (Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне. Что мы должны сделать, чтобы восстановить связь слов в предложении? Давайте выделим окончание, что мы для этого должны сделать?
| Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1.Прочитайте текст на слайде, выпишите форму одного и того слова, выделите окончание. В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое. (После выполнения идёт проверка по эталону.) 2.Выпишите из текста название деревьев и выделите окончание. У каждого дерева свой вид. Сосна стройная. Берёза кудрявая. Ива развесистая. Осина трепетная. Дуб могучий. Почему мы не можем выделить окончание в слове «дуб»? Давайте попробуем изменить его по числам. Что получается? Сделайте вывод. Правильно, ребята, есть слова, в которых окончание не обозначено звуком, но появляется при изменении формы слова. Такое окончание называется нулевым. 3.Составьте, пожалуйста, предложение из слов: искристый, земля, лежит, на, снег Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания в словах. Проверьте себя по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Давайте подведём итог сегодняшнего урока и ответим на следующие вопросы: Что такое окончание? Для чего служит окончание? Как найти окончание? Что такое нулевое окончание? А теперь возьмите в руки красный карандаш, если вы смогли ответить на все вопросы, зелёный, если ответили на 3 вопроса и жёлтый, если ответили на 1 или 2 вопроса. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование |