СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части слова. Окончание.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окончание.  правильно  выделять  окончание  в  словах.

Просмотр содержимого документа
«Части слова. Окончание.»

МБОУ СОШ №1 им. В.Б. Бессонова г. Льгова Курской области







Урок русского языка

Тема «Части слова. Окончание»

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык»

3 класс, часть 1. Москва. Просвещение 2012

УМК: «Школа России»



Учитель: Безрядина Ирина Анатольевна



2014 год

План урока русского языка. Учитель: Безрядина И.А.

Тема: Части слова. Окончание.

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть 1. Москва. Просвещение 2012

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 3

Технология: проблемного обучения

Цель:

1.Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

2. Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

3. Развитие интереса учащихся к предмету через познавательную деятельность.

4. Воспитание любви к Родине, чувства сопричастности к истории своей страны.

Задачи:

-Познакомить с новой частью слова- окончанием

-Находить окончание слова, путём изменения его по числам.

-Выявить значение окончания.

-Находить нулевое окончание

Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:

– Знать, что такое окончание

– Находить окончание слова, путём изменения его по числам.

– Определять значение окончания.

– Находить нулевое окончание.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре.


Личностные:

  • Выполнять правила этикета.

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку






Технологическая карта урока русского языка «Часть слова - окончание»

Этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.  Самоопределение к деятельности

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Запишите число, классная работа

Включение в деловой ритм урока.

Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Прочитайте, пожалуйста, предложения на слайде и найдите форму одного и того же слова.

Берёзу называют символом России.

Русь моя, люблю твои берёзы!

Берёза воспета в поэзии.

Под берёзой нашли грибок. О берёзе слагали песни. На берёзах распустились почки.

Выпишите эти слова и выделите в них корень.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

3.  Постановка учебной задачи

Посмотрите, все ли части слова выделены?

Мы можем назвать эту часть слова? Почему? Значит наша цель – узнать.

Где стоит часть слова, которую мы не выделили. Как бы вы её назвали?

Правильно, эта часть слова называется окончание и выделяется она так

Выделите окончание в своих словах.

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Часть слова – окончание.

А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи.

Чему мы должны научиться на этом уроке?

  • Что такое окончание?

  • Для чего служит

окончание?

  • Как найти окончание?


Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.  Построение проекта выхода из затруднения

Что же такое окончание?

Ваше предположение.

Правильно, это часть слова. А какая это часть слова?

Посмотрите, пожалуйста, на свои слова. Произнесите окончания в форме одного и того же слова. Что вы видите? Сделайте вывод, какая это часть слова?

Правильно, это изменяемая часть слова.

Давайте ещё раз повторим какие мы знаем теперь части слова.

Что такое корень и что такое окончание?

С первой задачей мы справились. Теперь мы должны узнать для чего служит окончание.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Всё ли так в написании этих предложений? Что нам надо изменить? Для чего? Изменяйте. Что при этом меняется? Значит, для чего служит окончание?

ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

А теперь прочитайте текст, который у вас получился. Что мы знаем об этом празднике?

4 ноября в России отмечается День народного единства.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

А теперь прочитайте пары слов на следующем слайде, проанализируйте, сделайте вывод и сформулируйте способ выделения окончания.

Чтобы выделить окончание, надо изменить слово по числам. Какая часть слова изменяется в конце и является окончанием.

Обратите внимание, такой способ проверки подходит для любой части речи.

Проверим по учебнику, правильные ли мы сделали выводы.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.  Первичное закрепление

А теперь повторим всё, что мы узнали об окончании на сегодняшнем уроке.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.

Что мы должны сделать, чтобы восстановить связь слов в предложении? Давайте выделим окончание, что мы для этого должны сделать?

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.  Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону

1.Прочитайте текст на слайде, выпишите форму одного и того слова, выделите окончание.

В воздухе кружился тополиный пух. Легко дышать морским воздухом. Без воздуха на Земле погибнет всё живое.

(После выполнения идёт проверка по эталону.)

2.Выпишите из текста название деревьев и выделите окончание.

У каждого дерева свой вид. Сосна стройная. Берёза кудрявая. Ива развесистая.

Осина трепетная. Дуб могучий.

Почему мы не можем выделить окончание в слове «дуб»? Давайте попробуем изменить его по числам. Что получается? Сделайте вывод.

Правильно, ребята, есть слова, в которых окончание не обозначено звуком, но появляется при изменении формы слова. Такое окончание называется нулевым.

3.Составьте, пожалуйста, предложение из слов:

искристый, земля, лежит, на, снег

Запишите предложение в тетрадь.

Выделите окончания в словах.

Проверьте себя по эталону.


Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7.  Рефлексия деятельности

(итог урока)

Давайте подведём итог сегодняшнего урока и ответим на следующие вопросы:

  • Что такое окончание?

  • Для чего служит

окончание?

  • Как найти окончание?

  • Что такое нулевое

окончание?

А теперь возьмите в руки красный карандаш, если вы смогли ответить на все вопросы, зелёный, если ответили на 3 вопроса и жёлтый, если ответили на 1 или 2 вопроса.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!