СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА Развитие умения находить в слове окончание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА

Тема: Развитие умения находить в слове окончание

Цель:

 – развитие умений изменять слова, находить окончание и основу в словах разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголах), графически их обозначать.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА Развитие умения находить в слове окончание»

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ И ОСНОВА

Тема: Развитие умения находить в слове окончание

Цель:

– развитие умений изменять слова, находить окончание и основу в словах разных частей речи (существительных, прилагательных, глаголах), графически их обозначать.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3 4

1. Словарный диктант.

– Почему эти плоды получили такие названия? Запишите слово, а рядом, в скобках, ключевое слово, объясняющее название.

Черника (чёрная), костяника (косточка), ежевика (ёж), земляника (около земли), малина (маленькая).

– На что похожи ягоды черёмухи? Как слово может помочь запомнить его написание? (Чёрная муха – черёмуха.)

Методическая рекомендация: обращаем внимание учителей, что это просто мнемонический приём – способ запоминания, а никак не объяснение этимологии слова!

– Запишите слово черёмуха, подчеркните букву гласного, которую надо запомнить.

– Запишите по памяти первое предложение из стихотворения С. Есенина «Черёмуха» (упр. 178).

Это интересно: в польском языке есть слово прыгун. Как вы думаете, кто это такой? Это заяц.

– Назовите однокоренные слова, запишите их.

Заяц, заячья, заюшка, зайчонок, зайчатина.

– Когда так говорят?

Убить двух зайцеввыполнить одновременно два дела.

Заячья душао трусливом, робком человеке.

– Запишите пословицу со словом заяц.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью. Хорош заяц белый, а охотник – смелый.

– Назовите окончания и основу в словах черёмуха, заяц:



2
. Графический диктант.

– Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие

значки.

1. Изменяемая часть слова – это …

2. Часть слова без окончания – это …

3. Разделительный ъ пишется после…

4. В слове переходы ход- является …, а – это …

– Сравните свои ответы с правильными на доске (слайде).



Учитель открывает запись:



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.




II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.







1 3 3

– На основе двух первых схем сформулируйте цель урока. (Научиться выделять окончание и основу в слове.)

– Как вы думаете, что мы должны повторить на уроке? чему научиться?

– Давайте составим план.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.


Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙII. Развитие умений – применение знания.

1 3 5 1 3

1. Работа в учебнике.

1. Упр. 181 – развивается умение подбирать нужные окончания в словах. Задание ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная.

Упр. 182 – развивается умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в предложениях и тексте. Коллективный разбор, самостоятельная запись второго текста.

а) Работа над текстом «Солнечные зайчики».

– Прочитайте предложения. Можно ли назвать их настоящими предложениями? (Нет. Нарушен порядок слов в предложениях, нет связи между словами.)

– Соберите «рассыпанные» предложения. Получится текст? Почему? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, записаны по порядку, есть тема.)

– Как вы думаете, почему солнечные блики люди назвали зайчиками?

б) Работа над текстом «Про озеро».

– Прочитайте предложения. Что надо сделать, чтобы получился текст? (Установить правильный порядок слов в предложениях, вставить окончания.)

– Определите, об одном или о нескольких озёрах идёт речь, и в зависимости от этого выберите окончания.

– Какое слово во втором предложении подскажет нам, о скольких озёрах идёт речь? (Слово с ним, значит, оно одно, озеро.)

– Какой вариант выбираем в названии? (Про озеро.)

– Какие окончания допишем? (Жило озеро.)

В каком предложении возможны варианты окончаний? (Во 2-м: жил и сердит ые медвед и и зубаст ые волк и / жил сердит ый медведь и зубаст ый волк .)

– Вставьте в текст нужные окончания и запишите этот текст в тетрадях.

– Выделите окончания.

– Назовите, какие окончания вы выделили в словах-названиях действий и словах-названиях признаков.

– Как доказать, что в словах это действительно будет окончание?

(Нужно изменить слова – жило, жила, жили; боялось, боялась, боялись; сердитый, сердитого и т.д.)

Про озеро

В дремучем лесу жило озеро.

Рядом с ним жил(и) сердитый(ые) медведь(и) и зубастый(ые) волк(и). Но озеро никого не боялось, потому что было большое и глубокое.

2. – Прочитайте слова в рамке на с. 149.

– Как называются эти слова? (Синонимы.)

– Какие из них можно употребить, сказав о лесе (все), о роще (не подходят эти признаки).

Упр. 183 выполняется по заданию.

3. Упражнение в разборе слов по составу.

а) Комментированный разбор слов в упр. 183. (Выделяем окончание, изменяя слово, затем отделяем основу от окончания.)

Для правильного выделения частей внутри основы необходимо установить, от какого слова и с помощью чего образовано каждое слово. (От слова (основы) зуб- с помощью суффиксов -аст-, -н-, -к-.)


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




ΙV. Итог урока.


4 4

– Как найти в слове окончание? Ответ начните так: «Чтобы найти…» Выполните задание 3, тема 5 в рабочей тетради. Свой выбор правильного варианта объясните, опираясь на приведённый алгоритм.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






V. Домашнее задание.


1. Упр. 1, с. 162.

2. Задания № 2, 4, тема 5 в рабочей тетради.




Деятельность учеников:

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!