1 3 5 1 3 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 181 – развивается умение подбирать нужные окончания в словах. Задание ученики выполняют самостоятельно. Проверка коллективная. Упр. 182 – развивается умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в предложениях и тексте. Коллективный разбор, самостоятельная запись второго текста. а) Работа над текстом «Солнечные зайчики». – Прочитайте предложения. Можно ли назвать их настоящими предложениями? (Нет. Нарушен порядок слов в предложениях, нет связи между словами.) – Соберите «рассыпанные» предложения. Получится текст? Почему? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, записаны по порядку, есть тема.) – Как вы думаете, почему солнечные блики люди назвали зайчиками? б) Работа над текстом «Про озеро». – Прочитайте предложения. Что надо сделать, чтобы получился текст? (Установить правильный порядок слов в предложениях, вставить окончания.) – Определите, об одном или о нескольких озёрах идёт речь, и в зависимости от этого выберите окончания. – Какое слово во втором предложении подскажет нам, о скольких озёрах идёт речь? (Слово с ним, значит, оно одно, озеро.) – Какой вариант выбираем в названии? (Про озеро.) – Какие окончания допишем? (Жило озеро.) – В каком предложении возможны варианты окончаний? (Во 2-м: жил и сердит ые медвед и и зубаст ые волк и / жил сердит ый медведь и зубаст ый волк .) – Вставьте в текст нужные окончания и запишите этот текст в тетрадях. – Выделите окончания. – Назовите, какие окончания вы выделили в словах-названиях действий и словах-названиях признаков. – Как доказать, что в словах это действительно будет окончание? (Нужно изменить слова – жило, жила, жили; боялось, боялась, боялись; сердитый, сердитого и т.д.) Про озеро В дремучем лесу жило озеро. Рядом с ним жил(и) сердитый(ые) медведь(и) и зубастый(ые) волк(и). Но озеро никого не боялось, потому что было большое и глубокое. 2. – Прочитайте слова в рамке на с. 149. – Как называются эти слова? (Синонимы.) – Какие из них можно употребить, сказав о лесе (все), о роще (не подходят эти признаки). Упр. 183 выполняется по заданию. 3. Упражнение в разборе слов по составу. а) Комментированный разбор слов в упр. 183. (Выделяем окончание, изменяя слово, затем отделяем основу от окончания.) Для правильного выделения частей внутри основы необходимо установить, от какого слова и с помощью чего образовано каждое слово. (От слова (основы) зуб- с помощью суффиксов -аст-, -н-, -к-.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |