«Время. Части суток»
Цель: учить определять части суток по разнообразной деятельности человека; создание модели «Части суток»
Задачи:
- активизировать внимание, память.
- воспитывать умение соблюдать очерёдность при ответах, выслушивать товарища, не перебивая.
Оборудование: мягкая игрушка Лунтик, фото на интерактивной доске «утро», «день», «вечер», «ночь»; кружочки на каждого ребенка, соответствующие частям суток (желтый – утро, белый – день, синий – вечер, черный – ночь). Схемы моделей на каждого ребенка (заготовка на каждое действие, круг разделенный на 4 части (желтый, белый, синий, черный), пластилин, стеки, доски для работы с пластилином, влажные салфетки.
Ход занятия
Педагог: Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!
Сюрпризный момент. (Педагог в руках держит Игрушку Лунтика из мультипликационного фильма «Лунтик».)
Педагог: Ребята к нам сегодня рано утром в детский сад призем-лился Лунтик. Он запуталась в частях суток, и просит нас помочь ему разобраться в том, когда наступает «утро», «день», «вечер», «ночь»? Что значит «вчера», «сегодня», «завтра». Поможем ему?
Дети: Да
Педагог: Ребята скажите мне, пожалуйста, в какое время суток приземлился Лунтик? Сейчас какое время суток? (утро). Молодцы ребята, верно. (Если дети затрудняются, предложить послушать загадку)
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это…»
Педагог: Правильно, конечно утро.
Ребята, предлагаю поиграть. Согласны. (Да). Я буду читать стихотворения про части суток, а вы будете показывать карточку нужного цвета. Скажите мне пожалуйста, какими цветами мы обозначаем части суток? Карточка утро - какого цвета? (желтого, верно, еще каким цветом мы обозначаем части суток? Ответы детей. Красным (день, синим (вечер, фиолетовым (ночь). Будьте внимательны! А Лунтик будет внимательно слушать и запоминать.
Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно, наступило? (желтый - утро)
Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.
Педагог: Молодцы, ребята! Кто пойдет к доске, выберет картинки и расскажет нам, что делают люди утром? (Люди утром просыпаются, умываются, завтракают, дети идут в детский сад, школьники в школу, а взрослые на работу).
Педагог: Молодцы. Ребята я вам открою один секрет: чтобы весь день у вас было хорошее настроение, утро надо начинать с улыбки. Давайте мы с вами отдохнем и вспомним нашу весёлую физкультминутку про утро.
Физкультминутка
Каждый раз по утрам делаем зарядку.
Очень нравиться нам все, делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать, руки опускать,
Приседать, вставать, прыгать и скакать.
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? ….(белый - днем)
Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.
Педагог: Молодцы, ребята! Кто пойдет и выберет картинки, действия на которых происходят днем? (Люди днём делают самые важные дела, дети находятся в детском саду: они занимаются, играют, гуляют, обедают, спят, школьники учатся, взрослые работают).
Ну, а в это время суток
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам – вкусный ужин (синий - вечер)
Дети показывают карточки воспитатель проверяет ответы.
Педагог: Молодцы, ребята! Что люди делают вечером? Кто пойдет, выберет картинки и расскажет (Люди возвращаются домой с работы, детского сада, учебы, ужинают, отдыхают: смотрят телевизор, играют, чистят зубы, ложатся спать)
- Кто еще расскажет, что люди делают вечером? (ответы детей)
Вот и на небе – луна,
Очень строгая она:
Наблюдает – все ли
Улеглись в постели? (черный - ночь)
Педагог: Молодцы, ребята!
- А что ночью делаете вы? (ответы детей)
Ребята, сколько частей суток мы знаем (четыре) правильно. А теперь я предлагаю вам самостоятельно разложить части суток в правильном порядке.
(дети выполняют задание, начиная раскладывать цветные круги слева направо начиная с «утра» и заканчивая «ночью»)
Педагог: Молодцы, все справились с таким трудным заданием.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Педагог: От утра и до утра Сутки знает детвора. Утро, день, вечер, ночь вместе, составляют сутки (или называются сутки).
Педагог: Ребята, на сколько частей делятся сутки? На четыре.
Педагог: А как они называются?
Дети: Утро, день, вечер, ночь.
Педагог: Молодцы. День, который уже прошёл, называется вчера. Этот день уже был, и он закончился. Что было у вас вчера? (Дети называют прошедшие события)
Педагог: Как называются сутки, которые уже прошли?
Дети: Вчерашние, вчера.
Педагог: Молодцы. День, который идёт сейчас, называется сегодня. Мы проснулись утром, наступило сегодня, и будет оно весь день, пока мы не ляжем спать. Что мы с вами делали сегодня? (Дети называют события текущего дня)
Педагог: Как называются сутки, в которых мы сейчас живем?
Дети: Сегодняшние, сегодня.
Педагог: Молодцы. День, который ещё не наступил, а только будет – это завтра. Этого дня ещё нет, он только будет, мы его ждём. Как вы думаете, чем мы будем заниматься завтра? (Дети предлагают свои варианты.)
Педагог: Как называются сутки, которые скоро наступят?
Дети: Завтрашние, завтра
Педагог: Можно ли вернуть день, который прошел?
Дети: Нет.
Педагог: А как он называется?
Дети: Вчерашний.
Педагог: Молодцы! Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того чтобы наш Лунтик запомнил последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение: «Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь».
Сейчас давайте с вами сделаем каждый для себя модель частей суток. Для этого мы возьмем свои заготовки и из желтого пластилина сделаем солнышко утром – в правом углу, днем – посередине, вечером в левом нижнем углу, и ночью сделаем из белого пластилина луну и звездочки.
Педагог: В заключении я хочу прочитать вам стихотворение
Утро, день, вечер, ночь -
Убежали сутки прочь.
Чтоб о сутках не жалеть,
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями
И помочь маме.
Педагог: Ребята, Лунтик очень рад, что он приземлился именно в нашем садике, и повстречал таких добрых, умных, сообразительных ребят, как вы. Я думаю, что Лунтик запомнил последовательность частей суток и понял, что значит «сегодня», «вчера», «завтра». Вы ребята ему в этом очень помогли. Лунтик благодарит вас и с нетерпением ждёт новой встречи с вами!
Подведение итогов.