СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и Бог в Православии

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Человек и Бог в Православии". Данная тема дает возможность ребенку начать процесс осмысления фундаментальных основ и логики становления православной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Человек и Бог в Православии»

Проект урока

Автор: Свиридов Михаил Иванович

Должность: учитель истории и обществознания

Класс: 4


УМК: А.В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России» «Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Прос

вещение» 2011г.; А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики» Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы 2-е издание Москва «Просвещение» 2012.


Тема урока: Человек и Бог в православии


Цель урока: Положить начало процессу осмысления учащимися важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры


Задачи урока:

Развивающая:

Развивать позитивное отношение к словам благодарности, дать основные понятия о законах добра.

Образовательные:

Уяснить важнейшие понятия, на которых основана православная культура.

Узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают.

Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.

Воспитательная:

Сформировать у учащихся основы мировоззрения, нравственные качества личности, взгляды, убеждения и позитивные представления об отношении к Богу.


Планируемые результаты:

Личностный: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на Бога. Предметный: понимание роли Бога в православной культуре.

Метапредметные: овладение способностью принимать сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить в тексте конкретные факты, сведения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения построения рассуждений


Оборудование урока: Учебники, рабочие тетради, компьютер, интерактивная доска.


Этапы урока,

цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.

Мотивация к учебной деятельности. Цель:

1) включить обучающихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока

учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Настрой на урок.

Фронтальный опрос:

-Что вы узнали и запомнили по

теме: «Культура и религия»

Тестирование:

- Какие традиции наших предков сохранили и сегодня?


- Найдите соответствие между понятием слова и его определением.

- Продолжи фразу: Культура дает человеку знания о …

- Религиозным человека можно назвать, если…

(Словесный, репродуктивный, практический).

Ответы детей.






- Люди посещают церковь, венчаются, традиции праздника Пасхи.

- Дети подбирают к словам нужное определение.


- Культура дает человеку знания о духовных ценностях.

- Религиозным человека можно назвать, если он соблюдает правила установленные в его религии

Формируется умение проговаривать свое отношение к происходящему, выражать свои мысли.

Вырабатывается умение прогнозировать предстоящую работу.

Развиваются внимание, память и умение слушать собеседника.

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Цели:

1). Создать мотивацию к самостоятельному выполнению пробного учебного действия;

2). Актуализировать знания, умения и навыки.

3). Развивать эмоциональную сферу и речевую культуру учащихся.

Обеспечение актуализации и принятия учащимися учебно-познавательной цели.

1.Что означает слово «спасибо»,

«СпасиБо»

Вывод: Этими словами люди выражают благодарность Богу.

«Спаси, Господи!»

«Слава Богу!»

«О, Боже!»

«Иди с Богом!»


2. Работа в тетрадях: задание №1

-Какое слово записано?

-Напишите слова на лепестках ромашки, которые Вы считаете связанны с Богом.

-Проверяем записанные слова.

-Какие слова повторились у учащихся.

-это (зачитать слова, которые неоднократно повторялись детьми)




Рассуждения учащихся.















Дети читают: «Бог».



Дети записывают слова:

Доброта, совесть, любовь, разум и др.


Дети повторяют хором:

Любовь, Сила, Свет, Мир, Милость.

Понимание смысла прочитанного.

Развитие умений самостоятельно делать выводы ,выделять в текстах известное от нового, оформлять полученные знания в таблице.

Умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события.

3.

Изучение нового материала.

Цель:

1) познакомить обучающихся с Библией;

2) учить пониманию и осмыслению богатства мыслей Священного Писания.


Подвожу к творческому процессу обсуждения проблемного вопроса:

-Как Вы понимаете связь между Богом и человеком в православии.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Боге и его творении.

Работа по учебнику, чтение текста по ролям.

Беседа по вопросам:

- Оцените поступок Вани.

-Почему Вы так оценили?

-Почему Ваня не смог объяснить ребятам кто такой Бог?

-Можно ли считать Ваню верующим?

-С кем сравнивает Ваня Бога?

-Как представляет себе Бога Леночка?

-Чтения статьи в учебнике страница 9-11.

-Нужна ли сила для совершения добра? Кая это сила: физическая, духовная, сила воли.

-Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котенка?

-Что могло помешать Ване спасти котенка?

-Ребята, вы, обращали внимания на то что люди часто произносят такие выражения: «Слава Богу!»

-«С Богом!»

-«Иди с Богом!»

-Как вы себе представляете Бога? Вы его видели ?

-Вывод: Бог есть чистейший Дух.

Бог-бестелесное, невидимое бессмертное Существо, не имеющее частей тела, ни страстей.

-«Бога не видел никто никогда» он обитает в неприступном свете, которого никто из людей не видел»

-В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад ( т.е. вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего, и многих других европейских и восточных народов ( включая индусов ).

На этом древним индо-европейском языке «бага» или «бхага» - это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, т. е. самого Бога .

(частично-поисковый метод)

Входят в творческий процесс восприятия нового материала



Дети читают текст по ролям:

Автор,Ваня,ребята,Леночка.


-Ваня совершил хороший поступок. Он спас котёнка.

-Он был добрый мальчик, поэтому не мог поступить иначе. Ваня любит животных.

-Ваня чувствует защиту Бога.

-Да, Ваня верующий мальчик, он творит добро, заботу, преодолевая страх.

-С отцом или с матерью.Они защищают.

-Ваня не смог объяснить, кто такой Бог. Но когда он вспоминает Бога ему становится хорошо.

-Леночка объяснила: Бог - это Дяденька в чёрном платье и с бородой.

-Чтобы совершить добро каждый человек должен обладать духовной силой и сила воли человека должна быть твердой .

-Ваней руководили чувства переживания, ответственности ( ведь котенок маленький).

Ваня сильнее, умнея и разумнее котенка.

-Чувство страха могло бы помешать Ване в его поступке.

-Вера в Бога вдохновила Ваню.

-Ответы детей о Боге:

-Бог добрый, он заботится о людях, помогает им в трудную минуту, радуется за них, когда им хорошо.

Формирование нового понятия и осознание его через чтение текста, дополнительного материала.


Умение работать в коллективе, слушать собеседника, строить высказывания в соответствии с поставленной задачей.

4.

Закрепление нового материала.

Цель:

1) формировать у обучающихся понятия «добро» и «зло» через осмысление человеческих

поступков;

2) развивать речевую культуру обучающихся.


Назовите ключевые слова, с которыми работали на уроке.

Бог в православии – это свободный и разумный Создатель, который создал

мир и любит Своё творение. Его называют Творцом и Любовью

-Что вы узнали на уроке о Боге!

Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном движении, а другие, боящиеся духовной работы, очень быстро завершают своё нравственное развитие, потому что боятся духовной работы.

( Л.Н. Толстой)

-Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

-Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?







Ответы детей.


































Дети называют слова:

«спасибо»

«творец»

«разум»

«добро»

«совесть»

«любовь»

-Бог создал мир.


Развитие своей речи и умение слушать других участников беседы.

Продуктивная работа с учебником и другими источниками информации.

Уметь отделять известное от нового и закреплять полученные знания.

5.

9. Рефлексия учебной деятельности. Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) получить обратную связь, эмоциональный отклик обучающихся.


Определение состояния уч-ся по усвоению нового материала на уроке.

Кому было интересно и понятно на уроке? Чтобы вы рассказали своим друзьям , знакомым, родителям по теме: «Человек и Бог в православий»?

Кому было скучно, не интересно, трудно усваивался материал?

Закончи предложение:

- Я не ожидал, что …

- Оказывается …

-Самым неожиданным для меня было…

-Мне больше всего…

Дети высказывают свои мнения по усвоенному материалу.


Ответы детей.

Уметь выражать свои мысли и оценивать свою работу на уроке


6.

Домашнее задание


Написать сочинение на тему:

«Что значит быть православным человеком?» стр. 8-11

Рабочая тетрадь: задание 2, 3, 4, 6 стр. 3

3 группа. Читать стр. 8-11, рабочая тетрадь стр. 2

Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы.

Привитие элементов самодисциплины