СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование парных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чередование 

Просмотр содержимого документа
«Чередование парных»

4 Лексическая тема: Познай себя

Грамматическая тема: Чередование парных звонких и глухих согласных

Темперамент индивидуальные своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ей содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Холе - желчь, сангвиус - кровь, мелан холе - чёрная желчь, флегма - слизь

Темперамент -природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющие в динамике тонуса и уравновешенности реакции на жизненные воздействия.

Типы темперамента

1.Холерик-человек быстрый, порывистый способный отдаваться делу с

исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к бурным

эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

2.Сангвник - человек живой .подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

3. Флегматик - медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее поспешным настроением, со слабым внешним выражением душевных состоянии.

4.Меланхолик легко ранимый человек, склонный глубоко переживать даже самые незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Описание внешности Жамили (по повести Ч. Айтматова «Жамиля»),

Жамилия была хороша собой. Стройная, статная, с прямыми жесткими волосами, толстенными и дне тугие, тяжелые косы .Свою белую косынку, она ловко повязывала. Чуть наис косок спуская ее на лоб, и это очень шло ей и красиво оттеняло смуглую кожу гладкого лица. Когда Жамиля смеялась, ее иссиня-чёрные миндалевидные глаза вспыхивали молодым задором, а когда она начинала петь аильные песенки в ее красивых глазах появлялся недевичий блеск.

Портрет В.Г Белинского.

Это был человек среднею роста, худощавый, со впалой грудью и понурой головой.

Лицо он нмем небольшое, бледно-красноватое, нос неправильный, густые белокуре волосы падали на белый прекрасный лоб. Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с зологым и искорками в глубине зрачков, в минуты веселости они принимали пленительные выражения, пленительной доброты и беспечного счастья. Голос его был слаб, но приятен; говорат он с особенными ударениями. Смеляся он от души, как ребенок. Он любил расхаживать по комнате, постукивая пальцам красивых н маленьких рук по табакерке с русским табаком Вся его походка была русская, московская. Белинский был правдивым и честным человеком. /

Задание 1. Опишите внешность и характер близкого вам человека.

Чередование парных звонких и глухих согласных

Звонкие согласные б, в, г, л , ж перед глухими согласными п, ф„ к, х , т, ш , с, ч. т. ц и на конце слова оглушаются например: гриб, грибки, холод, мороз, возчик, низкий и т. д. Наоборот, глухие согласные а, ф.. к, т, ш , с перед звонким и становятся звонкими, например: просьба, молотьба, косьба На письме указанное оглушение и озвончение согласных не отражается. Поэтому для проверки написания звонких или глухих согласных надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы велел за проверяемым согласным был гласный или р. л, м , и : мороз - морозы, просьба - просить, грёб - гребли. Для некоторых слов, однако, нельзя подобрать проверочного слова, их надо запомнить, например: вокзал, футбол, кафтан.

Словоизменение и словообразование часто сопровождаются чередованием согласных сукон в корнях и суффиксах. Эти чередования возникли в древности в процессе исторического развития языка.

Примеры чередования согласных звуков:

(г)- (ж) ( могу- можешь, враги вражеский),

(к) (ч) (пеку - печешь, сук-сучок).

(х) - (ш) (орех - орешек, смех - смешной),

(с) - (ш) (бросить - брошу, просить - прошение),

(т) - (ч) (свет- свеча, крутой - круча).

Упражнение 1. Выявите чередующие согласные путем подбора родственных слов пли форм.

Направление, напрягать, нарезать, наручный, нарядить, прибавлять. приближение, свергнуть. увлечение, привыкать, дыхание, закрасить, примета, запустил., принижение, приносить, проглаживать, разоблачать, разутюживать, расплавить, слушательница, смешение, совместить.

Упражнение 2. Подбирая родственные слова, выявите чередование гласных (о)

и (а)

Образец засолка -засаливать.

Поворот: приморозить, осмотр. пристройка, недотрога, хворь, вздрогнуть, подкормка, обмотка, скользкий, разработка, остановка, копка, ловля.

Упражнение3. От данных слов образуйте прилагательные или глаголы. К каждому образованному слову подберите подходящее существительное.

Глаза- глазной, форма, нос, темперамент, холерик, вкус, жалость, меланхолик, м.. курить, интерес, ненастье, честь.



1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

Исключение: свадьба (хотя сватать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).

3. Ударный -ёжк(а) пишется в отглагольных существительных.

Зубрить – зубрёжка.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармония, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

Ветчина, притча, потчевать, здесь, здоровье, ни зги, сдобный, чувствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

1.15.2. Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • костный (мозг), надкостница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;

  • шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);

  • сверстник (ср.: верста) — ровесник;

  • явственный, явствовать (ср.: явь, явный) — яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’]), следует усвоить:

  • буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;

Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.

  • конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).

Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.

Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!