СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование звуков.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чередование звуков.

Просмотр содержимого документа
«Чередование звуков.»

Чередование звуков Учитель русского языка и литературы Кокоева Инна Вячеславовна МБОУ ордена «Знак Почета» гимназия № 5 им. Луначарского А.В.

Чередование звуков

Учитель русского языка и литературы

Кокоева Инна Вячеславовна

МБОУ ордена «Знак Почета» гимназия № 5 им. Луначарского А.В.

 Задание :  Каким схемам соответствуют данные слова?          ¬∩^□ ¬ ∩^ ^ □ ¬ ¬ ∩^ □  Безуспешный Бездонный Безграничный Безутешный Безвыходный

Задание : Каким схемам соответствуют данные слова?

¬∩^□

¬ ∩^ ^ □

¬ ¬ ∩^ □

Безуспешный

Бездонный

Безграничный

Безутешный

Безвыходный

Проверьте себя! ¬∩^□ ¬ ∩^ ^ □ ¬ ¬ ∩^ □

Проверьте себя!

¬∩^□

¬ ∩^ ^ □

¬ ¬ ∩^ □

Безошибо ч ный- без ошибо к ч//к  Безуспе ш ный-без успе х а ш//х Безд о нный- без дн а о//с нулем звука Безграни ч ный- без грани ц ч//ц Безобла ч ный- без обла к ов ч//к

Безошибо ч ный- без ошибо к ч//к

Безуспе ш ный-без успе х а ш//х

Безд о нный- без дн а о//с нулем звука

Безграни ч ный- без грани ц ч//ц

Безобла ч ный- без обла к ов ч//к

 Проверьте себя! Для этого откройте учебник на странице 23, прочитайте теорию § 78 .

Проверьте себя!

Для этого откройте учебник на странице 23, прочитайте теорию § 78 .

 Цель: научиться находить слова с чередованием гласных и согласных звуков в тексте.

Цель: научиться находить слова с чередованием гласных и согласных звуков в тексте.

Задачи:  1. Видеть слова, в которых происходит чередование .  2. Знать, в каких морфемах оно встречается.  3. Уметь правильно выделять морфемы в словах.

Задачи:

1. Видеть слова, в которых происходит чередование .

2. Знать, в каких морфемах оно встречается.

3. Уметь правильно выделять морфемы в словах.

Ро б ок - ро б кие  Рыб- ак - рыб- ац -кий  Бе з заботный - бе с покойный

Ро б ок - ро б кие

Рыб- ак - рыб- ац -кий

Бе з заботный - бе с покойный

Чередование согласных в корне слова а) к-ч ру к -а — ру ч -к-а — ру ч -н-ой  х-ш су х -ой — су ш -и-ть  г-ж-з дру г — дру ж -и-ть — дру з -ей  д-ж-жд во д -и-ть — во ж -ак — во жд - ени-е б) б-бл лю б -и-ть — лю бл -ю  п-пл ку п -и-ть — ку пл -ю  в-вл ло в -и-ть — ло вл -ю, ло вл -я  ф-фл гра ф -а — гра ф -и-ть — гра фл -ю

Чередование согласных в корне слова

а) к-ч ру к -а — ру ч -к-а — ру ч -н-ой

х-ш су х -ой — су ш -и-ть

г-ж-з дру г — дру ж -и-ть — дру з -ей

д-ж-жд во д -и-ть — во ж -ак — во жд - ени-е

б) б-бл лю б -и-ть — лю бл

п-пл ку п -и-ть — ку пл

в-вл ло в -и-ть — ло вл -ю, ло вл

ф-фл гра ф -а — гра ф -и-ть — гра фл

Чередование гласных в корне слова

Чередование гласных в корне слова

 Чередование звуков может в суффиксах   горч- иц -а — горч- ич -ник; рыб- ак — рыб- ац -кий; круп- иц -а — круп- ит -чатый; брус- ок — брус- к -а (-ок//ноль звука/к); потч- ева -ть — потч- у -ю (-ева//-у)

Чередование звуков может в суффиксах

горч- иц -а — горч- ич -ник;

рыб- ак — рыб- ац -кий;

круп- иц -а — круп- ит -чатый;

брус- ок — брус- к -а (-ок//ноль звука/к);

потч- ева -ть — потч- у -ю (-ева//-у)

Чередование звуков в приставках слова пере-/пре-: перегородка-преграда  через-/чрез-  :чере с полосица —чре з мерный;   на  -з-  представлено чередование  з/c  (бе з заботный —бе с покойный)

Чередование звуков в приставках слова

пере-/пре-: перегородка-преграда

через-/чрез-  :чере с полосица —чре з мерный;

на  -з-  представлено чередование  з/c  (бе з заботный —бе с покойный)

Упр. 423 (устно). Задание : участвуют две команды. Представитель первой команды называет слово, в котором возможны чередования. Представитель второй команды называет нужное слово и чередующиеся звуки, затем загадывает слово с чередованием для другой команды и т. д.
  • Упр. 423 (устно).
  • Задание : участвуют две команды. Представитель первой команды называет слово, в котором возможны чередования. Представитель второй команды называет нужное слово и чередующиеся звуки, затем загадывает слово с чередованием для другой команды и т. д.
Физкультминутка

Физкультминутка

  Лё..кий в..терок играет серебристыми л..сточ..ками ивы и они сле..ка др..жат от этого.

Лё..кий в..терок играет серебристыми л..сточ..ками ивы и они сле..ка др..жат от этого.

Лё г кий в е терок играет серебристыми л и сто чк ами ивы, и они сле г ка др о жат от этого. Схема: [ – =], и [ – =]. Слово с чередованием звуков: дрожат Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: дро ж ат – дро г нуть (ж//г)

Лё г кий в е терок играет серебристыми л и сто чк ами ивы, и они сле г ка др о жат от этого.

Схема: [ – =], и [ – =].

Слово с чередованием звуков: дрожат

Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: дро ж ат – дро г нуть (ж//г)

 Дерево держится корнями, а человек друзьями.  Легче друга потерять, чем найти.  Где дружба и совет, там и свет.  Нет лучше дружка, чем родная матушка.  Дружному и смелому круглый год – лето.  Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Легче друга потерять, чем найти.
  • Где дружба и совет, там и свет.
  • Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  • Дружному и смелому круглый год – лето.
  • Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
1. Какая тема была на сегодняшнем уроке? 2. Какую цель перед собой ставили? 3. Достигли ли цель? Каким способом? 4. Какие получили результаты? 5. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке? 6. Где можно применить новое знание? 7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?

1. Какая тема была на сегодняшнем уроке?

2. Какую цель перед собой ставили?

3. Достигли ли цель? Каким способом?

4. Какие получили результаты?

5. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке?

6. Где можно применить новое знание?

7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?

Дополнительное задание : Упр. 422 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради). Задание : подберите и запишите слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Составьте с глаголами 4 словосочетания.

Дополнительное задание :

  • Упр. 422 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради).
  • Задание : подберите и запишите слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Составьте с глаголами 4 словосочетания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!