Тема урока. Словообразование. Чередование звуков в морфемах.
Цели урока:
Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, выделять корни с чередующимися гласными и согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.
Задачи:
Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.
Воспитывать и прививать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник, тетради, магнитофонная запись, ноутбук, высказывание на доске, карточки.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
I Повторение изученного материал
- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова? (Морфемы).
- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).
-Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)
- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)
II Проверка домашнего задания
III Актуализация знаний
Разбор слов по составу (Выполнение морфемного разбора слов)).
Записать пары слов в тетрадь. Обратить внимание на то, что слова являются однокоренными, корень слова остается неизменным.
комната- комнатный, въехал-поехал
Подберите однокоренное слово к слову «орешник» орех , «пекарь» печь.
Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)
- Правильно, в результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод? (в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)
IV Целеполагание
Какую цель мы ставим пере собой? познакомиться с чередованием звуков в корнях слов.
Для достижения цели мы должны выполнить задачи. Какие?
Правильно выделять морфемы в слове, уметь анализировать и сравнивать слова, пополнять собственный словарный запас.
Чередование согласных звуков может быть разнообразным. Познакомимся с таблицей в учебнике, в которой представлены все варианты чередования согласных звуков в корнях слов. (с 184-185)
Критерии оценивания на уроке:
Орфографически правильно записывать слова.
Правильно выделять морфемы слов.
Нахождение чередование звуков.
Уметь самостоятельно делать выводы.
V Закрепление
Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.
1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.
VI Физпауза.
Встаем из-за парт.
Поднимаем руки вверх, если в словах есть чередование звуков, если чередования нет, то подпрыгиваем на месте: (друг - дружок, здоровый, здоровье, уши - ухо, пух-пушок, берег - береговой, голова - головастик, летит - лечу)
VII Актуализация знаний
Запишите строчку со словами в тетрадь. Выделите в этих словах корень. Можно ли назвать их однокоренными?
Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.
Что вы заметили необычного? (произошло не только чередование согласных звуков, но и чередование гласных звуков: согласными г-ж и
гласные о-е ). Гласные, которые убегают из корня называют беглые гласные.
Давайте откроем страницу учебника 186. В упр.392 записаны примеры слов с беглыми гласными. Ответьте на вопрос: В каких морфемах может происходить процесс убегания гласных? ( в приставке, корне, суффиксе)
VIII Закрепление
Потренируемся в данном виде чередования звуков.
Упр 392
Карточка:
Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .
Образец: Лег, лежать; (г / ж )
глухой, глушь
пирожок, пирожка
Сорвать, срывать
Горох, горошек.
Сынок, сынка.
Выделите части слова, где убегает гласная
зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв
3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны
IX Подведение итога урока
- Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).
- В чем суть правописания данных слов? .
! | Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Х Домашнее задание
Образец: успех - успешный (х/ш)
Карточка:
1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .
Образец: лег, лежать; (г / ж )
глухой, глушь
пирожок, пирожка
сорвать, срывать
горох, горошек.
сынок, сынка.
2.Выделите части слова, где убегает гласная
1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв
3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны
Карточка:
1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .
Образец: лег, лежать; (г / ж )
глухой, глушь
пирожок, пирожка
сорвать, срывать
горох, горошек.
сынок, сынка.
2.Выделите части слова, где убегает гласная
1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв
3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны
Карточка:
1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .
Образец: лег, лежать; (г / ж )
глухой, глушь
пирожок, пирожка
сорвать, срывать
горох, горошек.
сынок, сынка.
2.Выделите части слова, где убегает гласная
1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв
3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны
Карточка:
1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .
Образец: лег, лежать; (г / ж )
глухой, глушь
пирожок, пирожка
сорвать, срывать
горох, горошек.
сынок, сынка.
2.Выделите части слова, где убегает гласная
1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв
3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны
Карточка:
1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .
Образец: лег, лежать; (г / ж )
глухой, глушь
пирожок, пирожка
сорвать, срывать
горох, горошек.
сынок, сынка.
2.Выделите части слова, где убегает гласная
1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв
3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны
Карточка:
1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .
Образец: лег, лежать; (г / ж )
глухой, глушь
пирожок, пирожка
сорвать, срывать
горох, горошек.
сынок, сынка.
2.Выделите части слова, где убегает гласная
1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв
3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны
Домашнее задание.
Образец: успех - успешный (х/ш)
Домашнее задание.
Образец: успех - успешный (х/ш)
Домашнее задание.
Образец: успех - успешный (х/ш)
Домашнее задание.
Образец: успех - успешный (х/ш)
Домашнее задание.
Образец: успех - успешный (х/ш)
Домашнее задание.
Образец: успех - успешный (х/ш)