СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование звуков в морфемах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чередование звуков в морфемах»


Тема урока. Словообразование. Чередование звуков в морфемах.

Цели урока:

Дать понятие о чередовании гласных и согласных звуков, выделять корни с чередующимися гласными и согласными, уметь разбирать слова по составу с чередованиями.

Задачи:

Развивать орфографическую зоркость, развивать речь, внимание.

Воспитывать и прививать любовь к родному языку.


Оборудование: учебник, тетради, магнитофонная запись, ноутбук, высказывание на доске, карточки.


Ход урока

Организационный момент


Приветствие. Проверка готовности к уроку.


I Повторение изученного материал


- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

- Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

-Какая морфема используется для образования форм слова?(окончание)

- Какая морфема сохраняет главный смысл слова?(корень)


II Проверка домашнего задания



III Актуализация знаний

Разбор слов по составу (Выполнение морфемного разбора слов)).

Записать пары слов в тетрадь. Обратить внимание на то, что слова являются однокоренными, корень слова остается неизменным.


комната- комнатный, въехал-поехал


Подберите однокоренное слово к слову «орешник» орех , «пекарь» печь.


Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

- Правильно, в результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой  части слова . Какой мы можем сделать вывод? (в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных)






IV Целеполагание

Какую цель мы ставим пере собой? познакомиться с чередованием звуков в корнях слов.


Для достижения цели мы должны выполнить задачи. Какие?

Правильно выделять морфемы в слове, уметь анализировать и сравнивать слова, пополнять собственный словарный запас.


Чередование согласных звуков может быть разнообразным. Познакомимся с таблицей в учебнике, в которой представлены все варианты чередования согласных звуков в корнях слов. (с 184-185)


Критерии оценивания на уроке:

  1. Орфографически правильно записывать слова.

  2. Правильно выделять морфемы слов.

  3. Нахождение чередование звуков.

  4. Уметь самостоятельно делать выводы.


V Закрепление

Подоберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

1ряд – слово круг; 2ряд – слово луг; 3ряд – слово снег.


VI Физпауза.

Встаем из-за парт.

Поднимаем руки вверх, если в словах есть чередование звуков, если чередования нет, то подпрыгиваем на месте: (друг - дружок, здоровый, здоровье, уши - ухо, пух-пушок, берег - береговой, голова - головастик, летит - лечу)


VII Актуализация знаний


Запишите строчку со словами в тетрадь. Выделите в этих словах корень. Можно ли назвать их однокоренными?


Дрожать — дрогнуть — вздрагивать.

Что вы заметили необычного? (произошло не только чередование согласных звуков, но и чередование гласных звуков: согласными г-ж и

гласные о-е ). Гласные, которые убегают из корня называют беглые гласные.

Давайте откроем страницу учебника 186. В упр.392 записаны примеры слов с беглыми гласными. Ответьте на вопрос: В каких морфемах может происходить процесс убегания гласных? ( в приставке, корне, суффиксе)


VIII Закрепление

Потренируемся в данном виде чередования звуков.

Упр 392




Карточка:

Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .

Образец: Лег, лежать; (г / ж )

  • глухой, глушь

  • пирожок, пирожка

  • Сорвать, срывать

  • Горох, горошек.

  • Сынок, сынка.


Выделите части слова, где убегает гласная

  1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв

3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны


IX Подведение итога урока

- Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).

- В чем суть правописания данных слов? .

!

Научился проверять чередующиеся звуки и  беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился  распознавать чередующиеся  гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.



Х Домашнее задание

Образец: успех - успешный (х/ш)




Карточка:

1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .

Образец: лег, лежать; (г / ж )

  • глухой, глушь

  • пирожок, пирожка

  • сорвать, срывать

  • горох, горошек.

  • сынок, сынка.


2.Выделите части слова, где убегает гласная

  1. 1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв

3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны



Карточка:

1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .

Образец: лег, лежать; (г / ж )

  • глухой, глушь

  • пирожок, пирожка

  • сорвать, срывать

  • горох, горошек.

  • сынок, сынка.


2.Выделите части слова, где убегает гласная

  1. 1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв

3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны



Карточка:

1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .

Образец: лег, лежать; (г / ж )

  • глухой, глушь

  • пирожок, пирожка

  • сорвать, срывать

  • горох, горошек.

  • сынок, сынка.


2.Выделите части слова, где убегает гласная

  1. 1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв

3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны






Карточка:

1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .

Образец: лег, лежать; (г / ж )

  • глухой, глушь

  • пирожок, пирожка

  • сорвать, срывать

  • горох, горошек.

  • сынок, сынка.


2.Выделите части слова, где убегает гласная

  1. 1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв

3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны



Карточка:

1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .

Образец: лег, лежать; (г / ж )

  • глухой, глушь

  • пирожок, пирожка

  • сорвать, срывать

  • горох, горошек.

  • сынок, сынка.


2.Выделите части слова, где убегает гласная

  1. 1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв

3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны



Карточка:

1.Записать слова, подчеркнуть чередующиеся согласные и вынести их после записи .

Образец: лег, лежать; (г / ж )

  • глухой, глушь

  • пирожок, пирожка

  • сорвать, срывать

  • горох, горошек.

  • сынок, сынка.


2.Выделите части слова, где убегает гласная

  1. 1. зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва

2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, отозваться – отзыв

3. подарок - подарки, прекрасен – прекрасны





Домашнее задание.

Образец: успех - успешный (х/ш)


Домашнее задание.

Образец: успех - успешный (х/ш)



Домашнее задание.

Образец: успех - успешный (х/ш)

Домашнее задание.

Образец: успех - успешный (х/ш)


Домашнее задание.

Образец: успех - успешный (х/ш)



Домашнее задание.

Образец: успех - успешный (х/ш)