1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.
2. Слово «удивление» - это глагол.
3. В слове «не(?)годовать» не пишется отдельно.
4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени,
ни числа, ни лица, ни рода.
5. Слова Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.
6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.
7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется
с Ь 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что
сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после
корня стоит суффикс -А-.
10. Глагол «положить» несовершенного вида.
11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.
подбирать
заперет ь
разбери
ст ерет ь
набирать
растирать
заблест еть
блист ат ь
Буквы Е – И в корнях с чередованием
5 класс
Презентация Погребняк Н.М.
Знать:
- понятие «чередование звуков»;
- условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;
Уметь:
- объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием;
- находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.
Что называют чередованием звуков? При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков: выб е ри книгу - выб и рать книгу
Наша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и в корнях с чередованием : б е р – б и р, п е р – п и р, д е р - д и р, т е р - т и р, м е р - м и р, ст е л – ст и л, бл е ст – бл и ст, ж е г –ж и г .
корни
примеры
БИР – БЕР
подб и р а ть – разб е ри
ПИР – ПЕР
нап и р а ть – зап е реть
ДИР – ДЕР
зад и р а ть - д е рёт
ТИР – ТЕР
раст и р а ть – ст е реть
МИР – МЕР
БЛИСТ – БЛЕСТ
зам и р а ть - зам е реть
бл и ст а ть – забл е стеть
СТИЛ – СТЕЛ
расст и л а ть - подст е лить
ЖИГ – ЖЕГ
разж и г а ть - заж е чь
ЧИТ – ЧЕТ
Выч и т а ть - выч е т
ИМ
зан и м а ть
ИН
нач и н а ть
Искл : сочетать, сочетание
Кто поможет нам узнать правило ?
Наблюдение
Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? И помните про помощника – ослика Иа
- Избир а ть – изберу
- Отдир а ть – отдеру
- Вытир а ть – вытер
- Замир а ть – замер
- Расстил а ть – расстелю
- Запир а ть – запер
- Блист а ть –блестеть
- Выжиг а ть - выжечь
Вывод ( правило ослика Иа) В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например: зам е рло (нет а ), соб и р а ешь.
Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова:
раз-
за-
при-
на-
у-
по-
рас-
под-
б е р – б и р а
п е р – п и р а
д е р -д и р а
т е р -т и р а
м е р -м и р а
ст е л – ст и л а
Письмо с комментированием Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб..рись – заб..райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.
– О каком человеке так говорят? За всё б..рётся, да не всё удаётся. Чего не положил – не б..ри. С живого шкуру сд..рёт. Нос зад..рает, а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.
Самостоятельная работа.
Распределите словосочетания в два столбика: Е - И
выб..ри книгу, выб..рать книгу,
выд..рать сорняки; выд..ру сорняки,
выт..рать пыль, выт..реть пыль,
зап..реться в комнате, зап..рать дом,
ут..реть нос, ут..рать слезы .
Игра «Четвёртое лишнее»
1 в
соб..рите тетради
2 в.
выст..лать соломой
зверь зам..р
бл..снуть знаниями
пробл..ски мысли
заст..лать постель
расст..лается туман
ст..рать мел с доски
ПРОВЕРЯЕМ!
Расст и л а ется туман
бл е снуть (нет а ) знаниями