СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередующиеся О,А в корнях кас кос

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся О,А в корнях кас кос»

Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Внимание: проблема!

Внимание: проблема!

Определите, о каком лингвистическом термине пойдёт речь на уроке.

Определите, о каком лингвистическом термине пойдёт речь на уроке.

Например…

Например…

Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас 6 класс

Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос - -кас

6 класс

Цели урока: Узнать правило написания гласных о и а в корне -кос - -кас  Уметь:1) распознавать слова с чередующимися корнями -кос - - кас   2) правильно писать слова с корнями -кос - - кас.

Цели урока:

Узнать правило написания гласных о и а в корне -кос - -кас

Уметь:1) распознавать слова с чередующимися корнями -кос - - кас

2) правильно писать слова с корнями -кос - - кас.

Работа в паре

Работа в паре

Работа в паре  К о снуться К а саться Подумайте и обсудите: как определить написание гласной в корнях? 8

Работа в паре

К о снуться К а саться

Подумайте и обсудите: как определить написание гласной в корнях?

8

Лингвистическая сказка   о корнях -КОС- и -КАС-    Я расскажу вам сказку про корни -КОС- -  -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.  Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?  Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А. А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О. 8

Лингвистическая сказка о корнях -КОС- и -КАС-

Я расскажу вам сказку про корни -КОС- - -КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.

Как же научиться не путать их друг с другом? Оказывается, очень просто. У корня -КАС- есть друг - суффикс А, а у –КОС ­ нет такого друга. И поэтому корню -КОС- очень обидно. Но что поделаешь?

Например, слова касается, касание пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг - суффикс А.

А вот в словах коснулся, соприкоснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне -КОС- мы пишем гласную О.

8

Теоретический материал В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое? В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет. Прикасаться - пpuкосновение.  8

Теоретический материал

В этой сказке зашифровано правило о правописании корней -КАС- и -КОС-. Какое?

В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А, и буква О , если этого суффикса нет.

Прикасаться - пpuкосновение.

8

8

8

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне.   о К…снешься дна, провести к..сательную, нежное прик...сновение, неприк…сновенный запас, к…саюсь темы разговора, вас (не) к…сается. а о о а а 8

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограммы в корне.

о

К…снешься дна, провести к..сательную, нежное прик...сновение, неприк…сновенный запас, к…саюсь темы разговора, вас (не) к…сается.

а

о

о

а

а

8

Задание 2.  Придумайте сами. К…саться, к…снуться, к…сание, к…сается, к…снётся, прик…снулся.  Распределить на 2 столбика 8

Задание 2. Придумайте сами.

К…саться, к…снуться, к…сание, к…сается, к…снётся, прик…снулся.

Распределить на 2 столбика

8

Проверь себя! кос кас к о снуться К а саться к о снётся к а сание прик о снулся к а сается

Проверь себя!

кос

кас

к о снуться

К а саться

к о снётся

к а сание

прик о снулся

к а сается

Буквенный диктант 1. Солнце к…снулось края степи.  2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.  3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.  4. Солнечные лучм к…саются деревьев.  5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.  6. Аппарат мчался по к…сательной.  7. Мы к…снулись трудного вопроса.  8. Девочка к…сается руками коврика. о о а а о а о а

Буквенный диктант

1. Солнце к…снулось края степи. 2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал. 3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. 4. Солнечные лучм к…саются деревьев. 5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки. 6. Аппарат мчался по к…сательной. 7. Мы к…снулись трудного вопроса. 8. Девочка к…сается руками коврика.

о о а а о а о а

Рефлексия Расскажите друг другу о правописании корня -КОС- -КАС -.  

Рефлексия

Расскажите друг другу о правописании корня -КОС- -КАС -.

 

Домашнее задание.

Домашнее задание.

Проверим домашнее задание

Проверим домашнее задание

Вставьте нужные слова В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня ______________, и буква О , если ________________.

Вставьте нужные слова

В корне –КАС - - -КОС- пишется буква А, если после корня ______________, и буква О , если ________________.

Правописание гласных в корне -кас-кос-.  Практикум.

Правописание гласных в корне -кас-кос-. Практикум.

Задание 1 . Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы. Сначала определите исходное слово.

Задание 1 .

Вам необходимо вспомнить изученный материал. Подберите к слову солнышко однокоренные слова, составьте словообразовательную цепочку или словообразовательное гнездо, выделите морфемы.

Сначала определите исходное слово.

солнышко солнечно подсолнечник солнцелюбивый ПРОВЕРИМ солнцезащитный солнечный солнце

солнышко

солнечно

подсолнечник

солнцелюбивый

ПРОВЕРИМ

солнцезащитный

солнечный

солнце

Внимание: проблема!

Внимание: проблема!

Задание 3. Какие слова  не относятся к орфограмме  «Корень -кос – кас-»? Выпишите эти словосочетания. К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса. Почему данные слова не относятся к орфограмме – чередованию гласных?

Задание 3. Какие слова не относятся к орфограмме «Корень -кос – кас-»? Выпишите эти словосочетания.

К..саюсь стены рукой, русая к..са, ск..сить траву, к..снитесь пола пальцами рук, к..сой угол, тебя не к..сается, трудолюбивый к..сарь, к..снулся трудного вопроса.

Почему данные слова не относятся к орфограмме – чередованию гласных?

КОРНИ-ОМОНИМЫ! ПРИ КОС НОВЕНИЕ Нет суффикса –а - ПРАВИЛО кос-кас – чередующиеся гласные в корне кос-кас – безударные гласные в корне КОС А Можно подобрать проверочное слово… к О сы

КОРНИ-ОМОНИМЫ!

ПРИ КОС НОВЕНИЕ

Нет суффикса –а - ПРАВИЛО

  • кос-кас – чередующиеся гласные в корне
  • кос-кас – безударные гласные в корне

КОС А

Можно подобрать проверочное слово…

к О сы

  Задание 4. В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма. К…снуться рукой, легкое прик…сновение, к…сить траву, касаться мяча рукой, густая к…са, определить к…сатаельую.

Задание 4. В один столбик запишите слова с чередованием гласных в корне, в другой - с проверяемой гласной, графически обозначается орфограмма.

К…снуться рукой, легкое прик…сновение, к…сить траву, касаться мяча рукой, густая к…са, определить к…сатаельую.

Задание 5.Шаг к ЕГЭ. Найдите четвертое лишнее: А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь А3 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться

Задание 5.Шаг к ЕГЭ.

Найдите четвертое лишнее:

  • А1 прик..сновение, неприк..сновенный, к..сательная, соприк..сновения
  • А2 к..сить, к…сьба, к..сой, к..снитесь
  • А3 к..снулось, к..сается, к..са, к..саться

Задание 6. Работа в парах Озаглавьте текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________. Только бы не _____________ планки. Лечу по ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________! Слова для справок:  К..саясь, к..сания, к..снулся, к..сательной, к..снуться, к..сание.  

Задание 6. Работа в парах

Озаглавьте текст. Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию).

Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________. Только бы не _____________ планки. Лечу по ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________!

Слова для справок:

К..саясь, к..сания, к..снулся, к..сательной, к..снуться, к..сание.

 

Проверим    Бежишь, едва касаясь земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают касание. Только бы не коснуться планки. Лечу по касательной и вижу только небо над головой. Ура! Не коснулся ! Удачное приземление. Как хорошо, что не было касания !

Проверим

 

Бежишь, едва касаясь земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают касание. Только бы не коснуться планки. Лечу по касательной и вижу только небо над головой. Ура! Не коснулся ! Удачное приземление. Как хорошо, что не было касания !

С/р. Вставьте пропущенные буквы 32 32

С/р. Вставьте пропущенные буквы

32

32

ПРОВЕРИМ 33 33

ПРОВЕРИМ

33

33


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!