Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Предмет: биология Класс: 9 Б Учебник (УМК): Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология 9 класс § 47 Издательство «Вентана Граф» 2015г.
Тип урока: Изучение нового материала. Технология критического мышления, стратегия «Мышление под прямым углом».
Оборудование: Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик
Цели урока как планируемые результаты обучения:
Предметные 1.Анализировать деятельность человека в масштабах биосферы.
2.Выявлять положительные и отрицательные последствия деятельности человека, влияющие на биосферу Земли.
Познавательные 1.Умение анализировать, различать понятия, факты, выделять главное, выявлять причинно-следственные связи и делать обоснованные выводы.
Коммуникативные 1.Формулировать свои мысли и излагать их в понятной для собеседника форме.
Личностные 1.Осознавать и пояснять собственную позицию в оценке деятельности человека в биосфере.
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Стадия Вызова.
1.На доске начерчена таблица для стратегии «Мышление под прямым углом», и в верхней левой его ячейке записан вопрос: «Можно ли считать человека царём природы?» Учащимся предлагается обдумать ответ на этот вопрос и записать его в виде фактов и суждений о них.
2.Ученики выполняют задание индивидуально, затем обсуждают ответы в группе и предъявляют классу общий список суждений и фактов как с утвердительным, так и с отрицательным ответом на поставленный вопрос.
Варианты ответов детей:
«Да»: человек - самый совершенный, самый умный, т.к. создал то, что не под силу ни одному живому организму на планете.
«Нет»: человек – это вид биологический, у него много сходств с представителями животного мира, значит, он не может возвышаться над другими.
3.Учитель фиксирует все варианты ответов на доске.
4.Поскольку в классе выявляются разные мнения и возникают элементы дискуссии, учитель предлагает школьникам обратиться к учебнику как источнику дополнительных сведений по обсуждаемой проблеме. Это позволит им уточнить и дополнить список фактов и аргументов в таблице, а также сделать взвешенные, обоснованные выводы.
Стадия Содержания.
1 Учащиеся читают текст учебника по частям.
2. Во время остановок в чтении коллективно обсуждают и заносят в таблицу факты, характеризующие человека как жителя биосферы.
3. Каждый ученик самостоятельно записывает свои суждения по каждому факту в соответствующей графе таблицы.
4. Учащиеся объединяются в пары и обсуждают друг с другом свои записи. Учитель предлагает 2-3 парам поделиться результатами свое работы. Остальные учащиеся дополняют, уточняют ответы товарищей или возражают выступающим, если в этом возникает необходимость.
Стадия Рефлексии.
1 Учитель предлагает вернуться к первоначальным записям фактов и суждений по вопросу о главенствующем положении человека в мире природы, сделанным учениками на стадии Вызова. Результаты сравнения фиксируются на доске с помощью пометок «ѵ»- совпало, подтвердилось, «-» - не подтвердилось(или противоречит тому, что мы думали).
2. Учитель просит каждого ученика записать свой собственный вывод, который был бы ответом на вопрос урока: «Можно ли считать человека царём природы?»
3.Учащиеся записывают свои выводы в соответствуюшей графе таблицы, затем объясняются в группе и читают свои записи.
4. Одно мнение (общее или индивидуальное) представляется всему классу.
Методические рекомендации.
Может случиться, что в классе найдутся ученики, которые и в конце урока будут настаивать на главенствующей роли человека в биосфере. Учителю не следует их исправлять и настаивать на иной точке зрения. В таком случае данная стратегия потеряет всякий смысл и не будет способствовать главному – развития критического, рефлексивного мышления учащихся.
На следующих уроках, посвященных теме «Рациональное использование природы и её охрана», будут рассматриваться вопросы загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы, снижение биологического разнообразия как результатов деятельности человека. После изучения этих вопросов можно предложить школьникам ещё раз вернуться к выводам, сделанным ими в таблице «Мышление под прямым углом», и по желанию самих учеников уточнить или изменить их. Возможно, этого будет достаточно, чтобы дети глубже поняли тему, и проблему, обсуждавшуюся на данных уроках.
А пока именно этим ученикам можно предложить в качестве домашнего задания подготовку сообщений по вопросам отрицательного воздействия деятельности человека на биосферу.
Пример таблицы «Мышление под прямым углом»
Проблема урока Можно ли считать человека царём природы? | Факты 1.Имеет речь 2. Создал орудия труда. 3.Овладел огнём. 4.Научился охотиться. 5. Одомашнил диких животных и окультурил растения. 6.Превратил земли в сельскохозяйственные угодья. 7. Освоил полезные ископаемые. 8. Превратился в существо биосоциальное. 9. Обеспечил научно-технический прогресс. |
Суждения. 1.Может передавать опыт от поколения к поколению. 2.Расширились возможности в добыче и производстве необходимых средств для существования. 3.Расширилась территория расселения по планете. 4.Уничтожили многие виды животных. 5.Создал новые породы животных и сорта растений. 6.Были разрушены многие биоценозы. 7. Привело к изменению климата. 8.Позволило выйти из- под контроля естественного отбора. 9. Стало причиной глобальных катастроф, загрязнения среды обитания. | Выводы, сделанные школьниками. 1 вариант. Да, человека можно назвать царём природы, так как только он смог расселиться по всей территории планеты. Только он смог овладеть речью, что способствовало в дальнейшем формированию культуры. Человек подчинил себе виды животных, поставил природу себе на службу. 2 вариант. Нет, человека нельзя считать царём природы, так как он является её частью: он такой же биологический вид, как и другие. То, к каким глобальным катастрофам привела его деятельность, лишний раз это доказывает. |