Конспект урока № 1
Дата: 2.09.2020
Предмет: математика
Учебник: Моро М.И.
Программа: Школа России
Тема: Числа от 1 до 20.
Тип урока: УОНЗ
Цель: Расширять представление об изучаемом предмете; познакомить с учебником и рабочей тетрадью; определить границы знания и «незнания» по математике; прививать интерес к предмету.
Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, применять полученные в 1 классе знания о числах 1–20, вести счет в прямом и обратном порядке от 0 до 20, распознавать и формулировать простые задачи, их отличительные признаки, употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ), осуществлять выбор знака действия для решения задачи; совершенствуют навыки счета.
Метапредметные: познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приемами решения, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе; регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания; коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; осуществляют сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся к развитию своего мышления.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности.
Каникулы закончились,
Дней отдыхали много,
И снова все мы встретились
У школьного порога
Окрепшими, здоровыми!
Хвала лесным походам!
Со знаниями новыми!
И с новым школьным годом!
Актуализация опорных знаний.
– Ребята, как вы считаете математика – важный предмет?
Действительно, без нее нельзя обойтись.
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать!
Нет на свете профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
– Зачем нужно изучать математику?
Здесь всегда кипит работа:
Все подсчитывают что-то:
Сколько домнам угля надо?
А детишкам – шоколада?
Сколько звезд на небесах?
И веснушек на носах?
– На эти и другие вопросы вам поможет дать ответ учебник математики.
– Рассмотрите внимательно ваши учебники.
– Что особенно вас заинтересовало, привлекло ваше внимание? Что показалось непонятным?
– Понравился ли вам учебник? Хочется по нему работать?
– Вы, наверное, обратили внимание на то, что в учебнике есть свои значки – условные обозначения. Рассмотрим, что обозначает каждый из них.
Постановка учебной задачи.
– Я вижу, вам очень хочется начать работу по учебникам. Но сначала – арифметическая разминка – устный счет.
Вычисления по цепочке.
Какое число пропущено? (Молош А., Плотникова В., Чернова А.)
17 ___ 19; 8 ____ 10; 18 ____ 20; 15 ___ 17; 6 ____ 8.
Рассмотрите выражения, записанные на доске:
6 + 3 9 – 6 3 + 6 9 – 3
2 + 8 10 – 2 8 + 2 10 – 8
– Что вы увидели? На какие две группы можно разделить данные выражения?
3. Рассмотрите ряды чисел, записанные на доске:
а) 15, 10, 18, 12, 14;
б) 17, 13, 19, 20, 14.
– Назовите в каждом ряду «лишнее» число. (10 и 20.)
– Объясните, как вы рассуждали.
– Чем похожи числа 10 и 20?
- Как мы называем числа до 10? 20?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как вы считаете, чем будем заниматься на уроке?
-Давайте откроем учебник на стр. 4 и найдем начало урока. Прочитайте. Правильно ли мы поставили цель на урок?
5. Реализация построенного проекта
Работа по учебнику стр. 4 № 2
- Что значит увеличить на? Уменьшить на?
– Посмотрите на задание. Что мы повторим, когда будем его выполнять? (сложение и вычитание чисел 2 и 3)
Стр. 4 № 3 (девочки выполняют под цифрой 1, а мальчики под цифрой 2).
(у доски Катя и Егор)
Стр. 4 № 4
– Является ли прочитанный вами текст задачей? (Да.)
– Почему так считаете? (Потому что в нем есть условие, т. е. то, что известно, и вопрос, т. е. то, о чем спрашивается; есть данные числа и искомое число.)
- Из чего состоит задача? (условие, решение, ответ)
- Давайте запишем условие.
1 к. – 10 к. ? к.
2 к. -6 к.
– Сколько действий следует выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно.)
– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.) Почему? (Так как нужно узнать, сколько всего карандашей в двух коробках.)
– Запишите решение. (10 + 6= 16 (к.).)
– Дайте ответ на вопрос задачи. (В двух коробках 16 карандашей.)
– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием. (На сколько во второй коробке карандашей меньше, чем в первой? На сколько в первой коробке карандашей больше, чем во второй?) -устно
– Запишите решение. (10 – 6 = 4 (к.).)
– Дайте ответ на вопрос задачи. (Во второй коробке на 4 карандаша меньше, чем в первой. В первой коробке на 4 карандаша больше, чем во второй.)
6. Самостоятельная работа учащихся
Стр.5 №5 (девочки 1 и 3 столбик, мальчики 2 и 4 столбик).
7. Включение в систему знаний и повторение
Стр.5 №6
8. Рефлексия учебной деятельности
Урок №1. Знакомство с учебником. Какая бывает речь?
Цель: понять, что такое речь, какой она бывает и чем отличается речь разных людей.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с учебником и научиться им пользоваться, изучить виды речи, научиться отличать устную, письменную и речь про себя. Продолжать учиться отвечать полным ответом, закрепить навыки письма.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение слушать учителя и одноклассников при ответе, воспитывать любовь к родной речи и родному языку.
Развивающие: развивать фонематический слух и устную связную речь; развивать память, логическое мышление, внимание; развивать мелкую моторику рук; развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу: навыки самоконтроля, усидчивости
Оборудование: учебник, тетрадь в узкую косую линию, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой на работу; запись числа в тетрадь.
II. Словарно-орфографическая работа.
Чистописание.
Вспомним виды соединений: Ая, Ру, ив, Же, Зз, ом, Рэ, Чу
Словарная работа. Один ученик пишет под диктовку у доски:
Ворона, молоко, ученик, машина, карандаш, береза, здравствуйте (оро/оло)
III. Работа по теме урока
1. Знакомство с учебником.
- Отложите тетрадки в сторону. Возьмите в руки новый учебник русского языка. Назовите авторов учебника.
- Откройте учебник на стр. 3, прочитайте высказывание писателя-натуралиста Константина Паустовского. Как вы его понимаете?
- Давайте прочитаем обращение авторов учебника.
- Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире?
- Какие открытия поможет нам сделать учебник?
- Для чего нужно знать законы культуры речи?
- Чему мы будем учиться на уроках русского языка?
(Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком)
- Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны?
(Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий)
- Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять?
(Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах)
Физкультминутка
2. Целеполагание
-Разгадайте кроссворд:
Моя подружка так живет: С утра она чернила пьет, Потом я ей даю тетрадь, Она по ней идет гулять. (ручка) | То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? ... (тетрадь) |
Эта книга в школе пригодится, Ведь по ней все будем мы учиться. (учебник) | Без крыльев, а летит, Без языка, а говорит. (письмо) |
- Прочитайте ключевое слово. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о видах речи)
- Откройте учебник на стр. 6 и прочитайте название темы урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бывает речь?)
3. Работа по учебнику.
Упр. 1, стр. 6 устно
- Рассмотрите схему, вспомните, что вы изучали в 1 классе и расскажите о видах речи.
- Как вы думаете, какая речь возникла раньше – устная или письменная?
Упр. 3, стр. 7 письменно
- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
- Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки.
- Спишите предложение. Что вам поможет правильно его списать? (Памятка на стр. 132)
- Откройте и прочитайте памятку.
- Объясните значение выражения «до глубокой старости» (очень старый), «неразрывно» (очень прочно, крепко).
- Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?
- Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах)
- Какие буквы выделены в этом предложении?
- Спишите, диктуя себе по слогам. Ручкой с зеленой пастой подчеркните выделенные буквы.
- Какими видами речи мы пользовались сегодня на уроке?
(Письменной – записывали предложение, устной – отвечали на вопросы, речью про себя – размышляли)
Рефлексия
- Я называю ситуации, а вы записываете букву П, если это пример письменной речи; букву У, если это пример устной речи; букву С, если это речь про себя через запятую.
- Поменяйтесь тетрадками и оцените друг друга. Подчеркните зеленой ручкой неверно написанную букву. Подведение итогов урока
- Какие виды речи существуют?
- Какой речью чаще пользуетесь вы?
Домашнее задание
Упр.2, стр.6 читать. Повторить виды речи.