Конспект урока , данного в 1 классе (УМК «Перспектива»)
Тема урока: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 без перехода через десяток»
Цели:
- обучающие: закрепить изученные случаи сложения и вычитания в пределах 10 чисел без перехода через десяток ; закрепить с правило перестановки слагаемых, применять правило перестановки слагаемых на практике, развивать вычислительные навыки, внимание, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, умение работать в группах, индивидуально и коллективно.
- развивающие: развивать мелкую моторику во время письма, память и логическое мышление. Развитие устной и письменной математической речи учащихся.
- воспитательные: воспитывать уважение друг другу, умение слушать друг друга, интерес к изучаемому материалу, любовь к книге, к устному народному творчеству, к спорту.
Оборудование : примеры для устного счета, написанные на моделях овощей, таблица с кратким условием задачи, карточки с тестом, линейка, костюмы Деда, Бабки, Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка.
Ход урока.
Организационный момент.
Постановка учебной задачи
– Сегодня мы побываем в гостях у русской народной сказки. А вот у какой- это вам нужно разгадать.
Устный счет:
– Сколько месяцев длится лето? (3)
- Уменьшаемое 10, вычитаемое 3. Чему равна разность? (7)
- Чему равна сумма чисел 1 и 5 ? (6)
- 1 слагаемое – 4, 2 слагаемое- 4. Чему равна сумма чисел ? (8)
- Чему равна разность чисел 7 и 6? (1)
- Уменьшаемое 5, вычитаемое 5. Найдите разность чисел. (0)
- Сколько хвостов у 4 щенят? (4)
- Правильно. Это сказка «Колобок». С этой сказкой вы хорошо знакомы. А сегодня мы перескажем ее на новый лад, решим много примеров, задач.
4. Упражнения для мелкой моторики пальцев рук.
Сказочница:
Рядом с лесом,
Возле речки,
Дом стоит,
А в доме том.
Жили – были
Бабка с дедом,
Год за годом,
День за днем.
Дед:
Бабка, печь я затоплю
Самовар поставлю
Испеки ты к чаю нам
Колобка румяного.
Бабка:
Что ты? Что ты?
Старый дед.
Аль забыл, муки – то нет.
(Дед почесал затылок и строго бабке наказал)
Дед:
По амбару помети,
По сусекам поскреби,
Наберешь хоть горсть муки
Колобка ты испеки!
Бабка:
По амбару помету,
По сусекам поскребу
Наберу хоть горсть муки
Колобка ты получи! (вместе с детьми Бабка выполняет упражнения для пальцев рук.)
Колобок:
- Я - веселый Колобок,
Добрый нрав, румяный бок.
Не хочу сидеть я дома,
Дома всё давно знакомо.
Я на улицу хочу!
Спрыгну вниз и укачу…
Работа по теме урока:
1). Решение примеров различного уровня сложности.
Сказочница:
Покатился, покатился,
За ворота закатился
Вскоре зайца повстречал он.
Заяц:
Здравствуй, здравствуй, Колобок.
У тебя румяный бок.
На дорожке я сижу,
Скушать я тебя хочу.
Колобок:
- Я же не пирог капустный,
Не морковный каравай,
Зря ты рта не разевай!
Где дороги поворот,
Есть огромный огород.
(Решение примеров.)
1 2 3
5- 2= 9*5=4 5*Х=7
6+ 6= 1*3-4 6*х=2
5+5-3= 10*3=7 7*Х-0
- Итак зайцу мы собрали хороший урожай моркови и капусты.
2). Работа с учебником.
Сказочница:
И опять, опять дорога.
Впечатлений, скажем, много.
Вдруг пред ним свирепый волк.
Страшно клацает зубами.
Волк:
- Стой! Тебя я проглочу!
Есть давно уж я хочу!
Заяц:
- Ну какая ж я еда,
Погляди-ка ты сюда,
Ни жиров, ни сдобы нет,
Скудный тощенький обед!
- Ребята, я предлагаю Волку отправиться на рыбалку. Но ему нужны удочки. Откройте учебник на странице 55, №7.
- Перед вами 3 отрезка, они очень похожи на удочки. Измерьте и запишите, чему равен отрезок АБ, ВГ, ДЕ.
- Какой отрезок короче АБ или ВГ?
- На сколько отрезок АБ короче ВГ?
- Какой отрезок длиннее ДЕ или ВГ?
- На сколько отрезок длиннее ДЕ или ВГ?
- Начертите отрезок КС длиной 9 см.
- Вот эту удочку т подарим Волку, чтобы наловить много рыбы и полакомиться ею.
3). Физкультминутка.
- А пока волк рыбу ловит, отдохнем и мы на полянке.
Все ребята дружно встали
(выпрямились)
И на месте зашагали
(ходьба на месте)
На носочках потянулись
(прогнуться назад, руки положив за голову)
Раз нагнулись, два нагнулись
(Наклоны вперед)
Как пружинки мы присели
(присесть)
И тихонько разом сели.
(выпрямиться и сесть)
4).Составление и решение задачи.
А тропинка вдаль бежит,
Встречи новые сулит.
Появился ниоткуда,
Словно тучища, медведь.
Медведь:
- Ты куда бежишь, пирог?
Что, малина иль творог,
В брюхе спрятаны твоем?
Это, счас, мы разберем!
Аль ты, может, на меду,
Я ведь в нонешнем году
Меда сладкого не ел.
Хорошо, что ты приспел.
Заяц:
- Поверь,
Нет духмяности во мне,
Хоть прожарен на огне.
Я на саже сотворен,
По сусекам поскребен.
И какой там сладкий мед,
Горек я, наоборот!
- Ребята, нужно спасать Колобка. Давайте решим задачу и отдадим Медведю самый большой бочонок с медом.
1 бочонок- 3 кг
2 бочонок- ? на 2 кг больше
Всего-?
- Рассмотрите внимательно схему и составьте задачу.
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Что надо узнать сначала?
(Запись решения и ответа задачи у доски.)
5). Гимнастика для глаз.
Бабочка. Гимнастика дл глаз
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.) Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, повернулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
6). Работа в парах с тестами.
Лиса:
- Слышу чудное я пенье!
Что за тембр! Я в восхищеньи!
Для меня, прошу вас, спойте!
Ах, любезнейший, постойте,
Я стара и глуховата,
Словно в рыжих ушках вата.
Если бы вы рядом сели.
Если б мне на ушко спели!
Колобок:
- Что ж, порадую старушку.
Так и быть, спою на ушко.
Что хорош я, знаю сам…
- Тут Лиса сказала: «Ам!»– и съела.
- Хотя нет...Сказка- то у нас на новый лад? Колобку все же удалось убежать.
Разогнался Колобок, Спасся чудом Колобок
Прыгнул прямо Лисе в лоб. Спорт ему тогда помог.
Между глаз он ей попал, Потом долго он учился,
Во всю силу заорал: Стал спортсменом. Отличился.
-Караул, кума, беги! Был на всех соревнованьях,
Там охотник впереди! Побеждал он в состязаньях.
Бедная Лиса с испуга, Вот такою сказка стала.
Да с большого перепуга Шасть в лесок и её нет: А Лиса в лес убежала.
Но оставила сюрприз.
(Решение тестов в парах.)
ТЕСТ 1
Выбери пример с ответом 10
а). 3+2 б). 3+3 в). 3+7
Первое слагаемое 4, второе слагаемое 5. Чему равна сумма чисел?
а). 9 б). 4 в). 8
Чему равна разность чисел 7 и 5 ?
а). 2 б). 3 в). 1
ТЕСТ 2
Первое слагаемое 4, второе слагаемое 5. Чему равна сумма чисел?
а). 9 б). 4 в). 8
Чему равна разность чисел 7 и 5 ?
а). 2 б). 3 в). 1
Выбери пример с ответом 10
а). 3+2 б). 3+3 в). 3+7
Проверка: ТЕСТ 1- В, А, А.
ТЕСТ 2- А, А, В.
- Кто справился без ошибок?
- Почему Вам это удалось?
7). Рефлексия.
- Подумайте, довольны ли вы результатом совей работы? Поднимите желтый квадрат- ДА, зеленый- НЕ СОВСЕМ, красный- НЕТ.
8). Итог урока.
- Какой вид работы вам понравился больше всего?
- Какое задание было самое легкое? (Сложное)
- А сказка вам понравилась?
- А чему вас научила сказка?
- Ребята вы все молодцы!