СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Число и цифра 0»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики в 1 классе

с использованием технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
««Число и цифра 0»»

Технологическая карта урока математики в 1 классе

с использованием технологии развития критического мышления

Дата:

13.11.2018 г.

Учитель:

Котова Елена Анатольевна

Класс:

1 а

Предмет:

математика

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Тема урока

Тема: «Число и цифра 0»

Цель урока

Знакомство с числом и цифрой 0, его ролью.

Задачи урока

Образовательные: формировать представление о числе 0, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру ноль, выполнять математические операции с 0, закреплять состав изученных чисел.

Развивающие: развивать вычислительные навыки, математическую речь, умение строить аналогии.

Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, способствовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности, собранности. умения работать друг с другом; адекватно оценивать результат своей работы;

Планируемые результаты:

Личностные

- умение регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;

- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;

- познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные результаты обучения
Регулятивные:
- умение выявлять проблему;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные:
- умение сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
- работать в   парах
- участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Предметные
- умение решать примеры в пределах 10
- умение отличать примеры нового вида от уже знакомых;
- применение новых знаний в жизненных ситуациях;

- формирование математической речи;

-совершенствование вычислительных навыков.

Оборудование для учителя:

Оборудование для учащихся:  


Компьютер, интерактивная доска, учебник, карточки

учебник, карточки, смайлики






Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1 этап «Вызов»

Цель: заинтересовать темой урока, активизировать учащихся.

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность

Прозвенел уже звонок,

   Сядьте тихо и неслышно,

   И скорей начнем урок.

   Будем мы писать, трудиться,

   Ведь заданья нелегки.

   Нам, друзья, нельзя лениться.


– Проверим готовность к уроку


-Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие. А в какую страну мы отправимся попробуйте отгадать.

Я сегодня приглашаю

Заглянуть в страну чудес,

Где измерим все на свете,

От земли и до небес.

Где столь нового откроем!

И сокрытого найдем.

Неизвестное раскроем,

Непонятное поймем.

- В какую чудесную страну мы отправимся?

В страну МАТЕМАТИКА

В этой стране нас ждет много остановок как известных, так и неизведанных.

-Давайте подумаем, на чем мы можем отправиться в путь?

Предлагаю выложить из деталей «Танграмма» корабль для наших путешествий.

Корабли готовы? Ну, тогда в путь! А чтобы наше путешествие было нескучным предлагаю сыграть в игру «Продолжи цепочку». На каждом корабле обязательно должен быть трос Выложите трос из квадратов. Но есть условие. Квадраты должны продолжить последовательность на доске.

Оргмомент







Проверяют готовность к уроку.


Отвечают на вопросы.















Предложения ребят.


Работают в паре с деталями «Танграмма»






Работают в паре с квадратами, продолжают логическую цепочку.

Регулятивные: целеполагание, самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности

Личностные: значение учения, оценка эмоционального состояния

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной форме; умение слушать и понимать собеседника

Познавательные:

синтез как составление целого из частей


II.Актуализация и пробное действие.

Цель : активизировать мыслительные и познавательные процессы ( синтез, анализ, обобщение, классификацию и т.д.)


























-Впереди остановка «Повторение-мать учения».

Нас встречает хозяин этой остановки. (Слайд) Мы должны ответить на его вопросы:

1. Сколько голов у человека? (1)

2. Сколькоглаз у кошки? (2)

3. Сколько голов у змея горыныча? (3)

4. Сколько лап у собаки? (4)

5. Сколько пальцев на руке? (5)

6. Сколько лап у насекомых? (6)

7. Сколько дней в неделе? (7)

8. Сколько лап у пауков? (8)

9. Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась! (9).

-Что у нас получилось?

Какие задания вы можете предложить для этого числового ряда?

-Запишите в порядке уменьшения эти числа.

-Придумайте два числовых неравенства с этими числами.

-А сейчас новое задание.

Для его выполнения нам понадобится числовой веер.

-Покажите число, которое следует за числом 3?

-Какое число стоит между числами 3 и 5?

-Какое число предшествует числу 9?

-Насколько надо увеличить 5, чтобы получилось 9?


На доске записано 2+5 6-1


- Какие задания вы можете предложить с данными выражениями?


- Что нужно сделать, чтобы сравнить эти выражения?

- Как удобнее найти значение выражения 2+5?

- Почему?









Числа появляются на доске.







Ответы детей:

Числовой ряд.

Составить неравенства, записать в порядке уменьшения, увеличения, составить неравенства и т.д.

Записывают.

записывают в тетрадь.


Работа с веерами.







Ответы детей: прочитать по-разному, найти значение выражения, сравнить…


Ответы: найти значения этих выражений

Удобнее к 5+2

К большему числу легче прибавить меньшее число

Регулятивные: саморегуляция (мобилизация сил и энергии)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество, умение аргументировать своё мнение

Познавательные: анализ, с целью выделения признаков (существенных и несущественных)


III этап «Осмысление содержания»

Стадия вызова

Цель этапа: работать с новой информацией и систематизировать ее сравнивая с теми знаниями, которые уже имеются;

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: зафиксировать проблемную операцию,

определить какого умения не хватает

Создание проблемной ситуации.

А можем ли мы поставить какой-нибудь знак между этими выражениями?


-А как мы можем объединить наши числовые выражения? (Подводит детей к выводу, что нужен знак «-», так как если сложить, то будет больше 10).

На доске появляется запись:

4+3-6-1

-Найдите значение этого числового выражения.

- Сколько получилось?

- Кто догадался, к какому числу мы отправляемся в гости?

Отправляемся дальше на наших кораблях и перед нами «Остановка открытий».

Чтобы вам хотелось узнать об этом числе и цифре?

На доске появляется запись числа 0.

-Это начало нашего «Кластера». Вокруг учитель записывает ответы детей.


- Давайте попробуем найти ответы на все эти вопросы на нашей «Остановке открытий».

Ответы детей: поставить между ними знаки «+» или «-».


Ответы детей.












Дети отвечают:

- правильное название

-как пишется

-где находится в числовом ряду

-свойства

-роль в образовании чисел


Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: постановка проблемы

оценка умения определять и формулировать проблему, цель урока

поиск и выделение информации




IV.Построение проекта и решение проблемы

Стадия осмысления

Цель: сформулировать задачи деятельности и на их основе выбрать модели и средства их реализации





























Физ.минутка


В этом нам поможет наш учебник. Откройте его на с.70.

Рассмотрите рисунок и составьте математический рассказ. Превратите этот рассказ в задачу.

- Чего не хватает?

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Попробуйте в парах составить подобную задачу по выбору ко 2 или 3 картинке.

Чем похожи все эти задачи?

-Как же это записать при помощи цифры?

Знакомство с цифрой 0

-Что вам напоминает эта цифра?

Вот как записывается цифра 0, посмотрите. Его называют «нуль» или «ноль» и им обозначают «ничего»


Ноль похож на букву О,

Но не значит ничего!


-Давайте поучимся правильно писать эту цифру. (Слайд)

Объяснение. Ставлю точку ниже верхнего правого угла клетки, ухожу бугорком влево. Спускаюсь по наклону вниз, закругляю, смыкаю цифру.

Повторяют основные правила письма. Работа в печатной тетради с.26

-Найдите цифру, которая получилась лучше всего, и подчеркните ее.

Продолжаем наше путешествие. Отправляемся на прогулку по нашей «Остановке открытий» и здесь нам тоже не обойтись без знания математики.


Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой-Встанькой будто стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.




На тарелке было 3 ягоды, пришли дети и съели ягоды.

Не хватает вопроса:

Сколько ягод осталось на тарелке?

Нисколько не осталось.

Работают в парах рассказывают задачи.

Везде в ответе получился 0









Дети повторяют в воздухе за «Волшебным карандашом».


Пишут в тетради с проговариванием.


Анализируют цифры.







Дети выполняют движения



Регулятивные: самостоятельно устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: умение структурировать знания; самостоятельно применять методы информационного поиска

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации;

доброжелательное отношение друг к другу.

Личностные:

подбирает аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы

V.Реализация сформированной модели

Цель: сформировать новую модель действий, умение ее применять при решении задачи, вызвавшей затруднение








-Продолжаем путешествовать. Какие вопросы у нас еще остались без ответа?

Откройте учебники на с.70.

Рассмотрите числовой ряд. Где находится число? Почему он находится левее 1?

Обратить внимание детей на то, что 0 не входит в натуральный ряд чисел!. Натуральный ряд чисел начинается с 1!


Что записано на доске?

0

Подумайте, какие числа могут спрятаться в этом окошке?


Отправляемся дальше и приближаемся к «Остановке исследований» и попробуем изучить особенности числа 0.

Работа по учебнику с.72 № 1. Рассмотрите записи под рисунками.

3+0=3 5+0=5

Что скажете?

Какой вывод можно сделать?

Аналогичная работа с.72 № 3.

Дети делают вывод.

Обращаются к «Кластеру». Не узнали место в числовом ряду.

Это самое маленькое число.






Неравенство.

Все числа, начиная от 1

(Приходят к выводу, что 0 меньше любого натурального числа)


Если к числу прибавить 0, то получится это же число.

Если к 0 прибавить любое число, то получится это же число.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение;

контролирует и оценивает процесс своей деятельности и его результаты

Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, использовать монологическую и диалогическую речь в соответствии с нормами родного языка

VI.Первичное закрепление с проговариванием вслух

Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение

Рассмотрите выражение на доске. Что скажете?

7-7=0

Какой вывод сделаем?

С какими свойствами числа 0 познакомились?


Игра с мячом (мяч бросается детям с вопросом, они возвращают с ответом)


-Если к любому числу прибавить 0, то…

- Если от любого числа отнять 0, то…

-Если от числа отнять то же самое чисто, то…

-Если к 0 прибавить число, то получится…

Если из числа вычесть это же самое число, то получится 0.

Отвечают.

Проговаривают вслух.






Дети отвечают на вопросы.

Регулятивные: самостоятельно определяет усвоенное и нет

Познавательные: использование общих приемов решения задач

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

VII. Самостоятельная работа и самопроверка

Цель: проведение самопроверки по эталону и фиксация результатов

-Нам пора возвращаться домой. Но впереди резкий поворот. Необходимо быть очень внимательными. И здесь нам понадобятся полученные знания про число 0.

На каждой парте лежат карточки разного цвета. Тип задания зависит от цвета. Необходимо верно решить все задания, чтобы наши корабли не разбились и благополучно вернулись домой.

ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА

Вычисли: 4+0 9-9

7-0 0+5

СИНЯЯ КАРТОЧКА

Заполни: 5+ =5 6- =0

-4=0 +2=2
КРАСНАЯ КАРТОЧКА

Придумай числовые выражения с числом 0 и найди их значения.

Молодцы! Все правильно. И наши машины целыми и невредимыми прибывают домой.

Выполняют задания по карточкам.









Взаимопроверка тетрадей.

Познавательные: анализируют степень овладения материалом

Регулятивные:

волевая регуляция

VIII.Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка

Цель: зафиксировать уровень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов.

Оценить свою работу на уроке.

Наметить цели для последующей деятельности.


Давайте поиграем в игру «Самый внимательный». Решите задачки:

На одной ветке яблони созрели 3 груши, а на другой 2 груши. Сколько всего груш созрело на этой яблоне?

Каким числом обозначается «нисколько»?

Давайте составим «Синквейн» по теме сегодняшнего урока:

Сегодня говорили о…?

Он какой?

Что с ним можно делать?


Что вы можете сказать о значении нуля?


Каким, словом можем заменить? Что же такое 0?

Синквейн

  1. Нуль

  2. Овальный, пустой

  3. Вычитать, прибавлять, сравнивать

  4. Число


Какие вопросы на сегодняшнем уроке все же остались без ответа?

Завтра мы постараемся ответить и на этот вопрос.

Наше путешествие окончено. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие и наш нолик.

У вас на партах лежат нолики. Превратите их в смайлики. Выразите при помощи смайликов свое настроение.



Нисколько



0.




Нуле

Овальный, пустой

Сравнивать, вычитать, прибавлять

Не значит ничего!


Число (цифра, пустота.

Анализируют «Синквейн».





-Не нашли ответа на вопрос, какую роль играет 0 в образовании чисел.




Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности















Вычисли: 4+0 9-9

7-0 0+5



Заполни: 5+ =5 6- =0

-4=0 +2=2



Придумай числовые выражения

с числом 0 и найди их значения.







«Синквейн» по теме сегодняшнего урока:

Сегодня говорили о…?

Он какой?

Что с ним можно делать?

Что вы можете сказать о значении нуля?

Каким, словом можем заменить? Что же такое 0?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!