Читающая школа – условие повышения качества образования.
Учитель русского языка и литературы Филиппова И.Г.
№1 Когда-то, когда ещё не было понятия «читательская грамотность», ценность книги и чтения была неопровержима. Человек получал информацию и преобразовывал её для себя лишь только через чтение. Это был единственный, или почти единственный, источник информации. Чтение ценили и уважали, стремились к его совершенствованию. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Читательские привычки изменились. Появились иные возможности получения информации: голосовые помощники в Интернете, различные аудио- видеопрограммы. Сегодня смотреть и слушать у молодого поколения является приоритетным, а чтение – забытый способ получения информации. Возможно, для кого-то школа вообще является единственным местом, где от ребёнка ещё требуется чтение.
№2. Недостаток чтения обуславливают и недостатки интеллектуального развития ребенком. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и необходимо в любой предметной области.
№3. Читательская грамотность учащегося связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных задач, а также в повседневной жизни. В этой области написано достаточно много теоретической литературы, однако все они сводятся к таксономии Блума.
№4 Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается с 5 класса и продолжается до самого выпуска ученика из школы: изучаются тексты разных типов и стилей речи. При работе с текстом предлагается учащимся множество заданий разнообразных по форме и способу выполнения. В 5 классе определить основную мысль текста, тему текста, ответить на вопросы по содержанию текста, сравнивать разные тексты, находить черты сходства и различия. Эту работу учитель продолжает и в других классах, усложняя учебные задания и подбирая новые тексты В 6 классе одна из важных работ с текстом это составление плана. Учащиеся сворачивают текст, составляя тезисный, цитатный, вопросный планы, учатся дополнять текст, корректировать его.
№5. В 7 классе важной задачей является научить учащихся воспринимать большие тексты на слух, уметь извлекать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них.
№6. В 8,9 классах важной работой является умение читать не сплошные тексты: таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять полученную информацию при написании собственных текстов. Распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией. Поиск и установление последовательности отрывков, содержащих скрытую информацию.
№7. В 10-11 классах происходит дальнейшее усвоение ранее изученных приемов работы с текстами, а также усложнения материала путем отработки умений и навыков понимания сложных текстов, их интерпретации, умений давать оценочные суждения.
№8. формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста. К примеру, универсальный способ разбора учебного текста публицистического или научного стиля: тема текста… идея автора… микротемы… тип речи… стиль речи… изобразительно-выразительные средства, определение лексического значения слов… подбор синонимов… определение различные виды орфограмм… пересказывание… алгоритм разбора текста художественного стиля: тема текста… идея… микротемы… характеристика персонажей, эмоционально-окрашенные слова, изобразительно-выразительные средства… авторская позиция.
Выступление Гульнур Майжоловны
№9. Из класса в класс задания к упражнениям усложняются: — По ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю. Преследуется цель помочь учащимся использовать умения и навыки чтения для получения информации из текстов и создания собственных текстов, как в устной, так и в письменной форме, развитие умений говорить и читать выразительно, обогащая словарный запас речи . На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: составить вопросы к тексту, составлять план текста, устно пересказать текст, подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение .
№10. На развитие письменной речи направлены такие виды заданий, как составление письменных монологов выступлений, составление диалогов, написание сочинений и эссе. Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Учащиеся должны владеть такими понятиями : как диалог, монолог, текст, структура текста, абзац, функции абзаца, способы передачи чужой речи (прямая и косвенная речь, определение стилистической окраски (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные).
№11-17 Осуществлению этой работы способствует применение на уроках работы с учебником русского языка и литературы, где предлагаются конкретные задания. В методических руководствах к учебнику прописываются авторами алгоритм работы с учебными упражнениями и заданиями, формы усложнения материала с учетом возрастных особенностей обучающихся. (остановится на примеры на слайдах)____________________________________________________________________________
№18- 20 Также развитию навыков грамотности чтения способствуют применение на уроках разноуровниевых карточек с заданиями, использование ИКТ, систематическое решение тестов на грамотность чтения. (остановится на примеры на слайдах)
№21-22. В заключении хотелось бы сказать, что современным учителем должна ставиться задача на развитие функциональной грамотности на всех уроках, так как обновленная программа предполагает интеграцию предметов и формирование мета предметных умений, где чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться только целями обучения, оно должно включать функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью, как совокупность многих умений. Это вектор развития образования в развитых странах, поэтому образовательные реформы направлены на путь формирования умений развития функциональной грамотности чтения.