Журавкова Галина Васильев-на
Учитель
начальных классов
Роль чтения в развитии читательской компетенции учащихся.
«Каждый из нас есть то, что он читает».
Иван Ильин, русский философ .
Хорошая книга – и воспита-тель, и учитель, и друг.
Путь получения знаний начинается с умения читать
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Под навыком чтения подразумевают:
умение правильно прочитывать слова;
понимать смысл текста;
выразительно читать;
выдерживать оптимальный темп чтения
Этапы формирования читательских интересов
1) 6 – 7 лет -привлекать для чтения стихи, сказки, рассказы.
2) 7 – 9 лет – книги о природе.
3) 9 – 10 лет – книги о исторических событиях, путешествиях, приключениях .
Задачи учителя:
* Научить:
осознанно, правильно, выразительно читать;
извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
самостоятельно выбирать книги для чтения
Этапы формирования
1 класс – подготовитель-ный
2класс - начальный
3 класс –
основной
4 класс- заключительный
Задания на увеличение поля зрения
1. Смотри в центр первой строки. Прочитай слова.
Ужи 1 уши
Косы 2 козы
Ветер 3 вечер
Пишу 4 пишу
Палка 5 балка
Задания на развитие мышления, речи, внимания, восприятия, памяти, воображения.
1.Сколько спряталось слов?
Волчишкоткрытолщенокночь
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
1.Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова .
КАРКАС КАРАСЬ КАРАТ КАРАТЬ
^ КАРНИЗ КАРСТ КАРНИЗ
КАТЕР КРАТЕР КАТЕТ КАТЕТ
КАТИОН КАТОД КАТОК
ЛАМПА ЛЮК ЛАСТОЧКА ЛАМПА
ЛЮСТРА ЛАМИНАТ
2 . Дополни предложение:
На берегу разложили костер, чтобы…
Семейное чтение
Проект семейного чтения
«Войдем в мир книги вместе»
Человек читающий
Цель проекта :
- возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.
- объединение усилий школьной библиотеки, семьи, педагогического коллектива в формировании у ребенка потребности в чтении;
Цель проекта :
- Создание пространства для диалога ребенка и взрослого.
- привлечение семьи в полном составе (родители, бабушки, дедушки, дети) к систематическому чтению.
ЧТЕНИЕ – ТОЛЬКО НАЧАЛО .
ТВОРЧЕСТВО ЖИЗНИ – ВОТ ЦЕЛЬ!
( Н.А.Рубакин
Задачи проекта:
- пробудить заинтересованность родителей в повышении качества чтения детей;
- показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в процессе совместного чтения;
- оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей;
- повысить компетентность родителей в области детской литературы;
- информировать их о тенденциях развития современной детской литературы;
- привлечь в библиотеку новых читателей;
- создать инициативную группу родителей-единомышленников.
Семейная атмосфера чтения, атмосфера культа книги в семейной жизни является основным фактором в воспитании потребности и интереса к чтению.
.
«Золото добывают из земли,
МАОУ «Антипинская СОШ»
а знания из книги»
участника проекта
семейного чтения
«Войдем в мир книги вместе»
Я_________________
_уч - 1 КЛАССА
мама_______________
папа________________
Путевка
Стань участником проекта «Кто много читает ,тот много знает.»
Создай сборник стихов, загадок, пословиц о книге.
Нарисуй рисунок на тему «Мама ,папа, я- читающая семья.»
Пусть Ваш очаг горит, не остывая,
«Семейное чтение как совместная деятельность семьи и библиотеки может стать надежной основой для обучения и воспитания ребенка.
Теплом домашним сердце согревая.
Семью сплотить сумеет мудрость книг,
Чтоб знаний Ваших не иссяк родник.
Он полюбит чтение и , ступенька за ступенькой, будут подниматься к вершинам Мудрости, Красоты, Знаний.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Увидеть счастливые глаза ребенка при чтении. Это чудо – раз!
Уважаемые мамы и папы!
2. Вновь вместе вернуться в мир детства. Это чудо – два!
Учтите эти добрые советы и пожелания.
Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
3. Познакомиться с творчеством писателей. Это чудо – три!
Найдите спокойное место, где вас не будут прерывать.
Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок сидел правильно и видел книгу.
Ведите совместно с ребёнком «Читательский дневник».
Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интереснее втроем, вчетвером – всей семьей, большой или малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо».
Т. А. Милешко
Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?
Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию книги. Покупайте по возможности, книги полюбившихся рeбёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравиться. Это способствует развитию вашей речи и вашего ребенка.
Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Это ошибочное мнение. Нужно оградить ребенка от книг, предназначенных не для его возраста.
Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения 40-45 минут.
Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений..
Совместное чтение наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
12.. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.
Памятки по чтению
Правила чтения и обращения с книгой 1. Не берите книги грязными руками. 2. Читайте, сидя за удобным столом. 3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°. 4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой. 5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным. 6. Не читайте на ходу и при движении транспорта. 7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении. 8. Храните книги в закрытых полках.
Как надо готовить чтение 1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки. 2. Прочитайте несколько раз эти слова. 3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых. 4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.
Памятка к работе над рассказом 1. Как называется рассказ? Кто его написал? 2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается? 3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали? 4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно? 5. О чем вы думали, читая рассказ?
Памятка к работе над сказкой 1. Как называется сказка? Кто ее сочинил? 2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая? 3. Кто в сказке действует? Какие это герои? 4. Какие события описываются в сказке? 5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему? 6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить. 7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям? 8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
Выделение глав
Памятка к работе над басней 1. Как называется басня? Кто ее автор? 2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются? 3. Кто действует в басне? 4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. 5. Что осуждается в басне? 6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? 7. Что должен понять из этой басни читатель? 8. Какое выражение басни стало крылатым?
ной мысли рассказа 1. Внимательно прочитайте рассказ. 2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно. 3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа. 4. Определите главную мысль рассказа. Составление плана 1. Разделите рассказ на части. 2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части. 3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки. 4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.
Буклет юного читателя
Памятка к работе над стихотворением 1. Назовите стихотворение и его автора. 2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт? 3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками? 4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения? 5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении? 6. Что вам понравилось в стихотворении? 7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Выработка умения пересказывать кратко Задание. Составьте сжатый пересказ по плану. 1. Перечитайте текст. 2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их). 3. Расскажите о главном в каждой части. 4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части. 5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены). Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту Задание. Ответьте на вопросы. 1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст). 2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы). 3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой). 4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы. Выработка умения составлять план текста Задание. Составьте план рассказа. 1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части). 2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием). 3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь). 4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь). 5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей. 6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
Выработка умения пересказывать полно Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа. 1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий). 2. Наметьте его основные смысловые части (картины). 3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста). 4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге. 5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.
Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии) Задание. Составьте рассказ о герое. 1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию). 2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке. 3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера). 4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки. 5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж. 6. Составьте рассказ про себя. 7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное. 8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом .
Алгоритм чтения учебных текстов 1. Начиная чтение, внимательно прочти заголовок и запомни на какие вопросы надо найти ответы в тексте. Это главная цель чтения текста. 2. Читай текст, помня учебную задачу: найти ответы на поставленные вопросы. 3. Прочтя очередной абзац текста, поразмышляй: - О чем этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? Подчеркни их волнистой чертой. - Какие новые понятия встретились в отрывке текста? Подчеркни их прямой чертой. - Что тебе осталось непонятным в тексте? Отметь эти места на полях вопросительным знаком. - Что в прочитанном отрывке кажется тебе наиболее интересным? Отметь эти места на полях восклицательным знаком. После этого переходи к чтению следующего абзаца. 4. Закончив чтение и разметку всего текста, просмотри еще раз с самого начала. Достаточно внимательно прочесть еще раз только подчеркнутые тобой ключевые слова и новые понятия, а также помеченные тобой на полях самые важные участки текста. После этого попробуй проговорить про себя ответы на вопросы, поставленные заголовком текста, пользуясь отмеченными в тексте словами и фразами. 5. Подумай, что в тексте осталось тебе непонятным, и отметь на полях. О чем, следует задать вопросы учителю или взрослым дома. 6. Стоит отметить и те места в тексте, которые показались тебе настолько интересными, что хотелось бы узнать о прочитанном больше.
- Анкета для родителей № 2
- Как вы относитесь к чтению
- А) сами любите читать
- Б) не очень любите
- В) безразлично
-
- 2. Как часто вы читаете
- А) постоянно
- Б) довольно часто
- В) иногда
-
- 3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения
- А) классика
- Б) детективы
- В) приключения
- Г) фантастика
- Д) современная проза
- Е) женский роман
- Ж) поэтические сборники
- З) периодика
- И) другое (что именно)
-
- 4. Есть ли в вашем доме детская библиотека?
-
- 5. Сколько примерно книг в ней?
- 6. какие читательские интересы обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем он любит читать?
- 7. Какие детские журналы Вы выписываете или покупаете?
-
- 8. Часто ли вы читаете своим детям книги
- А) Ежедневно
- Б) Изредка (сколько раз в неделю)
- В) Не читаю вообще
-
- 9. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?
-
- 10.Что дает современному ребенку чтение книг?
-
- 11. Какую помощь вы хотели бы получить от школьной библиотеки?
- Анкета для родителей № 1
- 1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
- - любит читать сам;
- -слушать чтение взрослых
-
- 2.Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
- - хвалите его; - ругаете
- 3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
- - конечно, да;
- - нет
- 4.Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
- - Безусловно, да;
- - Наверно, нет.
- Анкета для учащихся :
- 1. Что ты больше любишь?
- - читать сам;
- - слушать чтение взрослых.
- 2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- - хвалят тебя
- - ругают тебя
- 3. Читают ли в вашей семье книги вслух?
- - читают
- - не читают
- 4.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
- - да - нет
конкурс детского рисунка «Семейное чтение»
Были созданы сборники
- стихов,
- загадок,
- пословиц о книге.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТСКОГО И СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ.
- Ливанов В. Дед Мороз и лето: Сказки по мультфильмам.
- Медведев В. Баранкин, будь человеком! Сказочная повесть.
- Милн А. Винни-Пух и все-все-все: Сказки.
- Носов Н. Веселая семейка; Витя Малеев в школе и дома; Приключения Незнайки и его друзей.
- Остер Г. Зарядка для хвоста: Сказки.
- Павлович И. Бельчонок Додо: Сказки.
- Пантелеев Л. Буква «ты»: Рассказы.
- Паустовский К. Теплый хлеб: Сказки.
- Пивоварова И. Однажды Катя с Манечкой; Рассказы Люси Синицыной: Рассказы.
- Пришвин М. Берестяная трубочка: Рассказы.
- Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода: Повесть-сказка.
- Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.
- Барри Д. Питер Пэн: Повесть-сказка.
- Бианки В. Лесные домишки: Сказки о животных.
- Гайдар А. Чук и Гек: Рассказ.
- Гераскина Л. В стране невыученных уроков. В стране невыученных уроков-2, или Возвращение в страну невыученных уроков: Сказки.
- Голявкин В. Вот что интересно: Рассказы.
- Иванов А. Весь мир — моя нора: Сказки.
- Курляндский А. Вы не были на Таити? Повесть-сказка.
- Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями: Сказка.
- Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне; Эмиль из Лённеберги: Сказки.
научиться читать, писать, слушать и говорить.
- культурой чтения,
- культурой письма,
- культурой слушания,
- культурой речи.
Школьная газета для учащихся
развитие позитивных традиций школьной жизни
реализация творческих способностей
Цель проекта
развитие
- личности младшего школьника
- творческих способностей,
- навыка устных и письменных публицистических выступлений,
- формирование гражданской позиции учащихся,
- допрофессиональная подготовка юных корреспондентов.
Методические принципы: - личностно – ориентированный подход ; - коммуникативная направленность ; - деятельный характер ; - взаимосвязанное обучение .
Информационными
коммуникативными
образовательными
А девиз наш таков: «БОЛЬШЕ ДЕЛА, МЕНЬШЕ СЛОВ!»
Главный редактор Дизайнер Журналисты Фотокорреспонденты Корректоры Верстальщики
Информационно
познавательно
развлекательный
Кабинет русского языка
Кабинет математики
« Веселая переменка»
— Вовочка, — говорит папа, — как тебе удалось получить 12 по зоологии? — Меня спросили, сколько ног у страуса, и я ответил — три. — Постой, но у страуса две ноги! — Да, но все другие ответили, что четыре!Текст
— Вовочка, — говорит папа, — как тебе удалось получить 5 по зоологии? — Меня спросили, сколько ног у страуса, и я ответил — три. — Постой, но у страуса две ноги! — Да, но все другие ответили, что четыре
Рубрика
«Поварешкин»
СПЕЦВЫПУСКИ
- В результате нам удалось: -Повысить социальную активность учащихся; -Развить познавательную активность; -Повысить интерес к знаниям; -Развить эстетический вкус учащихся; -Развить сотруднические отношения: ученики – учителя – родители.
Дени́ Дидро́ — французский писатель основавший «Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» ( 1751 ).
внимание!
Спасибо за