Выступление на МО учителей
начальных классов по теме
«Читательская самостоятельность как показатель готовности
к самостоятельному чтению»
Учитель 3 «В» класса Ю.И. Янкова
2017г
Читательская самостоятельность как показатель готовности
к самостоятельному чтению
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, меньше отводит времени на чтение. Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу?
Ребенок, который приходит в школу, любит сказки, рассказы, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Школа вооружает ребёнка навыком чтения, т.е. формирует чтеца. В настоящее время многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи человека. Чтобы чтение было эффективным, важно научить обучающихся умению пользоваться книгой. Уметь читать в широком смысле слова - значит "… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д. Ушинский. - Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное".
Тематика на уроках внеклассного чтения формируется во взаимосвязи с тематикой уроков литературного чтения. Чаще всего она связана с детской классикой, которая всегда интересна и всегда актуальна. Изучение классического произведения о природе может перерасти в тему внеклассного чтения «Русские поэты-классики о природе» и т.д. К уроку учащиеся подбирают книги самостоятельно, вместе с учителем, готовят выставки с библиотекарем. Таким образом, формируются знания о доступном круге чтения. Структура читательской деятельности включает в себя три компонента:
- технический,
- смысловой,
- читательскую самостоятельность.
Читательская самостоятельность характеризуется следующими показателями:
- мотивация обращения ребенка к книгам, желание читать;
- самостоятельный осознанный выбор книги;
- интерес к книге и его проявление до, во время и после чтения.
Что понимать под понятием «читательская самостоятельность»?
Читательская самостоятельность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью – по мнению одних педагогов. Или читательская самостоятельность - это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации- как считают другие. Как видим овладение младшими школьниками сторон читательской самостоятельности - сложный процесс, требующий специальной целенаправленной работы учителя.
Что даёт ребёнку читательская самостоятельность? Возможность проявлять свою потребность в информации об окружающем мире и станет обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки. Формирование читательская самостоятельность зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг, прививает интерес к книгам. Разумными и полезными на уроках считаются следующие:
новизна;
связь с жизненными ситуациями;
практическое применение знаний;
соревнование;
работа в группе и в парах;
уроки в нетрадиционной форме;
создание ситуаций успеха;
доверие к ученику и др.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:
опираться на желания читать по выбору;
учитывать интересы и склонности;
поддерживать соперничество;
обращаться к самолюбию;
одобрять успех; хвалить;
показывать достижения;
признавать достоинства;
критиковать, сопереживая.
Цель внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.
С одной стороны, это относительно свободные уроки, на которых развиваются читательские интересы, кругозор детей, их эстетические чувства, восприятие художественных образов, их воображение и творчество.
С другой стороны, на этих уроках выполняются определенные программные требования, формируются умения и навыки, необходимые активному читателю.
Структура урока внеклассного чтения:
• вступительная беседа;
• рассматривание книги, знакомство учащихся с новыми книгами по теме чтения (выставка книг);
• выразительное чтение произведения учителем;
• обсуждение прочитанного;
•нахождение необходимого текста и подготовка к чтению; соотнесение рисунков и текста;
чтение учащимися молча;
• оценка учителем самостоятельной работы учащихся;
• рекомендация темы и книг для самостоятельного чтения.
Требования к уроку внеклассного чтения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, связи обучения с жизнью, последовательного усложнения учебного материала, связи классного и внеклассного материала, внеурочная подготовка учащихся
1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.
2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг.
3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.
4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний
5. Словарная работа на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль.
6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ.
7. Беседа на уроках внеклассного чтения – это обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых. Во время беседы выделяем главное в прочитанном произведении, выясняем последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи.
Очень важно для разработки системы уроков внеклассного чтения выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощью, структурой занятия или урока, организацией "уголка чтения".
Научить ребенка читать - эта задача осуществляется на протяжении всего обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного - основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.
На подготовительном этапе (в 1кл.) главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать "знакомые"; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели один раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой. Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами.
На начальном этапе (во 2 кл.) главной целью становится цель - научить читать книгу. Выдвигаются главные учебные задачи: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении книги.
На основном этапе (в 3-4кл.) формирования читательской самостоятельности внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: дети получают задание на дом, т.к. их читательские умения достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгами и в мире книг.
Целью обучения на основном этапе провозглашается: формирование читательских интересов; именно теперь дети должны убедиться в том, что мир книг - это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя. Учебные задачи этого периода определяются так: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг; закреплять умения действовать в мире книг с установкой на цель чтения; расширить читательский кругозор детей.
К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны уметь:
- ставить для себя цель обращения к книгам;
- умение находить в книге сведения об авторе;
- пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;
- выделить для себя внешние показатели содержания книги;
- осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;
- выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме; умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.
- соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения.
- умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
- умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
- умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
Все известные психологи сходятся во мнении, что главное в обучении чтению - привлечение интереса. Исходя из данных утверждений, можно понять, залог успешного формирования ребенка-читателя - применение разных занимательных заданий и упражнений, литературных игр, организация литературных праздников, деятельность на уроках литературного чтения должна быть разнообразной и интересной для младших школьников.
На своих уроках внеклассного чтения я применяю следующие виды упражнений: конкурсы вопросов «Кто составит больше интересных вопросов по произведению?», составление и разгадывание кроссвордов, презентации викторин по сказкам, презентации по книгам и творчеству определённых авторов, конкурсы и выставку иллюстраций к книгам, к рассказам, придумывание надписи под иллюстрациями, пересказ с изменением лица рассказчика, пересказ от одного из персонажей; составление картинного и словесного плана пересказа, составление диафильма. Для развития познавательного интереса дети разыгрывают инсценированные отрывки, читают по ролям, сочиняют самостоятельно волшебные сказки или сказки о животных, организовывают выставку книг. С целью повышения интереса у младших школьников к урокам внеклассного чтения применяю методы самостоятельной проверки домашнего задания. Литературные игры - это игры-состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Они являются занимательными, оживленными, веселыми, и в то же время очень содержательными. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги.
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей - труд, игру, общение с природой, музыку, творчество.
Приложение
1. ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С КНИГОЙ
1) Прочитайте весь текст. Выдели в тексте главные мысли.
2) Не пропускай непонятных для тебя мест текста. Разберись в них сам или получи консультацию преподавателя. Хорошо запоминается лишь то, что понятно.
3) Осмысленное запоминание в 20 раз эффективнее механического.
4) Запоминай не отдельные слова и фразы, а идеи и мысли автора.
5) При чтение внимательно смотри на рисунки, чертежи. схемы, карты, таблицы. Разберись в них. Если требуется, проделай необходимые вычисления.
6) Если в тексте есть ссылки на ранее пройденный материал, вспомни его или прочитай вновь соответствующий параграф учебника.
7) Самостоятельно изложи материал, сформулируй определения, сделай выводы. Прочти текст еще раз и проверь правильность твоих ответов.
2. Викторина «Удивительный волшебный мир сказок Ганса Христиана Андерсена»
1) В какой стране жил Г. - Х. Андерсен? 1. Швеция; 2. Германия; 3. Дания; 4. Италия.
2) Какое из четырех произведений не принадлежит Андерсену?
1. "Оле-Лукойе";
2. "Гадкий утенок";
3. "Дюймовочка";
4. "Белоснежка и семь гномов"
3) Из четырех предметов три взяты из сказки "Огниво". Определите лишний предмет. 1. Оловянная ложка; 2. Сундук; 3. Ранец; 4. Сабля
4) Из какой сказки эта песенка: "Ах, мой милый Августин, все прошло, все!" 1. "Русалочка"; 2. "Свинопас"; 3. "Дикие лебеди"; 4. "Соловей".
3. Конкурс "Узнай героя по описанию"
- "Черный как уголь, но, впрочем, тоже их фарфора и сам по себе такой же чистенький и миленький, как всякая фарфоровая статуэтка. Он премило держал в руках лестницу; личико у него было белое, а щечки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее". (Трубочист. "Пастушка и трубочист")
- "Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше". (Гадкий утенок. "Гадкий утенок")
- "Он восседал в своем золоченом кресле, читал - читал и поминутно кивал головой - ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду". (Китайский император. "Соловей")
- "У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп". (Крот. "Дюймовочка")
- "Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …" (Принцесса. "Принцесса на горошине")
- "Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонялся перед ней. А король провозгласил ее своей невестой, хотя архиеписком и покачал головой, нашептывая, что лесная красавица, должно быть ведьма". (Элиза. "Дикие лебеди")
- "Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось… Он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием". ( "Свинопас")
- "Лучше всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье". (Принц. "Русалочка")
- "Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого он цвета - он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется… Под мышками у него по зонтику: один с картинками…, а другой совсем простой, гладкий…" (Оле-Лукойе. "Оле-Лукойе")
4. Конкурс "Угадай сказку"
Слова напечатаны на листочках, команды вытаскивают поочередно листочки, прочитывают и после совещания называют сказку. Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанные им подборки слов.
1. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. ("Дикие лебеди").
2. Лебедь, яйца, мечта, утка, мороз, курица, вода. ("Гадкий утенок").
3. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. ("Принцесса на горошине").
4. Роза, соловей, горшочек, трещотка. ("Свинопас").
5. Рыцарский крест, иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. ("Новое платье короля").
6. Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. ("Дюймовочка").
5. Викторина по рассказам В. Драгунского, ответ найти в одном из рассказов:
- Как разделить на троих 2 яблока? - Сварить компот ("Надо иметь чувство юмора").
- На ком мама предложила Дениске отрабатывать силу удара? - На мишке - игрушке. ("Друг детства").
- Какой рассказ Драгунского имеет самое короткое название? - "Бы".
- Как двумя словами назвать то, что любит Мишка? - Продуктовый магазин. ("Что любит Мишка").
- На что похожа нога, не достающая до педали велосипеда? - На макаронину. ("Мотогонки по отвесной стене").
- Какой больной похож на зелёнчатого леопарда? - Больной ветрянкой. ("Зелёнчатые леопарды")
- Как можно маме облегчить мытьё посуды? - Самим помыть посуду. ("Хитрый способ").
- Взять…состричь, подпалить волоски, Постирать с земляничным мылом. О ком, о чём идёт речь? - "Куриный бульон".
- В каком рассказе герои одновременно совершают два подвига: спасают из горящего дома девочку и вытаскивают из проруби мальчика? - "Пожар во флигеле или подвиг во льдах".
- Как же называется сборник рассказов о приключениях Дениса и его друзей? - "Денискины рассказы".
6.Разгадывание кроссворда «По страницам изученных произведений».

1. Автор «Сказки о царе Салтане...».
2. Заголовок рассказа В. Чаплиной о собачке.
3. Заголовок рассказа Н. Носова о мальчиках-выдумщиках Мишутке и
Стасике.
4. Автор сказки о Стойком оловянном солдатике.
5. Задание: Узнайте кто автор стихотворения «Весенняя гроза» («Черемуха, черемуха...»).
Ответы: 1. Пушкин. 2. «Мушка». 3. «Фантазеры». 4. Андерсен. 5. Барто.